Как подружить OpenHAB и Arduino

в 14:30, , рубрики: arduino, diy или сделай сам, openhab, opensource, smart home, умный дом

Мы все хотим сделать жизнь лучше, добавить в наш дом технические новинки, автоматизировать его и сделать более безопасным. Зачастую эти желания превращаются в движение по граблям. Известно, что фирменные системы дороги и часто не совместимы друг с другом, а создание своего решения по силам не каждому профессионалу. Что же делать, как найти простое решение доступное любителям, но и интересное профессионалам?

Arduino — простой электронный конструктор, который пользуется заслуженным уважением у любителей, говорят, что его недолюбливают профессионалы, хотя тайком используют в своих жутких экспериментах. В чём секрет его популярности, как воспользоваться ей для решения нашей задачи?

Arduino подходит для локального контроля и управления в доме, в сети есть масса проектов для этого — отлично, но недостаточно, ведь нужно мыслить глобально! Нам нужен выход в сеть и мобильный интерфейс!

Хорошо, что благодаря этой статье мы уже знакомы с OpenHAB — платформой с открытым исходным кодом, объединяющей большое количество устройства с разными протоколами в единую сеть. OpenHAB реализован на Java, поэтому работает в различных ОС, его можно запустить на одноплатном компьютере и даже роутере, в нём есть мобильный и Web интерфейс. Звучит как хороший набор заклинаний против наших, надоевших уже граблей, проверим?

Вначале установим OpenHAB, откроем страницу загрузки, скачаем Runtime core и Demo setup, распакуем их в C:openhab. При распаковке Demo setup разрешим замену файла README.txt. Если на компьютере отсутствует Java (проверим командой java –version), то инсталлируем ее в соответствии с инструкцией.

Теперь запустим OpenHAB, выполнив C:openhabstart.bat, подождём немного и откроем Web интерфейсlocalhost:8080/openhab.app?sitemap=demo
(если нам потребуется остановить OpenHub — нажмём Ctl+C или закроем консоль программы)

image

Работает! Продолжим. Наша цель поиск простого решения, поэтому начнём с экспериментов. В одном из комментариев к статье предлагалось подключить контроллер к OpenHub через последовательный порт использовав Serial-Binding. Вполне интересное решение, попробуем его реализовать.

Для установки дополнения открываем страницу загрузки, качаем Addons, распаковываем org.openhab.binding.serial-1.6.1.jar (версия плагина может отличаться) в папку C:openhabaddons. При желании читаем документацию.

Так как отладка взаимодействия с реальным устройством обычно доставляет немало хлопот, попробуем сначала отправить команды через терминал, соединив его с OpenHAB через эмулятор нуль-модемного кабеля.

Качаем и устанавливаем эмулятор com0com, запускаем утилиту image Setup из меню программы и видим, что при установке уже создана виртуальная пара последовательных портов — у меня это COM35 + COM36. Будем использовать их в нашей работе.

image

В качестве терминала я использовал Hercules SETUP utility, это бесплатная программа позволяющая выбрать порты с большими номерами и ввести несколько команд, отправляя их нажатием соответствующей кнопки. Скачиваем её, запускаем hercules_3-2-8.exe, переходим на вкладку “Serial”, выбираем второй порт виртуальной пары (у меня это COM36) и вводим следующие настройки – скорость 9600, 8 бит, 1 стоповый бит, нет контроля четности. Открываем порт.

Как подружить OpenHAB и Arduino - 4

Теперь нужно сконфигурировать openHAB, для этого воспользуемся его дизайнером. Откроем страницу загрузки, скачаем openHAB Designer и распакуем его в папку C:openhabdesigner, запустим C:openhabdesigneropenHAB-Designer.exe и укажем папку, в которой лежит конфигурация — C:openhabconfigurations.

Как подружить OpenHAB и Arduino - 5

Сначала создадим элемент (item) и свяжем его с первым в виртуальной паре последовательным портом (у меня это COM35). Для этого добавим следующий код в конец файла demo.items, после чего щёлкнем правой кнопкой мыши в окне редактора и скомандуем “Save”, вместо этого можно просто нажать ctl+S.

String Serial_string		"Текст [%s]" { serial="COM35" }

Как подружить OpenHAB и Arduino - 6

Для тестирования пропишем правило, которое каждую минуту будет отправлять команду созданному элементу. Для этого добавим следующий код в конец файла demo.rules после чего сохраним его.

rule "Test serial string"
when
    System started or
    Time cron "0 * * * * ?" 
then
  Serial_string.sendCommand("Test") 
end

Как подружить OpenHAB и Arduino - 7

Если OpenHAB запущен, мы почти сразу начнём принимать текст команды в терминальной программе, а в консоли увидим отчёт о её прохождении:

Как подружить OpenHAB и Arduino - 8

Попробуем теперь отправить команды в OpenHAB. Введём в терминале, в первое поле панели “Send” текст “ON_1”, а во второе “OFF_1”. Нажмём первую кнопку “Send”, затем вторую. В результате этого в консоли появляются следующие сообщения:

Как подружить OpenHAB и Arduino - 9

Для того, чтобы наши усилия не пропали даром, создадим правило которое будет обрабатывать наши команды, Для этого добавим следующий код в конец файла demo.rules и сохраним его.

rule "Serial control"
when
	Item Serial_string received update
then
	if(Serial_string.state=="ON_1")  sendCommand(Light_FF_Corridor_Ceiling, ON)
	if(Serial_string.state=="OFF_1") sendCommand(Light_FF_Corridor_Ceiling, OFF)
	if(Serial_string.state=="ON_2")  sendCommand(Light_GF_Kitchen_Ceiling, ON)
	if(Serial_string.state=="OFF_2") sendCommand(Light_GF_Kitchen_Ceiling, OFF)
end

Откроем WEB интерфейс, щёлкнем по пункту “First Floor” затем по пункту “Corridor” или скопируем в браузер ссылку: localhost:8080/openhab.app?sitemap=demo#_FF_Corridor, отправим текст “ON_1”, а потом OFF_1” из терминала. Проконтролируем выключатель в WEB приложении, его состояние должно изменяться.

Как подружить OpenHAB и Arduino - 10

Теперь нажмём “Home”, выберем пункт “Ground Floor” затем пункт “Kitchen” или скопируем в браузер ссылку: localhost:8080/openhab.app?sitemap=demo#_GF_Kitchen, отправим текст “ON_2”, а затем “OFF_2” из терминала. Проконтролируем выключатель в WEB приложении, его состояние также должно изменяться.

Как подружить OpenHAB и Arduino - 11

Результат нашего эксперимента можно наблюдать в консоли приложения, в которой появятся следующие сообщения:

Как подружить OpenHAB и Arduino - 12

На компьютере всё работает, пора подключаться к реальному миру!

В большинство плат Arduino уже встроен переходник с COM порта на USB, поэтому у нас не возникнет вопросов с присоединением к компьютеру или ноутбуку. Из подручных средств соберём макет, для этого нам понадобится контроллер Arduino, макетная плата, провода, кнопка, светодиод, резисторы 10кОм и 1кОм.

Как подружить OpenHAB и Arduino - 13

В сети достаточно инструкций и примеров, поэтому не нужно подробно описывать процесс установки и работы в среде разработки для Arduino. Перейдём сразу к созданию простого скетча, который будет обрабатывать нажатие кнопки и отправлять текстовые команды через последовательный порт. Для того, чтобы избежать ложной отправки команд, добавим в скетч нехитрую защиту от дребезга контактов.

Откроем редактор, добавим в него следующий код и сохраним скетч в файле btn.ino.

// задаем константы
const int buttonPin = 2;     // номер входа, подключенный к кнопке
const int ledPin =  13;      // номер выхода светодиода

// переменные
int buttonState = 3;         // переменная для хранения состояния кнопки
int buttonCnt = 0;           // переменная для защиты от дребезга кнопки

void setup() {
  // инициализируем пин, подключенный к светодиоду, как выход
  pinMode(ledPin, OUTPUT);     
  // инициализируем пин, подключенный к кнопке, как вход
  pinMode(buttonPin, INPUT); 
  // настраиваем последовательный порт
  Serial.begin(9600);  
}
 
void loop(){
  // обработка дребезга кнопки
  delay(1);
  if (buttonState != digitalRead(buttonPin)) buttonCnt++; else buttonCnt = 0;
  if (buttonCnt > 100)
  {
   // считываем значения с входа кнопки
    buttonState = digitalRead(buttonPin);
    buttonCnt = 0;
  // проверяем нажата ли кнопка
  // если нажата, то buttonState будет LOW:
    if (buttonState == LOW) {   
      // включаем светодиод   
      digitalWrite(ledPin, HIGH); 
      // отправляем команду
      Serial.print("ON_1");
    } else {
      // выключаем светодиод
      digitalWrite(ledPin, LOW);
      // отправляем команду
      Serial.print("OFF_1");
    }
  }
}

Как подружить OpenHAB и Arduino - 14

Компилируем и загружаем скетч в Arduino, открываем монитор порта, выбираем скорость 9600 и пробуем нажать кнопку на плате. В результате мы можем наблюдать получение команд:

Как подружить OpenHAB и Arduino - 15

Теперь закроем монитор порта и настроим связь OpenHAB с контроллером, для этого отредактируем настройки нашего элемента (в моём случае нужно поменять значение на COM18 так как USB переходник Arduino встал на этот порт).

String Serial_string		"Текст [%s]" { serial="COM18" }

В завершении проконтролируем прохождение команд при помощи консоли и WEB интерфейса.

Что мы получили в результате нашей работы:

1 установили, настроили OpenHAB, научились добавлять элементы (item) и автоматизировать обработку при помощи правил (rule);

2 научились тестировать обмен при помощи программных средств. Эти инструменты помогут в дальнейшем при поиске неисправностей и в постановке собственных экспериментов;

3 сделали простейший скетч для Arduino, подключили его к OpenHAB, создали правило обрабатывающее текстовые команды, протестировали возможность управления через последовательный порт.

Выводы:

Отправка команд в текстовом виде обычное дело в практике Arduino, обработку таких команд можно реализовать в OpenHAB поэтому такой способ взаимодействия заслуживает внимания и обсуждения.

Недостатком полученного решения является то, что команды ничем не разделены между собой кроме паузы, это может приводить к их “слипанию” и ненадёжной обработке. Для решения этой проблемы необходимо доработать скетч и правило обработки команд либо внести изменения в модуль Serial-Binding.

Многие назовут такой вариант взаимодействия с OpenHAB любительским, поэтому прежде чем продолжать работу над ним попробуем связать OpenHAB и Arduino через протокол Modbus.

Об этом поговорим в следующей статье.

Автор: Borich

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js