Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова рассказала Роем.ру о ходе строительства дата-центра компании в финском поселении Мянтсяля:
Мы построили первую очередь финского дата-центра (одно из четырех зданий), ее мощность — 10 МВт. К зданию подключены все инженерные системы, мы получили от властей Occupation Permit — разрешение на эксплуатацию ДЦ. Однако, стройка на территории еще идет, возводятся вспомогательные строения, офисное здание, помещение для охраны, облагораживается участок, строятся дороги. О том, что проект выполнен можно говорить, когда будут запущены все четыре очереди, и ДЦ выйдет на проектную мощность 40 МВт.
Сообщения о том, что «Яндекс» купил землю в Финляндии для строительства дата-центра, появились в марте 2013 года. В телеконференции «Яндекса» по результатам 2013 года Александр Шульгин говорил, что ДЦ начнет работу в третьем-четвертом квартале 2014 года.
В феврале 2015 стало известно, что тепло, выделяемое серверами финского дата-центра «Яндекса», будет вскоре использоваться местной энергокомпанией Mäntsälän Sähkö для обогрева домов. Тепловой энергии работающих серверов должно хватить для обогрева пяти тысяч местных домов, подключённых к системе коммунального отопления. Технологическое решение, позволяющее утилизировать побочную тепловую энергию машинного зала, является уникальным в своём роде и пока единственным в мире.
В начале марта также стало известно, что «Яндекс» может начать строительство дата-центра мощностью до 50МВт во Владимирской области. Это сопоставимо по мощности с одним из крупнейших дата-центров «Яндекса» в Рязанской области, инвестиции в постройку которого составят 2.7 млрд рублей, а первая очередь была запущена в эксплуатацию осенью 2012 года.
На прошедшей в феврале телеконференции с инвесторами Аркадий Волож говорил, что с помощью проекта Yandex Data Factory компания пытается выйти на новые рынке, как в смысле географии, так и в смысле индустрии, и утилизировать вычислительные мощности своих дата-центров (перевод с английского — Roem):
Мы обладаем технологией мирового класса. У нас есть выдающиеся специалисты по большим данным и машинному обучению. Сейчас мы применяем [эти возможности] только в одной индустрии и на одном рынке — в русскоязычном интернете. Поэтому, если бы мы могли применить свои возможности в других странах или индустриях, то это не стоило бы нам больших инвестиций, но дало дополнительную выручку. [.] С помощью Yandex Data Factory мы хотим загрузить наши вычислительный возможности [.]
On the Data Factory, which we officially launched in December. Look, we sit on a world-class technology. We have one of the best in specialists in big data machine learning here. Currently we apply it only to one industry and one geographical market. We just consume Internet in the Russian speaking Internet. So if we could apply the assets we have to other geographies or to other industries, it would not cost us too much and would just add to our revenues. [.] With Yandex Factory, we tried to re-utilize our server farms, our knowledge of big data handling, our machine learning capabilities which we already developed for our tools, online web tools, and try to apply it to other industries.
Второго марта на MWC в Барселоне «Яндекс» и Intel объявили о начале стратегического сотрудничества в области построения центров обработки данных.
Дмитрий Конаш, региональный директор Intel в России и странах СНГ:
За счет объединения стратегии YDF и Intel в области разработки центров обработки данных мы создаем наиболее эффективное решение для анализа больших данных. Мы надеемся на ускорение темпов внедрения технологий больших данных в отрасли для того, чтобы компании могли получить дополнительные преимущества от анализа имеющихся у них данных и преобразовать традиционные бизнес-процессы. Это сотрудничество включает наши технологии для центров обработки данных, начиная с решений для компьютерных вычислений и сетей и заканчивая системами хранения данных и обеспечения безопасности, а также наши инициативы в области Интернета вещей.
Кроме того, стало известно, что «Яндекс» в рамках Yandex Data Factory научился предсказывать загруженность дорог и вероятность ДТП для «Росавтодора», а для Wargaming посчитал, как избежать оттока клиентов.