Партнёры-правообладатели Яндекс.Музыки формируют сервису «белый список» — два с половиной года назад, в сентябре 2012 рассказывал глава Яндекс.Музыки Константин Воронцов. Музыкальный сервис мог работать с Facebook, с ЖЖ и некоторыми СМИ. ВКонтакте в 2012 году в «белый список» не входил. Несмотря на то, что ВК даже в глазах руководителя Spotify Даниэля Эка — это главный музыкальный сервис России — Яндекс.Музыка с главным сервисом не работала.
18 декабря 2014 года Яндекс запустил внутри ВКонтакте приложение Яндекс.Музыки. Как соотносятся между собой приложение и старый «белый список» — неизвестно.
2 февраля 2015 года Roem.ru дважды переспросил Яндекс о «белом списке», но оба вопроса Яндекс.Музыка проигнорировала. Хотя охотно рассказала о других новшествах. Ответы Музыки в конце открытки — там же мы ещё раз вспомним Даниэля Эка.
Что касается приложения, его никто никак не продвигает, числа на счётчике установок (~ 50 второго февраля, ~ 100 сегодня) не имеют ничего общего с привычными для Яндекса миллионами и далеки даже от «тысяч». Приложение напоминает сайт Яндекс.Музыки. Внутри фрейма разложены рекомендации, иногда с учётом социального графа. У приложения есть обязательный для Яндекса поиск. Нажатие на кнопку «воспроизведения» (так и нарисована, как пуск) открывает таб с нужной страницей сайта Яндекс.Музыки.
Удивительно. Но сама Яндекс.Музыка в начале 2015 не только играет треки, но и обильно ссылается… на ВК-паблики:
В самом низу страницы music.yandex.ru/mix/genres лежит серия плейлистов под названием «Плейлист от сообщества…». Судя по названиям ВК-сообществ они принадлежат одному владельцу. Все однотипно называются «говорящими жанрами». Их названия:
E:musicjazz, E:musicFolk Metal, E:musicblack metal, E:musicpower metal, E:musicUK Garage, E:musicavant-garde, E:musicfree folk, E:musicmath-rock, E:musicprogressive rock, E:musicsynthpop, E:musicclassic_rock, E:musichorrorcore — и так далее. Перечислять названия этих ВК-пабликов можно бесконечно, но разнообразием они не блещут.
В логике построения URL на Яндекс.Музыке вышеперечисленные ВК-паблики — это «партнёры», их плейлисты лежат в пользовательской папке, и в подпапке «music.partners», по адресам в вида:
http://music.yandex.ru/users/music.partners/playlists/1061
Неизвестно, что гласит редакция «белого списка» 2015 и есть ли он у правообладателей сейчас, но по факту Яндекс с «ВКонтакте» работает. Поисковик спокойно ссылается туда, где никто не может гарантировать «чистоту» загруженных в паблик записей.
По законам об авторском праве даже ссылка на пиратскую продукцию, а не сама пиратская продукция, неминуемо приводит в Московский «Суд по интеллектуальным правам». С 1 мая 2015 года сайтам дважды нарушившим антипиратский закон грозит вечная блокировка.
Соответственно Яндекс может ссылаться на ВК только в одном случае. В паблике по ссылке «чисто». Кто-то оплатил права на выложенную музыку, а проблемные записи, если такие всё-таки попадутся, можно оперативно стереть по требованию правообладателя.
Что рассказал Яндекс
1) ВК-приложение создано для демонстрации рекомендательных возможностей Яндекс.Музыки. Внутри приложения музыка не играет, приложение отправляет пользователя на music.yandex.ru. Приложение пока работает в тестовом режиме.
2) Мы не считаем ни авторов пабликов, ни их многочисленных подписчиков нашими «пиратскими врагами». Знания и экспертизу первых мы используем для подготовки отдельных музыкальных рекомендаций, публикуемых «от их лица», а во вторых видим свою потенциальную аудиторию.
— Далеко не всегда в пабликах вся музыка выложена с согласия правообладателей. Вы ищете себе «белые» паблики, где всё выложенное легально?
— Мы подбираем паблики глядя на то, могут ли их музыкальные рекомендации быть интересны нашим пользователям. Наше сотрудничество никак не связано с загрузкой аудиофайлов в ВК.
Поспешный побег
20 Января 2015 источник Roem.ru на рынке мультимедийного контента узнал, что Spotify начал раздавать промо-коды (как бывает перед запуском). Но уже 2 февраля шведы свернули деятельность в России. Формально — курс доллара, риск усиления санкций, сложные затянувшиеся переговоры с сотовыми операторами…
… а что если Spotify просто-напросто обнаружил, что на горизонте просматривается «белый» стриминговый гигант, объединяющий 100 миллионов пользователей? Вдвое больше, чем у Spotify есть во всех странах присутствия. Страшная, в разных смыслах, сила. Обнаружил, сопоставил собственную популярность с ВК и бежал.
P. S. ВКонтакте традиционно не комментирует переговоры с правообладателями или их представителями. Со стороны соцсети музыкальных моментов, воображаемых или реальных в будущем, выяснить не удалось.