Как уфимские школьники на Луну летали

в 16:02, , рубрики: космонавтика, Научно-популярное

Как уфимские школьники на Луну летали - 1
Говорят, что пионер советской космонавтики Фридрих Цандер начинал рабочий день в подвале ГИРДа с лозунга «Вперед, на Марс!» Спустя тридцать лет Борис Черток предлагал коллегам кричать этот лозунг, входя в кабинет Сергея Павловича Королёва. Ну а сегодня этот бодрящий призыв был использован как название комплексной программы космошколы «Большое космическое путешествие» уфимского клуба «Росстань».
В рамках этой программы 1 февраля 2015 года прошла научно-техническая ролевая игра «Полёт на Луну». Воспитанники школы провели тренировочный полёт на Луну на марсианском корабле в тренажерном комплексе на базе симулятора Orbiter.

Экипаж

Тренажерный комплекс состоял из «корабля» и ЦУПа. В корабле находились два человека, их поддерживали три оператора в ЦУПе. Перед стартом я успел кратко поговорить с ребятами:

В корабле
Как уфимские школьники на Луну летали - 2

Екатерина, 17 лет, стаж в клубе два года, увлекалась космосом с детства. Мечтает связать свою жизнь с космонавтикой.
Эльдар, 15 лет, третий год в клубе, попал в клуб «по географическому признаку» — живёт в том же доме. Космическую школу выбрал, потому что интересно. Четких планов на будущее пока нет, рассматривает вариант получения технического образования для работы в отрасли.
И Екатерина и Эльдар — неоднократные победители всероссийского конкурса «Звездная эстафета», который ежегодно проходит в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина в Москве.

В ЦУПе
Как уфимские школьники на Луну летали - 3

Александр, 16 лет, в клубе третий год, заинтересовался космосом благодаря фильму «Звездные войны», ходит в клуб ради удовольствия, связать жизнь с космосом пока не планирует.
Тимур, попал в клуб сначала в индейский летний лагерь «Говорящая вода», узнал о космической школе и пошёл в неё, потому что интересовался космосом и звездами. Думает продолжить увлечение, поступив на связанную с космосом специальность в вузе.
Третьим в ЦУПе работал выпускник космической школы, сейчас студент МФТИ, приехавший в Уфу провести несколько физтеховских олимпиад и помочь родному клубу.

Тренажерный комплекс

Тренажерный комплекс достаточно сложный и атмосферный — множество компьютеров соединены в одну сеть, на мониторы выводятся полётные данные и каналы видеосвязи. В качестве аварийного канала в случае полного отказа связи были предусмотрены обычные рации. Комната корабельной части очень качественно оформлена в космическом стиле:
Как уфимские школьники на Луну летали - 4

Компоновка космического корабля

Марсианский пилотируемый корабль собран из нескольких модулей МКС, двигателя VASIMR и марсианского модуля из фильма BBC «Космическая одиссея».
Космический корабль получился очень длинным, им тяжело управлять, а сравнительно небольшая тяга электрореактивного двигателя означает, что маневры будут выполняться гораздо дольше, чем в случае использования химических двигателей. Эти факторы серьезно усложняют полёт.

План полёта

Полёт начинается на орбите Земли. Марсианский корабль не может самостоятельно стартовать с поверхности, он собирается на орбите из запускаемых на своих ракетах-носителях отдельных модулей. После сборки и прибытия экипажа, корабль разгоняется к Луне (из-за низкой тяги двигателей это происходит в несколько этапов) и выходит на орбиту Луны. На низкой окололунной орбите экипаж переходит в посадочный модуль, высаживается на Луну в районе Рифейских гор (античное название Уральских гор), взлетает с Луны, стыкуется с кораблём. В финале корабль стартует к Земле и финиширует на низкой околоземной орбите:
Как уфимские школьники на Луну летали - 5

Совместная работа экипажа и ЦУПа выглядит примерно так:

Итоги полёта

Спустя пять с половиной часов реального времени и 15 суток времени симулятора, несмотря на некоторые технические сложности и психологическую усталость от общения с журналистами, полёт был успешно завершен на круговой орбите Земли.

Глобальные планы

Ролевая игра «Полёт на Луну» — это только начало комплексной программы «Вперёд на Марс», которая состоит из нескольких этапов:

  1. Февраль 2015. Конкурс по истории космонавтики.
  2. Апрель 2015. Физико-математический конкурс.
  3. Май 2015. Технический конкурс (робототехника, техническое моделирование, 3D-моделирование).
  4. «Курс предполётной подготовки» — развивающие занятия, экскурсии.
  5. Научно-техническая ролевая игра «Полёт на Марс».

Программа преследует следующие цели:

  • Развитие интереса школьников к прикладной науке и технике.
  • Поиск и поддержка талантливой молодёжи.
  • Пропаганда достижений России в космосе.
  • Разработка методик для будущего молодежного аэрокосмического центра в г. Уфа.

Заключение

В заключение советую вам посмотреть очень милый ролик, показывающий работу школы «Большое космическое путешествие» за несколько последних лет:

Автор: lozga

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js