Мы поздравляем всех тех людей, которые, несмотря ни на что, занимаются очень благородным и почётным делом. Благодаря им человечество так далеко зашло в своём развитии. И 8 февраля был их профессиональный праздник, День российской науки.
291 год назад (как время-то летит), 8 февраля 1724 года российский Сенат издал указ о создании Академии наук. И начиная с 2000 года российские учёные отмечают свой праздник именно в этот день. Правда, некоторые придерживаются старой даты: раньше День науки (не российской, а вообще) праздновался в третье воскресенье апреля. Но это примерно как со старым Новым годом.
Последние десятилетия были трудны для нашей науки, чего греха таить, но всё же у молодёжи сохраняется интерес к знаниям. Конечно, не все в результате отдают себя научной карьере, однако то же самое можно сказать и о любой другой профессии.
У нас в Mail.Ru Group, например, работают несколько сотрудников, имеющих учёные степени. И в преддверии сегодняшнего праздника мы побеседовали с ними о том, помогает ли им в жизни «груз научных знаний».
Георгий Мешков. Программист в команде игрового клиента (Client team). Кандидат физико-математических наук.
Моя диссертация называлась «Электрическое управление микромагнитными неоднородностями как новый принцип работы устройств магнитной электроники». В двух словах — я писал о том, как можно двигать магнитные диполи статическим электрическим полем, что в принципе невозможно в вакууме, но возможно в некоторых средах. С практической точки зрения, это разработка нового типа энергонезависимой памяти, отличного от Flash-памяти.
Лично для меня самое крутое было, что мы с научным руководителем реанимировали практически мёртвую установку и открыли новый эффект, который до нас никто не наблюдал. Для меня очень ценно, что мы прошли все этапы жизненного цикла научной идеи — теоретическое предсказание, компьютерная симуляция, эксперимент, подтверждение теории. Для физика со стороны самым интересным в моей работе было взаимное влияние постоянного электрического и магнитного поля. Для обычного человека — потенциально новый тип памяти и, возможно, экспериментальная установка, способная анализировать наносекундную динамику процессов.
Вообще-то, сама кандидатская «корочка» котируется только в научных кругах. А также требуется для занятия некоторых государственных должностей. Но опыт научной работы и, на первый взгляд, слишком фундаментальные знания по своей специальности иногда очень выручают. Например, позавчера я вспоминал навыки статистической обработки данных, когда мы анализировали динамику роста FPS у игроков на протяжении ЗБТ Skyforge. Когда я работал с CCD-камерами, для их синхронизации друг с другом приходилось доставать осциллограф и вспоминать радиофизику. А опыт выступлений на научных семинарах, умение объяснить сложные вещи простыми словами просто неоценимы на собраниях и планерках ;)
Николай Анохин. Руководитель группы машинного обучения. Кандидат физико-математических наук.
Моя диссертация посвящена вопросам управления нелинейными динамическими системами. В работе были использованы методы, разработанные в теории управления и теории устойчивости. Хотя задачи, которые я решаю в Mail.Ru, имеют точки соприкосновения с моей научной работой, в первую очередь академическое образование дало мне умение пользоваться источниками и привычку к разностороннему анализу любых задач.
Подробнее о работе. Представьте себе роботизированную руку-манипулятор с несколькими «суставами», в некоторых из которых находятся моторы. Смысл в том, чтобы найти алгоритм с заданными свойствами, с помощью которого можно управлять таким манипулятором. Например, алгоритм, который позволит затратить минимум топлива для моторов. Или меньше времени потратить на перемещение предмета. В моей диссертация рассматривалась ситуация, когда _точное_ приведение должно _гарантированно_ произойти за _конечное_ время. Особенно интересной была часть, посвящённая программному моделированию различных механических систем (например, тех же манипуляторов), с помощью Matlab.
Игорь Кретинин. Программист-исследователь в группе машинного обучения. Кандидат физико-математических наук.
Моя диссертация называлась «Динамические поляризуемости атомов в теории квантового дефекта» и имела отношение к оптике и лазерной спектроскопии. Степень кандидата наук позволила мне быстро получить исследовательский грант и совершенно легально освободила от обязательной службы в армии по призыву. Какого-то особого влияния кандидатской степени на свою жизнь я не ощутил (мой профессор когда-то говорил, что научная степень как галстук, нечто уважаемое в обществе, но не более того). Однако, сам факт принадлежности к профессиональному подмножеству «людей науки» полезен и приятен.
Когда я общаюсь с претендентами на вакансии, то, конечно, обращаю внимание на образование. Практика показывает, что люди с хорошим образованием лучше разбираются в предмете, умеют работать самостоятельно, находить ответы на вопросы и решать задачи. Умеют непрерывно самообучаться. Более того, именно с решения проблем поиска, ранжирования и структурирования научной информации и начался поиск информации в интернете. А этому и учат в высшей школе.
Пётр Шурховецкий. Программист. Предзащитившийся аспирант (то-есть мою работу одобрили и допустили до защиты). Тема диссертации «Эффективное решение задачи обнаружения ресурсов в глобально распределённых пиринговых системах».
Моя диссертация была посвящена моделированию существующих пиринговых сетей: BitTorrent, Skype и т.д. Рецензентом у меня был человек, который занимается разработкой систем управления для космических ракет-носителей, например, «Протон».
Я считаю, что моя «учёность» ни на что не влияет (в стране в целом и в компании в частности), ничему не помогает. Разве что мыслить я стал после этой подготовки более системно. Опять же, статью могу написать, которую другие люди будут именно читать, а не дропнут в самом начале.
Владимир Гулин. Руководитель группы машинного обучения. Кандидат технических наук.
Тема кандидатской диссертации «Исследование и разработка методов и программных средств классификации текстовых документов». В жизни мне она никак не помогает. Защитился я летом 2013 года, но до сих пор ни разу не было ситуации, в которой наличие кандидатской диссертации мне как-то помогло. Единственное, что стоит отметить, это возросший интерес со стороны рекрутеров из западных IT-компаний.
Тема диссертации тесно связана с моей работой в Mail.Ru Group. Как только я пришёл в проект, то сразу стал заниматься созданием системы машинного обучения, которую можно было бы использовать для ранжирования документов по определенному запросу. В результате моей работы через несколько недель у нас появилась подобная система. В последствии, её удалось адаптировать и для других задач, таких как классификация запросов и приоритезация документов для их выкачки поисковым роботом.
Собственно, наиболее значимая часть результатов моей диссертации состоит из описания алгоритмов, заложенных в данную систему.
Андрей Кутузов. Лингвист. Кандидат филологических наук.
Диссертация была про computer-mediated communication: чем отличается с лингвистической точки зрения общение
людей посредством компьютерных сетей от общения в реальной жизни. Я писал её давно, так что конкретное содержание сейчас уже практически нигде не помогает. Зато помогают приобретенные навыки исследования, научного подхода к любой проблеме. Правильная постановка экспериментов, требование воспроизводимости результатов, верифицируемости, фальсифицируемости — это все может пригодиться в любой интеллектуальной деятельности. В том числе и в лингвистике при разработке поисковых систем.
Артём Либкинд. Билд-менеджер в команде инфраструктуры. С защитой диссертации не сложилось, но в наличии честные три года аспирантуры и разработка вычислительных методов для мат моделирования деформаций.
Матмоделирование деформаций твердых сред — весьма специфичная штука. Это похоже на сопромат, только оперирующий не жёсткостью, а состоянием системы. И одна из самых сложных вещей в ней — это как раз расчёт всего. Речь идёт о многомерных матрицах дифуров, которые к решению сводятся итерационно, и всё это вместе считается методами 20-летней давности. Как раньше считали такие же модели на БЭСМ месяцами, сейчас считают сутками на одном ядре.
Помимо самой работы по расчёту, мне в первую очередь было интересно изменить сам подход к тому, как это вычисляется. С одной стороны, все хотелки реализовать не удалось. Получился интересный вариант, проверенный на нескольких моделях, который даёт экономию по времени раза в 1,5-2, если повезёт.
А потом я столкнулся со всем адом бюрократии РАН, узнал много интересного о том, как на самом деле проходят защиты и что для этого надо — и бросил это дело. Мой научный руководитель так толком и не понял, как работает то, что я написал, так что все наработки остались ещё одному хорошему математику, который как раз помогал с вычислительной базой.
Как результат для меня, в первую очередь я убедился на своем опыте, что если у тебя есть идея, как сделать всё лучше, и она тебе кажется хорошей, надо просто брать и реализовывать её, даже если окружающие люди говорят «не трать время, много кто пытался, ничего у них не получилось».
Автор: media_magnit