Startupbootcamp стал самым успешным акселератором в 2014 году, и теперь выходит в Азию и США. Петр Татищев, партнер Ecamb, специально для Roem.ru поговорил с сооснователем и COO Startupbootcamp Маркусом Гнирком (Markus Gnirck) о том, что особенного в Сингапуре для финтех-стартапов, как извлечь максимум пользы из акселераторов и куда лучше податься стартапам из Восточной Европы.
Пётр Татищев: Спасибо за то, что согласился уделить нам время. Итак, сейчас вы занимаете центральную позицию: вы видите, как создаются проекты в Азии, и как идут дела в Европе. Для начала расскажите что представляет собой Startupbootcamp сейчас, последний раз, когда я общался с вашей командой, — это было давно, — ваш проект был намного меньше.
Маркус Гнирк: Всё стало сложнее, и мы стали больше. Startupbootcamp стал главным акселератором в Европе. У нас больше 20 разных программ по всему континенту. В нашем портфеле 289 компаний, мы проводим примерно 80−90 питч-сессий в год, они проходят в каждом городе Европы, где есть движение стартапов. В общем, Bootcamp сильно подрос. Следующим нашим шагом станет выход за пределы Европы.
Планируете мировое господство?
Ну, я бы это так не назвал, но мне нравится ход ваших мыслей. (смеётся) Мы собираемся экспортировать наш бренд на другие рынки, на другие континенты. Это во-первых. А во-вторых, вертикализация.
Что касается выхода на мировой уровень, то мы уже работаем над этим, именно для этого я в Сингапуре. Мы также запускаемся в Сан-Франциско, смотрим и на Китай, и на Африку — везде.
Мы два года назад поняли, что вертикализация необходима. Теперь в Берлине у нас сосредоточены энергетические проекты, e-commerce в Амстердаме, big data и интернет вещей в Барселоне, в прошлом году Лондон стал специализироваться на финтехе. И эти программы всегда финансируются разными игроками индустрии. Большие бренды хотят сотрудничать со стартапами: в финтехе, что весьма очевидно, мы работаем с банковским сектором: банк Lloyds в Британии, MasterCard, DBS банк в Сингапуре. Это также привлекает стартапы — они хотят встретиться с этими компаниями, доступ к которым нельзя получить просто так. В будущем мы продолжим подобное сотрудничество.
Это первая для вас программа в Сингапуре?
Да, это первая программа в Сингапуре и первая программа за пределами Европы.
И если я не ошибаюсь, вы только что закончили принимать заявки.
Да, дедлайн был 15 марта, две недели назад. Мы пока не закончили их рассматривать (беседа проходила 24-го марта), но всего было подано более 300 заявок, большинство из них в области финтеха. В принципе, ожидаемо. (смеётся)
А в Лондоне у вас было около 400?
Да, 420. При этом только несколько были в области финтеха. А в Сингапуре 300 стартапов, и почти все — финтех. Это очень солидная цифра. Если смотреть на географию, то 80% проектов из Азии — Индия, Китай. Есть Австралия. А 20% из Северной Америки и Европы. Сингапур станет для них стартовой площадкой.
Почему вы выбрали именно Сингапур? Почему, например, не Гонконг? Сингапур — очень дорогое место.
Да, так все говорят. Вообще это была идея наших партнёров, таких как MasterCard. Мы всегда были не против того, чтобы развиваться в Азии. И так сложилось, что наши связи с Сингапуром оказались прочнее. Отделение InfoComm по инвестициям, IIPL, воодушевилось нашей моделью и приняли решение стать главным инвестором. DBS, с которыми мы сотрудничали раньше, также с радостью присоединились к нам в качестве партнёров. То есть всё произошло естественно. В это же время мы вели переговоры с Гонконгом, и наше сотрудничество ещё может случиться в будущем, но на тот момент Сингапур оказался быстрее всех, поэтому мы и согласились. Побывав в Гонконге и Сингапуре, пообщавшись с людьми, которые работают здесь, я убедился, что Сингапур — лучшее место для финтех-стартапов, здесь сосредоточены центральные офисы банков. Здесь все открыты для инноваций, много менторов, экспертов, и все они хотят стать частью сообщества, помогать стартапам.
То есть вы бы посоветовали всем европейским финтех-стартапам обратить внимание на Сингапур или Гонконг, если они хотят хорошую стартовую площадку в Азии?
Здесь всё зависит от индустрии, в которой они хотят двигаться. Гонконг и Сингапур — замечательные места для финтех-стартапов. Но есть и свои особенности — например, если это торговля или недвижимость, тогда лучше подойдёт Гонконг. Нельзя говорить про финтех в общем, надо смотреть на маленькие ручейки, которые сливаются в эту большую реку. Кто знает, может быть вашему проекту подойдёт Сидней или Мумбаи? Но если рассматривать каждый город, как некое сообщество, то в Сингапуре самая доброжелательная атмосфера для финтеха.
Я знаю, что вы также бываете в других городах Азии, и активно смотрите презентации местных проектов. Где ещё есть интересная активность? Отличаются ли азиатские стартапы по регионам?
На Филиппинах последнее время активизировались энтузиасты криптовалют, очень талантливые люди, большая плотность стартапов. Звучали предложения заменить филиппинское песо на криптовалюту.
Мне очень понравилось в Корее. Финтех-движение там тесно взаимодействует с государственными и частными банками. В нашем нынешнем наборе из топ-50 компаний, как мне кажется, 4−5 именно из Кореи. Мне очень нравится, что они серьёзно задумываются о выходе на глобальный рынок, не планируют ограничиваться только своим домашним рынком.
Много, что не удивительно для такой большой страны, происходит в Индии. У нас было примерно 80−90 заявок из Мумбаи и Бангалора, и по части технологии они все очень хороши, они знают, что нужно потребителю. Скоро появится много хороших стартапов из Индии.
Но больше всего надежд я возлагаю на Джакарту и на Индонезию в целом. Страна только включается в это движение, и рынок полон возможностей. Любое направление в финтехе — мобильные платежи, страховки — всё сейчас возможно в Индонезии.
Startup Bootcamp в Сингапуре ищет тех, кто будет работать на местном рынке, или вы больше заинтересованны в стартапах, которые метят на мировой рынок?
Конечно, мы ищем тех, у кого есть амбиции для выхода на мировой уровень. Весь этот разговор про экосистемы отходит немного на второй план. Например, у нас есть стартап, который делает финансовое приложение для Вьетнама. Это, конечно, прекрасно, но их технологию нельзя масштабировать, с ней нельзя выйти на мировой рынок. Нам нужны те, кто смотрит на весь азиатский рынок и думает над тем, как можно масштабировать свою технологию ещё шире. И это вовсе не так просто. Куда бы я не приезжал, я всегда говорю предпринимателям, чтобы они мыслили глобально. Пока что большинство предлагает слишком локальные решения.
На каком уровне должен находиться стартап, если он хочет к вам попасть? Можете взять проект только за идею?
Обычно всё происходит немного не так. Например, в Лондоне в прошлый раз нам очень повезло — семь из десяти проектов, которые мы выбрали для участия в программе, уже получали прибыль; восемь из десяти уже получали инвестиции. Смотря на участников сингапурской программы, я могу сказать, что ситуация практически такая же. Большинство уже получали какие-то инвестиции, у них есть местные постоянные клиенты, Startup Bootcamp станет для них возможностью увеличить охват территории.
Отвечая на ваш вопрос, мы ищем продукт, по крайней мере прототип, у которого уже есть клиентская база и который уже получил seed-инвестиции. Прибыль тоже важна, но не обязательна. Но мы никогда не сотрудничаем с парой приятелей, которые в гараже мастерят своё первое приложение. Мы собираемся представлять их проекты банкам, а для этого нужно чтобы было что представить.
Кто помогает вам в Сингапуре?
В Сингапуре основными партнёрами остаются банк DBS и MasterCard. Нам также помогают множество других банков, например May Bank в Малайзии. Они все пристально следят за программой и ждут, что из этого получится. Нам также помогает правительство, в Сингапуре правительство может помочь найти нужные каналы связи. Мы заставляем государство смотреть на инновации, принимать их. Учим их слушать и слышать молодых предпринимателей. На практике это пока реализовалось в предоставлении офисов для участников нашей программы.
А что самим участникам программы стоит ждать от неё?
Есть два основных момента: партнёрство с новыми людьми и получение инвестиций. В первые же три недели программы вы познакомитесь с огромным количеством инвесторов, менторов, экспертов. Это делается для того, чтобы затем стартапы могли выбирать, с кем им работать в дальнейшем. И таких людей у нас больше сотни.
Также мы стараемся освещать деятельность наших проектов в масс медиа, представляем их на конференциях. Таким образом мы обеспечиваем доверие к ним и узнаваемость, что затем помогает в фандрейзинге.
А если говорить о стартапах в Восточной Европе, то им лучше пробовать себя в Лондоне или Сингапуре?
Нужно отправляться туда, где планируешь остаться. В Сингапуре у нас есть стартап из Литвы, и команда не просто приехала на три месяца, чтобы потом вернуться. Они собираются остаться и делать свой бизнес здесь. Это правильный подход, если вы отправляетесь в Лондон, Сингапур, Нью-Йорк, любое другое место, где идёт финтех-движение, вы должны быть готовы к тому, чтобы остаться в этой экосистеме. А приехать на 3 месяца в Сингапур и уехать обратно — не лучшая стратегия. Партнёрство обеспечивает развитие.
Всем стартапам нужно думать на перспективу. Как это было с одним из польских стартапов, который попал в Bootcamp в Лондоне. Команда из трёх человек разделилась: двое приехали в Лондон, а один остался присматривать за бизнесом в Польше. Теперь у них растёт бизнес и в Англии, и в Польше. Долгосрочное планирование очень важно.
Какая проблема в банках раздражает больше всего лично вас?
Главной проблемой, которую я вижу в банках, остаётся косность их инфраструктуры. Попасть в хороший банк стартапу очень сложно. Очень мало банков предоставляют API, а это очень важно для стартапов, чтобы они могли протестировать своё решение на реальной системе. Вот, что меня раздражает больше всего.
Что ещё мне хочется изменить в финтехе — это делать ещё больше, больше всего. (смеётся)