Исполнительный вице-президент по маркетингу «Вымпелкома» Анастасия Оркина поделилась с Roem.ru подробностями развития текущих финтех-проектов у «Билайна», а также рассказала о наработках, которые вскоре увидят свет.
— Генеральный директор ОАО «ВымпелКом» Михаил Слободин рассказывал, что «Билайн» готовится «изменить мир мобильных финансовых сервисов». Что именно вы готовите?
Мы действительно хотим стать заметным игроком на рынке финансовых услуг. У операторов есть серьезное преимущество по сравнению с банками — это умение работать с мелкими транзакциями. На счетах мобильных телефонов обычно хранятся гораздо меньшие суммы, чем на банковских картах, и операторы умеют с ювелирной точностью работать с этими микроплатежами. На этом построены биллинговые системы.
Поэтому счет мобильного телефона для оплаты небольших покупок — это идеальный инструмент для клиентов. Он уже есть у каждого, и не нужно регистрировать свою банковскую карту в интернете. Яркий пример — возможность оплаты со счета мобильного телефона приложений в Google Play. Этот сервис помог многим пользователям преодолеть барьер в виде регистрации карты. За год количество клиентов, которые используют этот вид оплаты, выросло более чем в 1,5 раза, количество покупок — в 2 раза.
Но и в части сервисов, смежных с банковскими, у нас так же серьезные намерения. На этот год у нас запланировано несколько интересных продуктов и опций — в частности, наша «Карта Билайн» станет еще более многофункциональной. Будет дальнейшее развитие сервисов на базе технологии NFC. По мере запуска мы расскажем обо всем по порядку.
Надо сказать, что не только клиенты, но и профессиональное сообщество нас замечает и воспринимает как активного участника финансового рынка. Недавно мы даже стали обладателями премии «Банковская сфера». Это доказывает, что оператор может справиться с популярными финансовыми сервисами не хуже банка.
— Студия Лебедева разработала дизайн вашего мобильного приложения «Мой Билайн», она привлечена к работе над новым продуктом?
Под каждый продукт мы выбираем партнера, наиболее сильного в решении задач, которые выполняет этот конкретный продукт. Студия Артема Лебедева — один из наших партнеров, и на данный момент мы видим, что это партнерство успешное. В частности, можем назвать партнерство в разработке личного кабинета, а также внешнего дизайна финансовых сервисов.
Приложение «Мой Билайн» для iOS:
— Планируется интеграция с приложением «Мой Билайн», или новый финансовый сервис, который вы готовите, — отдельная история?
Да, для современных финансовых сервисов разные digital-инструменты просто незаменимы, чтобы с мобильного телефона можно было быстро совершать оплату. Мы планируем добавить финансовые сервисы в мобильное приложение «Мой Билайн», предназначенное для онлайн управления тарифами и услугами.
Также для активных пользователей мобильных финансовых сервисов появится отдельное приложение, в котором будут собраны все популярные услуги: оплата с лицевого счета, денежные переводы, погашение кредитов, оплата штрафов и многое другое. Всего будет доступно для оплаты более 500 различных услуг.
Приложение сейчас находится в разработке и выйдет в свет до конца года. Мы уверены, что эти нововведения сделают финансовые сервисы еще проще и удобнее, и как результат — еще популярнее.
— На кого ориентируетесь при запуске новых новых мобильных финансовых сервисов (MFS)? С кем из коллег по цеху обмениваетесь опытом?
«Билайн», первым среди российских операторов, начал развитие мобильных финансовых сервисов еще в 2005 году. Наши клиенты получили возможность совершать покупки, используя в качестве источника оплаты баланс мобильного телефона.
Сегодня с помощью мобильных финансовых сервисов люди наиболее охотно оплачивают транспорт, парковку, штрафы ГИБДД, интернет, услуги ЖКХ, мобильный контент, а также погашают кредиты и совершают денежные переводы. Во многих из этих случаев оплата со счета мобильного телефона — это реальная альтернатива банковской карте.
По данным исследования GFK, банковские карты (зарплатные, кредитные или дебетовые) есть примерно у 60% населения страны старше 16 лет. А мобильный телефон есть у всех. Иногда даже не один. Мы даем и карту, и телефон.
При запуске более комплексных финансовых сервисов мы, естественно, смотрели на западных операторов — многие подходы и технологии ими уже опробованы. Например, при запуске платежный карты мы сознательно отказались от идеи создания собственного банка и пошли по пути партнерств с финансовыми организациями.
В мире большинство попыток сделать банк из оператора провалились, а партнерства, напротив, в большинстве случаев становятся успешными. При этом наша платежная карта ничем не уступает картам от банков, а многие их них даже превосходит. Например, покупки за границей по ней оплачиваются по курсу ЦБ РФ, а не по внутреннему курсу какого-либо банка.
В части многих сервисов мы являемся первопроходцами на российском рынке, например, запуск NFC HCE [сервис эмуляции банковских карт, применяется для создания виртуальных карт в мобильном кошельке — Roem.ru]. В мире есть всего несколько банков, запустивших такое решение — Caixa Bank и BBVA в Испании, банки в Канаде и Новой Зеландии, а среди операторов мы стали первыми.
То, что финансовые сервисы — это новый источник развития операторов, сейчас вряд ли кто-то сомневается. Поэтому все операторы работают в этом направлении, и у нас есть в том числе совместные проекты внедрения NFC на транспорте.
— Чем обусловлена нынешняя линейка финансовых сервисов? Как определяете пути развития?
В целом финансовые сервисы можно разделить на два направления. Платежи со счета мобильного телефона — мобильная коммерция, и сервисы на стыке с банковскими продуктами (карты, страхование, кредитование и тому подобное).
Наша задача — стать для клиентов своего рода единым окном для получения различных финансовых услуг. В этом смысле мы конкурируем как с другими операторами (в сфере мобильной коммерции), так и с финансовыми организациями (в сфере банковских продуктов и услуг).
В конкурентной борьбе мы делаем ставку на инновационные сервисы и индивидуальный подход к клиентам. То есть на нашу способность первыми внедрять современные актуальные решения на российском рынке (например, уже упомянутая технология NFC HCE, или возможность оплаты приложений в магазине Google Play со счета мобильного), а также готовность предоставить клиентам большой список продуктов, из которого каждый может выбрать наиболее подходящий.
— Руководитель подразделения MFS Илларион Яловенко говорил, что «Вымпелком» видит большое будущее в направлениях кредитования и страхования. Как развиваются эти направления?
Такие сервисы уже есть. На «Карту Билайн» можно оформить в том числе кредитный лимит. Минимальная сумма при оформлении — 15 тысяч рублей, максимальная — 90 тысяч. Сейчас нашим партнером по кредитам является «Альфа-Банк». Мы ведем переговоры с другими банками, чтобы у наших клиентов был выбор, с какой кредитной организацией иметь дело.
Отдельное направление — оформление кредитов на покупку оборудования в наших офисах. Мы работаем с тремя банками — «Ренессанс Кредит», «Хоум Кредит» и «Альфа-Банк». За счет мультибанковской модели процент одобрения кредитов у нас выше, чем в среднем по рынку. И опять же, если заявку одобрил не один банк, а два или все три, клиент может выбрать тот, который ему удобнее и дает лучшие условия. В кредит можно приобрести практически любое оборудование.
Кроме того, мы периодически проводим с банками-партнерами акции по беспроцентному погашению кредитов в офисах «Билайн». Клиенты этих банков могут прийти к нам и погасить кредит, не выплачивая проценты.
В страховании мы тоже делаем первые шаги. В наших московских офисах клиенты могут оформить полис страхования имущества, жизни, а также полис для зарубежной поездки. Партнер по этому проекту — «ВТБ Страхование». На днях с этим же партнером мы запустили новую услугу — страхование мобильных устройств, в том числе возможность оформить продленную гарантию. Продажи только набирают обороты, поэтому о результатах можно будет судить чуть позже.
Мы также разрабатываем возможность продаж полисов через digital-каналы. Эти сервисы рассчитаны в основном на продвинутую аудиторию, которая привыкла решать все свои задачи с помощью смартфона и интернета.
— При запуске новых MFS вы используете готовые решения от партнеров или разрабатываете что-то свое? На кого ложится поддержка клиентов?
По технологическим решениям возможны оба варианта. Например, технологическая платформа мобильной коммерции принадлежит нам, а банковский сервисы реализуются на стороне партнеров. Так же и с обслуживанием клиентов. Консультацию можно получить по номеру 0611 или по короткому номеру, который прикреплен к услуге. По нему клиент попадает в колл-центр партнера.
— Мегафон предоставил своим абонентам, пользователям Qiwi,
Мы развиваем сервисы, в которых на счет клиента возвращаются бонусы. При этом система бонусов максимально прозрачна — один бонус равен одному рублю и накопленные бонусы можно расходовать на оплату услуг связи или покупку оборудования в наших офисах, фактически активный пользователь карты общается бесплатно. За год вполне реально накопить на топовый смартфон.