«Дистрибью́тор (англ. distributor — распространитель) — фирма, осуществляющая оптовую закупку, или индивидуальный предприниматель, осуществляющий мелкооптовую или крупнооптовую закупку определённых товаров у крупных промышленных фирм-производителей с целью последующего сбыта этих товаров реселлерам или дилерам на региональных рынках. Может осуществлять свою деятельность как от своего, так и не от своего имени, но за свой счет» [Wikipedia].
Проще говоря, дистрибуция — это коммерческая посредническая деятельность, основанная на взаимодействии производителя и дистрибьютора.
В 90-х, когда народ думал как заработать на жизнь и все ударились в бизнес. Самым очевидным решением было привезти товар, которого нет на Российской земле и продать его. Так и появилась в России оптовая торговля.
Привозили все, что можно продать. Кто-то вырос до уровня крупного дистрибьютора, а кто-то свернул свою деятельность или остался на прежнем уровне.
К концу 90-х и началу 2000-х годов на такое явление, как интернет, многие смотрели со скепсисом. На него обратило внимание поколение молодых амбициозных людей, которые видели возможные перспективы, заложенные в этом направлении. Стали создаваться интернет-компании, в частности стала активно развиваться розничная интернет-торговля, то есть новое сообщество бизнесменов стало создавать новый пласт рынка в интернет-пространстве. Поэтому все передовые информационные технологии стали применяться сначала в интернет-компаниях. Оптовые компании и производства в России остались на технологических «задворках». Образовался достаточно серьезный разрыв в понимании между оптовыми компаниями и их клиентами — интернет-магазинами.
Применение информационных технологий в деятельности дистрибьютора и завода может оказаться весьма полезным, если знать с чего начать. Клиенты могут и должны работать со своими поставщиками, используя сервис в интернете. Необходимо разгрузить бек-офис от рутинных операций, создав сервис, который автоматизирует простые ручные операции. Важна проработка низкоуровневой бизнес-логики, что даст понимание того, какие процессы и действия являются лишними и какие можно будет автоматизировать, перенося действия в онлайн-сервис.
Автоматизировать все не получится, но не это главное. Многие владельцы компаний не являются специалистами в интернет-технологиях и это не дает им возможности развиваться в этом направлении и набирать знания. Они тем самым предопределяют технологическое отставание своего бизнеса, что непременно сказывается на финансовых издержках компании.
Сейчас я говорю о среднем и малом бизнесе. Про гигантов отросли говорить не будем, так как они могут позволить себе привлечь на помощь дорогостоящих аналитиков и IT-специалистов. Гораздо важнее говорить о тех компаниях, которые являются двигателями экономики. За последние несколько лет объем розничной интернет-торговли непременно рос с достаточно высокими темпами, а в эти же самые периоды оптовая торговля не спешила радовать выдающимися показателями. Многие дистрибьюторы недооценивают интернет и часто не воспринимают тех требований, которые предъявляют им интернет-магазины. Но дело не только в работе с интернет-магазинами, а в том, что дистрибьюторам уже пора, а иногда необходимо выходить в онлайн. Поэтому управленцам-консерваторам самое время переходить к делу. Дистрибьюторам, поставщикам, дилерам необходимо более активно перенимать опыт у своих клиентов, построивших успешный розничный интернет-бизнес. Им необходимо учиться более внимательно относиться к требованиям по усовершенствованию технологической составляющей в работе со своими клиентами. Если нет возможности самостоятельно оценить перспективу того или иного технического внедрения в компании, стоит привлечь специалиста со стороны.
Разрыв в технологическом плане лучше сокращать, и чем быстрее, тем лучше. В регионах проникновение интернета идет стремительными темпами и завтра уже трудно будет догонять компании, которые заранее позаботились о развитии такого канала сбыта, как интернет.
Автор: Centrobit