В сентябре 2013 года успешно завершился краудфандинговый проект по детской научной книге «Простая наука», одним из авторов которой я являюсь. Почти 900 человек решили, что такая книга нужна и что она должна быть выпущена. И для превращения идеи в материю эти люди вложили более 800 тысяч рублей. Незадолго до наступления 2014 года книга уже была напечатана – лакированная обложка солидно блестела, гладкие страницы приятно гладили пальцы, а запах типографской краски до краев заполнил чашу счастья. Было непередаваемое приятное ощущение, что сделано очень важное дело. Но за всей этой лирикой последовал вполне прозаичный вопрос: что делать с 5 тысячами детских книг — нашим первым тиражом? Мы задумались над проведением рекламной Интернет-кампании. Насколько успешной она оказалась? Могу похвастаться: за уходящий 2014 год мы выпустили уже три тома «Простой науки», напечатали дополнительные тиражи первого и второго тома, а общая цифра проданных книг превысило 15 тысяч. И все эти продажи — исключительно через Интернет.
Второе наше достижение — информационный взрыв на довольно известном ресурсе Adme.ru. Ниже вы видите предварительную таблицу, где отражаются использованные нами площадки и видно, насколько они оказались эффективны. Оговорюсь сразу: по Adme даны данные после первичного размещения. И этот провал трансформировался в фурор.
Вместо введения
После печати первого тиража у нас появилась очевидная задача: продвигать товар и выбрать для этого наиболее эффективные каналы распространения. С учётом того, что наш проект родился и развивается в Интернете (сайт, канал YouTube, группы в различных соцсетях, некогда был блог компании на Хабре) логично в качестве основной площадки распространения использовать именно виртуальное пространство. Информация о нашей книге появилась во всех наших ресурсах:
— на Ютуб-канале информацию о книге встроили во все ролики;
— в группах ВК и FB в ссылки добавили сайт с книгой;
— на Хабре публиковали и развороты, и информацию о сборе денег на проект, и многое другое;
— мы познакомились со многими авторами крауд-проектов, которые информационно поддержали наше начинание.
Однако уже в январе 2014 года стало ясно, что этого недостаточно. Мы вышли за пределы виртуального пространства: книги появились в крупнейших книжных магазинах («Библио-Глобус», «Молодая Гвардия», ТД «Москва») и мы открыли для себя направление работы с совместными покупками. Кто не знает что такое СП, говорю сразу: вы очень много теряете в плане развития своего бизнеса. Мы с 22 апреля по 20 декабря 2014 года через СП продали 5765 книг — благодаря этому каналу книги появились во всех уголках России: не только в крупных, но даже в глухих деревнях и сёлах (при условии, что там есть Интернет). Еще 1000 книг мы продали через тендерную систему — нашу книгу в качестве составной части корпоративного детского подарка выбрала «дочка» одной известной российской нефтяной компании.
Что касается офф-лайн продаж в сетевых магазинах, то попасть туда можно только через дистрибьютеров. У них очень невыгодные условия и странное отношение к работе. Поэтому, если у кого-то из вас есть небольшой магазинчик и вы хотите торговать нашими книгами, обращайтесь. Или если вы являетесь ответственным дистрибьютером — тоже рады сотрудничеству!
Но темой сегодняшнего материала я все же хочу сделать разработку эффективной рекламной кампании именно в Интернете. За год мы перепробовали многое на самых разных ресурсах, и у нас появилось главное: опыт. А также субъективные (собственные впечатления) и объективные (цифры) итоги публикации рекламы на этих ресурсах.
Хочу также отметить, что не так давно в Интернете была опубликована демо-версия этого материала. Она вызвала немалое движение, шквал критики и определенные дискуссии.
От мала до велика
Я подготовил небольшую информационную таблицу, отражающую наши поиски идеальной по сочетанию цена-качество Интернет-площадки. В таблице отражены все ресурсы, где мы платно размещали рекламу. Но перед этим хочу дать собственную краткую справку по каждому из них. Очевидно, что на некоторых из этих площадок можно рекламировать не только детские книги, но и многие другие вещи – не обязательно даже сегмента детских товаров.
Сибирский семейный сайт Сибмама (sibmama.ru)
Ссылка на удаленный пост (только зарегистрированным пользователям)
Крупнейший ресурс для мамочек в регионе Сибири. Есть и более крупные, на всю Россию, но цены на рекламу у них измеряются от 100 тысяч рублей. Условия «Сибмамы» более приемлемы.
Но есть несколько минусов. Во-первых, пост могут видеть только зарегистрированные пользователи. Во-вторых, тема добавляется на форум (идет переадресация с сайта, и комментарии получаются не под материалом, а на форуме). В-третьих, пост спустя время удаляется, а не хранится в анналах сайта. В-четвёртых, очень тяжело «достучаться» до администрации. То есть вы хотите заплатить им деньги за рекламу, а они даже не реагируют на ваши заявки.
В итоге: договаривались мы с администрацией сайта долго и очень непросто, а ожидания от публикации себя совершенно не оправдали. Стоит учитывать, что в админах те же мамы, что сидят на сайте. Ни на что не намекаю, но кто уже имел опыт общения на рабочие темы с мамами с малолетними детьми, может меня понять.
Плюсы:
— крупнейший ресурс для мам в Сибири.
— материалы доступны только зарегистрированным пользователям ресурса.
Минусы:
— минимальный краткосрочный эффект;
— пост не уходит в архив, а удаляется.
Триникси (trinixy.ru)
Наш пост
Один из крупнейших развлекательных ресурсов Рунета. Здесь, если верить админам, обитают не только школьники, но и серьезные люди, которые в нашем случае и являются потенциальными покупателями. Наша рекламная кампания не удалась: либо товар не подошел, либо характеристика посетителей ресурса не совсем объективна.
Впечатления от общения с админами, кстати, самые прекрасные! Адекватные и очень оперативные. Стоимость рекламы зависит от места размещения в новостной ленте (чем выше – тем дороже).
Плюсы:
— отличная коммуникация с админами ресурса.
Минусы:
— низкая отдача.
Мир фактов (mirfactov.com)
Наш пост
Специализированный научно-познавательный ресурс. Кроме сайта, наш материал попал и в его соцсеть. Однако, как оказалось, на этот сайт люди приходят скорее отдыхать и узнавать что-то новое и интересное, а не совершать покупки.
Плюсы:
— материал даётся не только на сайте, но и в соцсети.
Минусы:
— низкая отдача.
Пикабу (pikabu.ru)
Наш пост
Один из крупнейших развлекательных ресурсов, источник шуток и новостей для всех пабликов Интернета – научных, скандальных, ванильных и так далее. Раньше на ресурсе было больше «зрелых» людей (в плане возраста и менталитета), сейчас же там правят школьники. Это полностью отражается на контенте, восприятии новостей и рекламы. То есть, по логике, давать рекламу игр, приставок, телефонов для молодежи тут можно и нужно. А реклама детских книг, как показал наш опыт, не очень перспективна. Но из этой логики выбиваются результаты успешных реклам. Так, например, реклама сервиса изготовления визиток показала прекрасные результаты. Вот и прогнозируй после этого… Иными словами, успешность рекламы зависит от товара. Но если товар для «Пикабу» новый, предсказать успех его рекламы очень тяжело.
Нельзя не отметить колоссальные человеческие ресурсы «Пикабу». У вас может не сработать реклама, но если ваш пост будет интересным, познавательным, то вы повысите узнаваемость своего товара/проекта. А это, в конечном счете, ваши потенциальные продажи.
Как сделать так, чтобы реклама выстрелила? Создайте новый мэм или оживите старый. А еще на «Пикабу» любят котиков. И девушек. Серьезно, если в вашей рекламе будут котики и девушки, успех гарантирован. Но не продажи.
Учтите, что если у вас некачественный товар, об этом обязательно скажут в комментариях. Так что всякую ерунду даже не нужно пытаться предлагать!
И еще одно – на «Пикабу» очень адекватный и дружелюбный админ, Максим из Москвы, который действительно любит свой сайт и не «звездит». Он рассказал мне, что на сайте не считается число просмотров рекламного поста (ведь пост могут посмотреть в ленте, могут зайти в комменты). Но, в среднем, количество просмотров рекламы при размещении на сутки — около 650 тысяч. Колоссальная цифра, правда?
Если вас интересует более подробная информация о числе посетителей, то вот она, закрытая для простых пользователей информация:
На сайте также действует система рейтингов пользователей (оцениваются и новости, и комментарии), и каждая новая «ступень» открывает новые возможности по подачи материала:
-200 Ваш аккаунт автоматически блокируется
-25 Вы не можете добавлять комментарии
0 Ваш рейтинг при регистрации
+10 можно прикреплять картинку к комментарию
+250 можно добавить видео
+1000 можно добавить ссылку
Основатель «Пикабу» тоже прокомментировал наш материал на «ЦП». И с его комментариями согласились многие пользователи того же ресурса.
А теперь – внимание. Информация, актуальная на конец декабря 2014 года. Рекламный пост на «Пикабу» закрепляется в самом верху ресурса и виден всем посетителям (что выгодно рекламодателям). Данные рекламный пост могут комментировать все посетители ресурса (что не очень выгодно рекламодателям). По рекламе, если она возмутит спокойствие «Пикабу» сами пользователи могут делать отдельный пост (мол, «что за ерунду нам тут втюхивают!», «Это обман, не ведитесь» и так далее). Если верить Айвену Ли, праотцу пиара и пиарщику Рокфеллеров, пускай о вашей компании лучше говорят плохо, чем не говорят ничего. Но, на мой взгляд, в случае с «Пикабу» уж лучше пускай про вас не говорят ничего. А то не отмоетесь.
Так вот, в конце декабря на «Пикабу» появился пост с рекламой магазина часов, поданный в духе постов легендарного для ресурса человека с ником Oblomoff. Этот персонаж знаменит своими кулинарными постами, приправленными фотографиями, иронией, котиками, собачками и единорогами. Не в смысле – блюда из них, а в смысле при оформлении поста они присутствуют. Так вот, такой подлог взбунтовал «Пикабу», админу пришлось выступить с комментариями, ресурсу припомнили рекламу ножей-кредиток по цене в разы больше, чем на ebay, много прочих рекламных «косяков».
Моё личное мнение – если реклама не нарушает действующее законодательство, рекламировать можно что угодно. А ресурсу и его работникам тоже нужно на что-то жить и что-то кушать. Но, как я уже отмечал, админ «Пикабу» искренне любит свой ресурс, поэтому требования к рекламодателям и их продукции в будущем обязательно будут ужесточены. Учтите это, потенциальные рекламодатели!
Плюсы:
— развлекательный ресурс с колоссальными человеческими ресурсами.
Минусы:
— трудно предугадать успех кампании.
ЯПлакалъ (www.yaplakal.com)
Наш пост
Еще один крупный развлекательный ресурс, от «Пикабу» выгодно отличается более зрелой публикой, которая вполне может купить интересный товар. Стоимость поста зависит от места в новостной ленте (по умолчанию цена за сутки размещения). Админ по рекламе Валерия очень адекватный и укажет на ошибку (фактическую или орфографическую), которая обязательно обнаружится в вашем рекламном посте. Короче, она не просто копирует-вставляет тексты и картинки, а читает присланный материал и даёт дельные советы, как сделать вашу рекламу еще эффективнее. Это прекрасный пример, когда рекламная площадка заинтересована в том, чтобы рекламодатель остался доволен.
Сама подача рекламного предложения весьма интересная – на аватарке у Валерии стоит розовый слон. А всем рекламодателям предлагают «купить слона». Помните это знаменитое из детства «все говорят/делают, а ты купи слона»? Помню, меня доставала эта шутка конкретно.
Важно! Если у вас некачественный товар, об этом обязательно скажут в комментариях. Так что всякую ерунду даже не нужно предлагать! Впрочем, и комментарии, и оценку вашего рекламного поста можно отключить. Вообще, рекламный пост можно настроить будто он пользовательский. А скрытая реклама всегда эффективнее.
Если кому-то интересно, с тарифами ЯПа можно ознакомиться здесь. Мы обычно выбираем пятую позицию в ленте, стоит это 20 тысяч рублей. На первое размещение даётся скидка, бывают скидки и за постоянное размещение или если вы оплатите 3-4 размещения сразу или в течение месяца.
А вот тут – интерактивный календарь по занятым/свободным рекламным местам. Очень удобная штучка, кстати. Так как, во-первых, можно заранее забронировать. Во-вторых, если вы внезапно решили дать рекламу, то можете видеть – сколько её в этот день на сайте. Мне кажется, чем меньше рекламы одновременно размещено, тем выше эффективность представленных обращений.
По нашей просьбе Администрация «ЯПа» рассказала о том, какой видит интернет-рекламу в 2015 году и какое место в ней будет отведено самому «ЯПлакалъ».
Рынок рекламы в Интернете продолжит свой рост, правда, не так стремительно, как в 2014. В этом году сайт ЯПлакалъ отпраздновал свое 10-летие, и это не первый кризис на нашей памяти. Даже зимой 2009 года, в разгар прошлого кризиса, сайт не простаивал без рекламы, происходило перетекание бюджетов: кто-то выбирал более выгодные инструменты, переходя с топ-площадок наподобие Яндекса и Мейл.ру, кто-то перераспределял расходы на продвижение с телерекламы в пользу цифровых инструментов.
Параллельно с основным сайтом, мы также развиваем социальное направление — ЯП присутствует во всех основных социальных сетях, например, ЯПлакалъ в Facebook имеет более 140.000 подписчиков, больше, чем в казалось бы более родной россиянам соцсети ВКонтакте. Основное преимущество таких филиалов — возможность оказывать трафик-поддержку основному проекту, а также рекламным материалам на нем.
Кроме того, планируем активно развивать направление брендирования и спецпроектов, за этим будущее. В этом году были сделаны спецпроекты для Panasonic, книги Дозоров, происходило более 80 брендирований сайта, а также запланированы ряд новых активностей для крупных брендов в новом году.
Также отдельный успех сайту принесло сотрудничество с лидирующей системой посева видео в Рунете — Вибум. За этот год удалось выполнить более 3.400.000 просмотров коммерческих видео на страницах ЯПлакалъ и сопутствующих проектах. Рост составил более 100% в годовом исчислении. Из дополнительных планов на будущее — запуск мобильного приложения (разработка уже ведется) и монетизация мобильного трафика.
На моё личное мнение — ЯПу есть куда развивать рекламу: пора подключать свои соцсети.
Плюсы:
— прекрасный вариант для продвижения интересного и качественного товара;
— различные варианты подачи материала (скрытая реклама).
Минусы:
— цена;
— в комментариях в любом случае будут троллить (высокая цена, сделано не в России, а мне просто не нравится – что угодно; и всё это может быть в определенной нецензурной стилистике).
Гиктайм (geektimes.ru)
Пример поста
«Дочка» или «сынок» хабра, который создан вроде бы как для разделения пользователей. Оставить на Хабре ИТ-темы, а на «Гиктайм» — всё остальное. Это утверждение настолько же верно, как и ошибочно. Многие пользователи до сих пор не поймут, зачем было делить, а на Хабре и сегодня появляются очень интересные «не-айтишные» посты.
Появление «гиктайма» сопровождалось изменением системы начисления рейтинга и кармы пользователей. Что это и для чего нужно – изучайте на сайте.
Всякой компании Гиктайм предлагает на выбор один из трёх корпоративных тарифов для ведения блога своей компании. По логике, не нарушая правил сайта, вы можете писать о чём угодно. Но, например, о своём бумстартер-проекте писать нельзя – «ресурс не для попрошаек». Я за такой материал попрашайки, когда мы писали про проект "Квантовая левитации", получил бан и потерял очень авторитетный аккаунт.
С другой стороны, если вы пишите действительно интересный, полезный и доступный материал о своей работе/продукте, то зачем нужен корпоративный блог и зачем платить ресурсу? Ведь такой материал и так будет пользоваться популярностью.
Плюсы:
— Ресурс имеет прекрасную родословную, благодаря чем и публика, и отдача от интересных материалов высокая.
Минусы:
— политика администрации мешает компаниям продвигать свои проекты (речь о краудфандинге);
— отдача от материалов в разы меньше, чем было на Хабре.
Хабр (habrahabr.ru)
Пример поста
Довольно продолжительное время наша компания вела корпоративный блог на Хабре. Отдача от публикаций и про канал, и про книгу всегда была очень высокая. И дело не только в том, что Хабр внёс львиную долю в сборы средств на печать книги, Хабр помог найти новые идеи и специалистов. Хабр сделал нашей компании имя. Сколько раз было, когда мы обращались с вопросом в какую-то компанию, разыскивая услугу по фрезеровке металла или кейс из оргстекла. Или, скажем, хотели купить галлий. А нам говорят – мы вас знаем с ! Дадим скидку! Вы, говорят, ребята молодцы. Приятно, чёт побери!
Грустно, но из-за разногласий с руководством Хабра мы ушли с ресурса. Мы считаем, что имеем право публиковать в корпоративном блоге материалы о своих крауд-проектах, а Хабр принципиально против этого. В любом случае, задирать нос и поворачиваться спиной к Хабру — не продуктивно (равно — как и Хабру вести себя таким образом с теми, кто платит им, равно как и с простыми читателями), так что, надеюсь, данный материал поможет растопить лёд и возобновить диалог. Только не с позиции «так уж и быть», а в нормальном рабочем русле.
Всем компаниям ресурс предлагает три тарифных плана, которые заметно выше, чем на Гиктайм. По отдаче от материалов на Хабре и Гиктайме, могу сказать, что разница в стоимости тарифов не отражает реальную картину дел. Если следовать статистике, ценообразование на Гиктайм должно быть заметно ниже.
Плюсы:
— уникальный ресурс;
— фантастическая отдача и в плане продаж, и в плане узнаваемости (если публиковаться постоянно).
Минусы:
— принципиальное руководство ресурса;
— как следствие первого – не совсем дружественная политика для рекламодателей (владельцев корпоративных блогов);
— девиз ресурса: «краудфандингу — бой!».
ЖЖ (livejournal.com)
Наш пост
Тут вам нужно выбрать журнал, который подходит под тематику товара. Или не заморачиваться и выбрать «топовый» журнал. А еще лучше – выбрать тематический топовый журнал.
Таким путём пошли и мы. Вот, какие цены были в апреле этого года. У Лебедева 350 тысяч за пост, Доля скинул до 80 тысяч, но нас отпугнула манера общения да и подход к подачи рекламы. У всех из ТОП-5 есть продюсеры, которые и будут с вами общаться. Могут предложить, чтобы вы сами организовали мероприятие, на которое приедет блогер, улыбнётся на камеры и получит свой гонорар.
Мы в итоге выбрали журнал «Самый сок». После договоренностей с его автором, Игорем Бигданом, который показал и заинтересованность в теме, и желание сделать реально интересный пост, началось общение с продюсером, а Игорь переключился на более интересные и «внезапные» проекты.
Несмотря на продемонстрированные нам очень красочные цифры по статистике посещений журнала и примеры успешных рекламных кампаний в его журнале, наш пост не получил желаемого эффекта. У нас была идея сделать серию публикаций, с привлечением детей самого Игоря. Но после первого поста всё стало понятно, да и автор журнала уже не задавал вопросов. Хорошо ещё, что мы подстраховались и договорились о частичной выплате гонораров — в равных долях после каждой публикации!
Плюсы:
— о вас узнает ЖЖ-сообщество. Может быть.
Минусы:
— очень высокие цены;
— топ-блогеры такие топ-блогеры — летают высоко и редко смотрят вниз.
Адми (adme.ru)
Наш пост
Честно говоря, не знаю, какими эпитетами охарактеризовать ресурс. Пожалуй, просто скажу, что его знают все. А его тематика настолько же безгранична, как фантазия авторов этого ресурса. Это мой взгляд и моё понимание ресурса, которое на самом деле в корне неправильно.
Марат Мухаметов, основатель и главный редактор Adme:
Основной читатель AdMe — женщина 35 лет. Мы это очень четко видим по нашей миллионной группе в ФБ, где указана демография подписчиков. Например, у нас была реклама сыров и она стала хитом. Реклама путешествий когда-то пользовалась спросом, но сейчас, наверное уже не будет такой популярной (курсы валют сказываются).
Тем более странным кажется низкий выхлоп от нашей первой рекламы детских книг. Тут, кстати, запаситесь терпением и приберегите своё негодование. Я буду рассказывать, как развивались события и как провал обратился в триумф. Вот как располагался анонс нашего первого рекламного поста: спрятан справа. И чтобы увидеть его, нужно прокрутить сайт вниз.
Для рекламы ресурс предлагает «партнерский пост» — на главной он отражаются справа под желтой иконкой. Стоимость недельного размещения – от 100 тысяч, стоимость написания – еще от 30 тысяч. Можно попытаться получить скидку.
К сожалению, в нашем случае качество написания материала категорически не соответствовало ценнику. Либо нам дали такого автора (потом текст переписывал кто-то другой), либо откровенно схалтурили. Материал писался уже после оплаты нами счёта, поэтому обратный ход было поздно включать.
В общем, мы обратились к ресурсу, погнавшись за его репутацией. А по факту поняли, что тут можно публиковаться только для повышения узнаваемости своего бренда. Материалов, продающих конкретных товар, на Адми не было, мы стали первыми. И это не мои домыслы, это факт, который нам подтвердили в Adme.
На наш взгляд, если руководство Адми начинает зарабатывать на рекламе, оно должно прикладывать какие-то силы к продвижению постов. Например, дублировать их в свои соцсети. Но оказалось, что кроме 100 с лишним тысяч за публикацию на сайте, нужно заплатит еще 200 тысяч за публикацию в соцсети ресурса. Вот такие тарифы.
Менеджер проекта, который общался с нами (да-да, с рекламодателями общаются менеджеры, возможности напрямую пообщаться с автором рекламного материала нет. Может быть, из-за этого на выходе рекламный материал получается не тот, что вы ожидаете. Или вы (читай – мы) просто не умете составлять грамотное ТЗ) обещал следующее:
«Мы можем гарантировать вам количество показов анонса — 4 500 000 в неделю и среднее количество просмотров статьи от 4 000 до 8 000 в неделю, максимальный разброс — 2 500-30 000, но вот по продажам гарантий, к сожалению, дать не можем, заранее спрогнозировать этот показатель очень сложно».
У нас за неделю получилось более 8 тысяч просмотров, то есть гарантированный показатель мы превзошли.
Кстати, наш первый пост на Adme висел до вторника, 16 декабря. И отдача от Adme — наше главное разочарование среди всех рекламных площадок, где мы публиковались. На наш взгляд, если ресурс начинает зарабатывать на рекламе, то нужно прикладывать «несколько больше» усилий, дабы рекламодатель был доволен.
Мне кажется, в случае с Adme стоит учитывать размер рекламодателя. Скажем, гиганты рынка будут довольны простым фактом публикации — занесут себе «пунктик» в рекламную кампанию, под которую списали еще 150 тысяч — и норм. А вот небольшим компаниям, которые хотят на Адме купить покупателей (простите за формулировку), а не узнаваемость, ресурс с нынешним его отношением к подачи рекламы категорически не подходит.
С такой моей оценкой не согласен представитель Adme, который подключился к обсуждению демо-версии публикации. Впрочем, другие читатели не поддержали его аргументы.
Но зато через Фейсбук (через редактора «Цукерберг позвонит») я связался с основателем и главным редактором Adme Маратом Мухаметовым. Раньше я тоже пытался выйти на него и через соцсети, и через сайт, и через секретарей/менеджеров. Не получалось. А тут он сразу мне ответил. Состоялся очень содержательный и интересный разговор, из которого мы с ним вынесли следующее: в нынешнем виде реклама на Adme не эффективна. Это в меньшей степени относится к содержанию текстов, в большей – к размещению (на стартовой странице рекламный пост не найти, нужно крутить «колёсико» вниз). Есть определенные вопросы и с тем, как реклама смотрится в мобильной версии сайта.
Но стоит отдать ресурсу должное: руководство предложило вернуть нам деньги, оказалось вполне адекватно и конструктивно. И главное – стремиться сделать так, чтобы рекламодатель в конечном счете остался доволен. На мой взгляд, если руководство видит и осознает проблему, это уже первый шаг к её решению. В этом отношении Adme оказались молодцы.
От возврата денег мы отказались и сошлись с Маратом на переработке рекламного материала и новой его подачи – с исправлением недочётов по подаче и содержанию. Мы переделали макеты из «книжного разворота» в «мобильную версию» — попытались сохранить дизайн, но заметно увеличили размер текста. Вот, что у нас получилось:
Очевиден прогресс и в плане заметности публикации на стартовой странице Adme:
Анонс поста будет висеть на главной до 29 декабря. Каковы итоги? Первая наша публикация с 9 по 15 декабря принесла нам 5 фактов покупки на общую сумму в 7 тысяч рублей. Коэффициент эффективности равнялся 0,058.
Второй пост стартовал 22 декабря и будет на главной до 30 декабря. Первые полдня при «новом» размещении (когда текст виден на стартовой среди прочих материалов) уже принесли большее число покупок. А вот данные на 28 декабря 2014 года. Количество поступивших заказов:
Из них оборот денег (число оплаченных заказов) составляет около 70%, то есть около 920 тысяч рублей. Эти деньги пойдут на погашение нашего долга перед типографией, печать четвертого тома нашей книги и формирование научных наборов для четвертого тома. Словом, Адми стал для нас настоящим новогодним подарком. Хотя подарок оказался вымученным. Но мы весь год вели себя хорошо, поэтому Дедушка Мороз нас не обошел стороной.
Обязательно отмечу и то, что администрация Adme следит за комментариями и тем, чтобы в рекламных материалах не было орфографических и пунктуационных ошибок. Если таковые обнаружатся уже после запуска поста, админы вам об этом скажут и всё обновят после ваших правок. А комментарии читателей, которые указывают на ошибку, потрут. Да, это нехорошо, но для рекламодателям важно, чтобы вот такие нелепости и неприятности не портили общее впечатление от рекламируемого продукта.
В соцсети, как я уже писал, материал с основного сайта не транслируется, рассылок по базе пользователей ресурса не делается. Только насчет соцсетей комментарий от Марата более логичен, чем от менеджеров ресурса:
«В соцсети и бесплатные посты только один из десяти проходит через нашу фильтрацию. Это позволяет нам делать большой reach (охват – прим. авт.) и engagement (вовлечение – прим. авт.).
Однако в среду, спустя три дня после публикации на Adme, Марат обратился к нам со следюущим вопросом: делали ли мы что-либо для поднятия рейтинга материала? Голосование ботами, рассылки или еще какие-либо накрутки? Потому что за три дня пост «лайкнуло» более 2 тысяч пользователей Фейсбука. Это очень хороший результат, которым могут похвастаться не все «рядовые» материалы Адми, а уж для рекламы – и вовсе уникальный случай. И такой показатель, согласно логике Adme, означает, что публикация достойна трансляции в группу Adme во ВК и на ФБ. Нас еще раз проверили на накрутки, убедились, что всё хорошо. И сделали репосты. Вот публикация на Facebook и в группе ВКонтакте.
Послу публикации в ФБ количество заказов на книгу увеличилось. Точнее так: в минуту приходило по 2 заказа на протяжении несколько часов. Пост появился 24 декабря в 12-25 по МСК и на момент 25 декабря 15-10 по МСК было сделано 338 заказов. Это, повторю, один только эффект от размещения в группах ресурса, не учитывается публикация на самом сайте.
В ФБ на момент написания данного текста пост получил 22 тысячи отметок «нравится», в ВК – более 1300. Причём посты не были закреплены в группах, это просто не нужно: пользователи видят пост от Адми на своих страницах (в своей ленте), в группе.
Плюсы:
— это Adme, детка! Шкала крутости от публикации зашкаливает;
— ресурс дорожит своей репутацией. Поэтому рекламируют не всё. Но если согласятся рекламировать ваш товар, то постараются сделать так, чтобы вы остались довольны результатом.
— если вы сможете выйти на руководство ресурса, вас обязательно услышат.
— новая модель размещения рекламы (благодаря нам!) находится на выгодной позиции на сайте.
— возможность исправлять материал и модерировать комментарии после запуска материала.
Минусы:
— если не будете заниматься своей рекламой, а полностью отдадите всё в руки менеджерам, риск провала довольно высок.
Bigpicture.ru
Всё после той же публикации на «ЦП» с предложением размещения рекламы обратился новый для насресурс: Bigpicture.ru (2,5 млн. посетителей в месяц). Один из его основателей рассказал о существующих рекламных предложениях, специфике ресурса, количестве посетителей и так далее. Всю фактическую информацию я занёс в таблицу.
Концепция данного ресурса – «новости в фотографиях». На сайте несколько подразделов и довольно большое количество рубрик. Рекламный пост прекрасно виден на стартовой странице. По стоимости рекламы тут важно знать следующее. Её стандартная стоимость – 40 тысяч. Но на первое размещение есть большая скидка. Дальнейшее уменьшение цены возможно и зависит от предмета рекламы. Вот как наша реклама выглядит на стартовой:
Иначе, как МОНУМЕНТАЛЬНО, про такую подачу рекламы я ничего сказать не могу. Впрочем, это же «Bigpicture» и в данном случае способ подачи оправдывает название издания. Но наш рекламный блок всюду окружают другие рекламные предложения (я их размыл на принтскрине), а на подложке сайта — реклама планшетов. Хорошо ли такое засилье рекламодателей? Для владельцев сайта – да. Для посетителей – нет. Для рекламодателей – есть стремление выделиться. Если ваша реклама не будет выглядеть как явная реклама, а впишется в концепцию сайта (рекламной площадки), если ваша реклама будет нести какую-то пользу – эстетическую, практическую, информационную или даже экономическую – вы окажетесь в выигрыше. К чести администраторов Bigpicture отмечу, что для нашего материала они сделали всё, чтобы как можно выгоднее «продать» его.
На данной позиции — то есть на главной — пост висит ровно сутки, а затем уходит вправо в ТГБ (текстово-графический блок) – «дособирать аудиторию». Там он будет висеть еще неделю, а выглядеть на стартовой будет вот таким образом:
В ТГБ есть два блока, на которые может претендовать сразу несколько рекламных сообщений. Позиция в ТГБ входит в стоимость рекламы, если вы покупаете пакет, либо продается отдельно. Стоит она 50 рублей за 1000 показов блока. Один рекламный анонс в ТГБ показывается минимум 300 000 раз (15 тысяч рублей).
В нашем случае администрации ресурса было очень интересно посмотреть на эффект от рекламы книг, увидеть собственный коэффициент эффективности.
Ну и теперь самое интересное: таблица с цифрами.
В таблице, повторю, устаревшие данные по Adme. Потому что я хочу, чтобы вы поняли, какой это мощный ресурс, если вы сможете сделать правильное рекламное обращение. А если ничего не сможете — вот, приблизительно такой будет ваша эффективность. В Adme это, кстати, поняли и уже пересматривают свою работу с рекламодателями. Поэтому таких плохих результатов, как в первый наш раз, у вас быть не должно.
Считаю важным уточнить:
1) В случае с Хабром и Гиктайм я брал трехмесячный тариф, учитывал, что в месяц мы публикуем три поста и указывал в таблице стоимость одного такого поста. Например, тариф на Гиктайм на 3 месяца стоит 20 тысяч. Мы делим его на 3 месяца (6,6) и на 3 поста (2,2 тысячи рублей за пост).
2) Наибольшую же пользу (до второй публикации на Адме) нам принесли Хабр (его «старая» версия) и Гиктайм. К сожалению, пользователи этих ресурсов о нашем проекте уже знают, поэтому в дальнейшем коэффициент эффективности будет снижаться.
3) Несмотря на невысокий коэффициент ЯПа, этот ресурс даёт стабильный приток новых клиентов. Потому что посещаемость у ресурса действительно большая и, кроме постоянных пользователей, огромное число случайных. Они-то и будут вашими покупателями после публикации очередного рекламного поста.
4) Реклама на Adme с участием главреда и без него — две большие разницы. Как и несравнима отдача от рекламы без трансляции в FB Адми и с трансляцией.
Немного twitter’а и соцсетей
После публикации на «ЦП» ко мне обратился владелец твиттер-аккаунта (only_fact – 13 тысяч человек), который совершенно безвозмездно рассказал о нашей книге через свои аккаунты. Просто хотел проверить, насколько полезным окажется его ресурс в таком деле. Результаты скромные: по ссылке, ведущей в наш магазин, было 360 кликов. То есть по ней кликнул каждый 36-й подписчик данного Твита.
К обсуждению материала подтянулись и специалисты, умеющие продавать через соцсети, которые сопереживали потраченным деньгам на рекламу Adme и предлагали своё видение, как можно было бы эффективно потратить эти деньги на поле соцсетей. Мы договорились, что после НГ с их стороны последуют конкретные предложения. Их интерес будет заключаться в каком-то проценте от каждой продажи. Посмотрим, что из этого выйдет.
А пока одни согласились ждать до января, другие, точнее — другая — сумела убедить нас в перспективности работы с соцсетями. И в этом направлении уже ведётся работа — «собираются» данные потенциальных покупателей, пробуется наиболее эффективная реклама. И ВК, например, слева теперь можно встретить вот такую рекламу:
Словом, работа по продаже в соцсетях начата. И это будет темой отдельного материала. Равно как и начата более таргетированная работа в ЖЖ (блоги мамочек). Если интересно, я тоже подготовлю пост на данную тему. Словом, новый 2015 год еще не наступил, а планов у нас уже хватает!
Вместо заключения
К сожалению, не все ресурсы позволяют увидеть количество просмотров поста. Но все же самым интересным параметром является коэффициент эффективности размещения рекламного поста. Посчитал я его следующим образом: сумму денег от сделанных заказов (но еще не оплаченных!), появившимся после рекламного поста я поделил на стоимость самого этого поста.
Можно также заметить, что иной раз цифры количества фактов продаж и объема выручки не совпадают. Связано это с тем, что в определенный момент в нашем магазине появились новые товарные позиции (скажем, в декабре – НГ подарок, после выхода третьего тома появился комплект из трёх томов и научного набора). Новые товарные позиции повысили средний чек магазина. И все же, при прочих равных условиях, люди с одних ресурсов покупают более дорогостоящие позиции, а на других, получается, не такая платежеспособная аудитория.
Выбранные параметры сравнения – весьма условны и со многими можно поспорить. Как можно поспорить и с первостепенной важностью зарегистрированных или же уникальных посетителей. На мой скромный взгляд, зарегистрированные на сайте пользователи — это активные пользователи. Они не просто смотрят/читают, но и делают что-то, например, комментируют. Или совершают покупки рекламируемого товара. Но это не значит, что если они не зарегистрированы или не комментируют, то не совершат покупки, нет. Но и бывает так, что в двух пабликах ВК с одинаковым числом реклама стоит дороже в той, где аудитория активнее — «лайкает», «репостит».
С моей позицией не согласен основатель и главред Adme Марат Мухаметов:
Те, кто подписан на наш сайт в соцсетях, — они активные. Они каждый день видят наши посты, заходят на них, потом переходят на главную страницу и идут дальше по сайту. Те, кто просто зарегистрировался на сайте (именно у нас) — не активные, они могут не ходить на сайт годами. Потому что у нас регистрация лишь для комментирования, а главный показатель – число пользователей в наших соцсетях.
Автор: ababkin86