Большое интервью с гендиректором российского офиса «Яндекса» о конфликте с Google

в 12:09, , рубрики: android, Google, microsoft, Александр Шульгин, Доля поиска, интервью, кадры, Медиа, ФАС, яндекс, метки: , , , , , , , , ,

Александр Шульгин в интервью газете «Коммерсантъ» рассказал о конфликте с американским поисковиком, союзе с Microsoft и кризисе.

О Google и Android:

По всем измерениям у устройств на Android мировая доля выше 80%. Суперуспех! Казалось бы, пожинайте плоды, распространяйте свою ОС. Но они пошли дальше и начали ограничивать предустановку наших сервисов на устройствах производителей. Если ты хочешь получить на свое устройство Android с важными ключевыми компонентами от Google, то ты обязан предустановить и поиск Google, и другие их сервисы, а в некоторых случаях и вовсе не имеешь права установить сервисы конкурентов. С одной стороны, Google декларирует открытость Android, с другой — совершает действия, которые говорят об обратном.

О жалобе «Яндекса» в ФАС:

Мы долгое время мирились с этим, не теряя ни одной возможности работать с нашими партнерами. Но в прошлом году Google пошел дальше и начал вводить полный запрет предустановки всех сервисов "Яндекса" на смартфонах брендов, для которых Россия являлась основным рынком.

Об ограничении продуктов «Яндекса» на некоторых смартфонах:

И Explay, и Fly, и Prestigio предустанавливали наши сервисы, у нас были с ними взаимовыгодные отношения на протяжении нескольких лет. Но в какой-то момент наши давние партнеры вынуждены были сказать: «Все, мы не можем больше вас ставить, это требование Google». Если первый тип ограничений исключает возможность партнерства по предустановке нашего поиска на телефоны, то второй тип блокирует любые партнерства с «Яндексом» и по другим сервисам. Если производители телефонов заключат соглашение о разделении доходов с «Яндексом», их просто «отлучат» от экосистемы — это значит отсутствие доступа к Google Play и другим ключевым компонентам Android. После отказа давних партнеров от сотрудничества мы поняли: раз с нами борются на уровне ограничений в договорах, а не качества сервисов, необходимо решать этот вопрос юридически.

О влиянии предустановки на охват аудитории:

...предустановка оказывает значительное влияние на охват аудитории и объем использования приложений и сервисов. Мы уже говорили, что доля поиска "Яндекса" на Android в целом в четвертом квартале 2014 года — 44%, при этом доля "Яндекса" на Nokia X, где мы установлены поиском по умолчанию,— 76%. Когда на iOS нельзя было поставить поиском по умолчанию "Яндекс", наша доля на этой платформе составляла около 35%. После включения "Яндекса" в список возможных поисковиков по умолчанию наша доля выросла до 49% по итогам четвертого квартала 2014 года.

О слухах про коалицию «Яндекс»—Microsoft для борьбы с Google:

Microsoft входит в альянс Fair Search, по заявлению которого Еврокомиссия расследует в Европе действия Google на Android. В прошлом году нас привлекли свидетелем к этому расследованию, поскольку «Яндекс» один из немногих поисковых конкурентов Google. У нас с Fair Search общие интересы в части создания равных для всех условий игры на Android. В своем недавнем заявлении альянс Fair Search, куда входят Microsoft, Oracle, Nokia, Expedia, TripAdviser и многие другие, поддержал наше заявление в ФАС.

О приоритетах во время кризиса:

Мы будем фокусироваться на главном: сейчас это поиск, рекламные технологии, это наши новые бизнес-инициативы. Например, «Яндекс.Такси» на фоне всего «Яндекса» — это не очень большой проект, но он очень быстро растет. Мы создаем бизнес-команды внутри «Яндекса», потому что «Яндекс» исторически развивался как компания одного продукта — поиска и связанной с ним рекламы. Но компании нужны еще и предприниматели, которые хорошо понимают, как расширить компанию на новые продукты или рынки.

О вложениях в дата-центры:

Более чем 2/3 всего нашего CAPEX идет на серверное оборудование для поиска. В 2015 году мы продолжим вкладывать в это, возможно, даже ускоренными темпами. Потому что мы видим, с одной стороны, необходимость, с другой стороны, возможности в том, чтобы нарастить поисковую базу. Это должно оказать эффект на качество поискового продукта и в России, и в Турции, и на других рынках. серверы производятся не в России, к сожалению, они стали в два раза дороже в рублях. Поэтому наш CAPEX к рублевой выручке даже при прочих равных вырос в два раза.

О «Кинопоиске» и «Яндекс.Музыке»:

Мы планируем добавить возможность просмотреть кино онлайн, но мы не будем сами владеть этим контентом, а привлечем большую группу партнеров, которые будут предоставлять контент. Главная ценность, которую хотим создать для пользователей,— система рекомендаций. Иногда выбор фильма занимает времени больше, чем в принципе есть на его просмотр. Дополнительная польза от нового "Кинопоиска" в том, что мы поможем и нашим партнерам развивать их бизнес...

— ...и делиться с ними доходами от предоставления сервиса.

— Возможно, так. А возможно, они с нами. Мы будем работать на основе разных моделей. Не забывайте еще и о рекламе, которую можно показывать при просмотре контента и таким образом оплачивать просмотр. Мы не будем решать за наших партнеров, они будут сами вольны выбрать.

— Когда стоит ожидать полноценного перезапуска сервиса?

— Это зависит от нашей команды. Когда они будут готовы показать миру то, что сделали, тогда и объявим. Там две базовые вещи: одна — это дизайн самого сайта, вторая — рекомендательная система. Например, после перезапуска «Яндекс.Музыки» среднее время прослушивания на вебе выросло на 22%, в телефонах — на 30%, добавление в личные фонотеки выросло в десять раз, и это только начало.

О роли Аркадия Воложа в компании:

Физически или с помощью средств связи Аркадий участвует во всех важных событиях. Он по-прежнему вовлечен в жизнь российского «Яндекса». Благодаря тому, что я занимаюсь операционной деятельностью в России, он больше времени уделяет международному направлению. Но российский «Яндекс», конечно, полностью не оставил. По-прежнему с нами.

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js