Знание типичных ошибок вынуждает начинающих больше нервничать, а после доклада — более мотивированно себя ругать. Поэтому про ошибки не буду, а приведу очевидные тезисы, которые не всем приходят в голову. Об этом я всегда говорю людям, которые собираются выступать в первый раз.
- Не заморачивайтесь с броским названием.
- Аудитория не знает, что именно и как вы собираетесь рассказывать.
- Докладчик — не слуга аудитории.
- Вы делаете доклад для тех, кто в зале прямо сейчас.
- Озвучьте аудитории удобные для вас правила ответов на вопросы. Соблюдайте их.
- Фиксируйте результаты выступления — в течение 3-х дней после мероприятия.
Далее немного подробнее о каждом пункте.
Не заморачивайтесь с броским названием
На проф. конференциях много непрофессиональных выступающих, поэтому хорошее, броское название повышает привлекательность, но обратное не верно. Плюс у аудитории могут возникнуть завышенные ожидания. Общий принцип — чем больше опыта и материала, тем больше уделять внимания деталям типа названия.
Аудитория не знает, что именно и как вы собираетесь рассказывать
Не нужно пропускать слайды со словами «Ой, я тут не укладываюсь. Это не так важно» («Если не важно, зачем включали?») — выглядит суетливо и отвлекает внимание. Аудитория не знает, сколько вы будете показывать слайдов и как, поэтому вы можете в процессе рассказа одного слайда сменить несколько, типа так и должно было быть.
Докладчик — не слуга аудитории
Первая задача докладчика это прочитать доклад наилучшим образом (это зависит только от него), вторая, чтобы доклад приняла аудитория (здесь изрядная доля везения, ведь мы говорим о первых выступлениях). Один из способов меньше зависеть от настроения аудитории: рассказывать одному человеку в зале. Быстро выбрать жертву и на нее говорить, лучше вообще подсадить такого человека.
Пример: хороший научник на дипломе, который демонстрирует внимание и кивает в сложные моменты.
Никто из профессиональных выступающих не будет менять технический/профессиональный доклад, если не попал в аудиторию. Лучше хорошо прочитать доклад мимо аудитории, чем плохо прочитать мимо аудитории.
Вы рассказываете для тех, кто в зале прямо сейчас
Если люди выходят — это не индикатор того, что вы делаете что-то не то. Это говорит о том, что они услышали не то что ожидали, захотели перекусить, в туалет, и еще миллион причин. Все они не про то, как вы выступаете. Вход-выход — совершенно нормальная ситуация, часто идут параллельные секции, поэтому народ мигрирует. Не стоит переживать. У меня как-то 3/4 аудитории вышли в начале доклада, тем не менее, получилось хорошо.
Озвучьте аудитории удобные для вас правила ответов на вопросы. Соблюдайте их
Правила желательно озвучить сразу. Правила по выходу/входу, вопросам, пользованию телефоном. Пример:
«Здравствуйте, меня зовут…. Я прошу, по возможности, запомнить и записать вопросы, которые у вас возникают по ходу выступления, я с удовольствием отвечу на них в конце или в кулуарах. Так же попрошу выходить для разговора по телефону».
Можно, если аудитория «бурлит» вопросами, предусмотреть несколько сессий после ключевых блоков. И это озвучить — «Я смотрю много вопросов, давайте я закончу говорить о … и отвечу на 3-4 вопроса».
Фиксируйте результаты выступления — в течение 3-х дней после мероприятия
Давайте обратную связь самому себе по выступлению. Люди редко довольны первым выступлением, нужно понять, что действительно было хорошо, и что было не так, как ожидали. Запишите, что прошло хорошо, что наоборот не понравилось. Эти записи можно и нужно показать, чтобы вашим друзьям было легче давать положительную обратную связь. Можно просто написать заметку в соц. сетях, чтобы вас поддержали друзья. Ваши заметки — это огромное подспорье в подготовке следующего вашего выступления, это ваши советы самому себе.
Как только вы закончили первое свое выступление вы становитесь оратором и дальше начинаете самосовершенствоваться. Оратор на основе обратной связи самому себе сам выбирает направление развития, здесь я уже не буду советовать.
Автор: vkalenov