Насколько каждый из нас готов быть сам себе бухгалтером? Почему то, что так давно и крепко пустило корни на Западе не хочет давать всходы на нашей земле? В чем отличие российского рынка личных финансов от западного? С этими вопросам мы обратились к главным игрокам пока ещё скромного российского рынка управления личными финансами.
Западные игроки
Самый крупный игрок, который известен даже далеко за пределами США — Mint.com. Число пользователей ещё три года назад перевалило за 10 миллионов и продолжает расти. Основная аудитория продукта — страны Северной Америки. Когда в 2012 году в Forbes писал про софт для планирования финансов, половину статьи автор посвятил описанию достоинств именно этого сервиса, при этом весьма скромно упомянув остальные, в качестве альтернативы к Mint.com, если он вам не нравится по каким-либо причинам.
С другой стороны в этом же году VentureBeat включили LearnVest в десятку лучших стартапов из Нью-Йорка. Основательница Алекса фон Тобель изначально нацеливала продукт на женщин, чтобы помочь им планировать бюджет. Но программа быстро нарастила сообщество и пришлось подтягивать и мужскую аудиторию тоже. В прошлом году компания закрыла очередной раунд на $28 млн. Интересно, что одним из трёх инвесторов стал венчурный фонд американского финансового динозавра с полуторастолетней историей American Express.
YNAB завоевал сердца пользователей включённой методикой ведения финансов, курсами и тренингами. Четыре главных правила YNAB: займите каждый доллар, откладывайте на чёрный день, старайтесь приспособиться к тяжёлым обстоятельствам, живете только на доход в прошлом месяце.
Некоторые вспомнили о прекратившей своё существование, но ранее популярной Microsoft Money (закрыта 5 лет назад). Основатель и владелец PersonalFinance.ru Александр Широков отмечает, что есть также большое количество «просто программ».
Их доля невелика и перспектив роста нет. Любопытный пример: AceMoney — клон программы Quicken десятилетней давности. Хоть автор и русский, есть и сайт на русском, у нас программа не популярна — ввиду сильной заточенности под нужды американского рынка. Несмотря на очевидную отсталость и сравнительно небольшую долю рынка, доходы от этой программы наверняка в разы превышают доходы от той же [российской] Sanuel Family.
В целом все участники пришли к выводу, что несмотря на огромный рынок — конкуренция на Западе очень жёсткая. Тут и там появляются стартапы, о которых у нас в основном не слышно, сверх того в гонку включаются традиционные банки.
К слову, стоит заметить, что многие компании входят в более крупные объединения — например, Mint.com и Quicken входят в компанию Intuit, которая предоставляет больше десятка продуктов, связанных с финансами, как для потребителей, так и для бизнесменов. В годовом отчёте за 2014 год компания отчиталась о 50% росте оборота за последние 6 лет, что приблизило его к отметке в $3 млрд.
Отечественные игроки
Павел Козловский из «Домашней бухгалтерии» считает, что по-настоящему крупных игроков на нашем рынке, в отличие от западного, пока что нет. Но и в целом “сравнивать западный рынок с российским не правильно”, считает он. “Дело в том, что во многих странах, к учету личных финансов люди подходят по-разному”.
Все программы на российском рынке «производят удручающее впечатление» как в плане дизайна, так и в плане функциональности, считает Широков из PersonalFinance.ru. Никому из них пока не удалось закрепиться за пределами России.
CEO EasyFinance Михаил Попов оценивает в 7 млн человек аудиторию потенциальных пользователей сервисов личных финансов в России. количество Западный и восточный рынок по количеству активных пользователей и предложенных продуктов на порядок выше. Попов приводит оценки в 150 млн пользователей в Китае и говорит, что в США “только специальное ПО и онлайн сервисы по управлению личными финансами непосредственно используют 49 млн. человек.
Обзор игроков и объема российского рынка личных финансов -> Roem.ru
Почему же российские пользователи пока равнодушны к подобного рода программам? Почти все участники рынка единодушно сходятся во мнении, что у нас нет сложившейся традиции следить за расходами в программах, нет культуры ведения домашней бухгалтерии. В США, например, оплата налогов и постоянный их просчёт составляет немалый аспект жизни среднестатистического гражданина. В этом плане у нас всё намного проще для потребителя, даже НДС уже включён в стоимость, в отличие от Канады или налога с продаж в США.
Отдельно игроки подчёркивают преобладающее использование наличных и закрытость данных в банках. На Западе большое количество операций идет по карте, и эту информацию можно автоматически получить из банка, чем и активно пользуются западные сервисы, говорит Федосин из «Дзен-мани». В результате, основным их продуктом становятся анализ, планирование и прогнозирование, оплата периодических счетов, расчет налогов. “В России ситуация обратная: мы много платим наличными и банки не предоставляют доступ к данным для сторонних сервисов. Получается, чтобы вести полноценный учет, надо вносить операции вручную. Это основной стопер в развитии систем PFM в России, да и во многих других странах”.
Впрочем он все-таки добавляет, что «автоматизация не является определяющей при выборе сервиса. Скорее, качество самого продукта: дизайн, скорость, стабильность, функциональность. Если же продукт будет качественный и с автоматизацией учета, то он будет вне конкуренции на российском рынке».
Облегчение ручного ввода данных - один из основных запросов российского пользователя, говорит Широков из PersonalFinance. Обычно пользователи просят сканирование чеков и парсинг СМС, рассказывает он. На Западе же, по его словам, такая проблема не стоит и все крутится вокруг анализа и планирования. “У нас ровно наоборот - анализа и планирования часто просто нет, да и не требуется. Пользователи удовлетворяются парой красивых, но бессмысленных графиков, а вот вопросу автоматизации ввода данных уделяется повышенное внимание”.
Про проблемы с наличкой говорит и CEO CoinKeeper, Василий Мещеряков: "Россия все-таки в отличие от Запада в основной своей массе - так называемая cash economy, у нас банковская карта нужна в основном затем, чтобы в день зарплаты снять ее целиком в банкомате. По нашим данным более 75% транзакций по прежнему наличные расходы".
В одном почти все участники дискуссии согласились — в будущем росте рынка в России. Для этого предстоит решить много проблем: воспитать финансовую культуру, хотя бы на начальном уровне, решить проблем с доступом данных из банков, перевести большую часть финансовых операций на безналичный расчёт — всё это пока что не под силу стартапам. Некоторые просто надеются, что рано или поздно люди придут к мысли о том, что планирование финансов — жизненно важно. В этом случае рынок ждёт стабильный и быстрый рост.