Первый месяц раскрутки бесплатного неигрового приложения: грабли, шишки, удачи, выводы

в 11:33, , рубрики: android development, android market, java, продвижение мобильных приложений, Разработка под android, управление проектами

Итак, позади первый месяц (ну, чуть больше), как на Гуглоплее появилось наше первое приложение. Мало того, что неигровое, так еще и в одной из самых грустных категорий – книги и справочники. Продвигать такое в наше смутное и нечитающее время – та еще задачка, хотя приложение и бесплатное. Ниже я постаралась собрать все, что может оказаться полезным другим таким же негеймдевам – статистика, выхлопы с разных площадок, мысли вслух.

Сразу – вводная, которую я сама себе нарисовала, еще планируя выход на рынок. Во-первых, на раскрутку приложения я не буду тратить ни копейки денег. Не потому что их нет (хотя…), а пока из принципа – чтобы собрать максимальный урожай с бесплатных вариантов. Во-вторых, ограничиться только установками через Гуглоплей. И сразу же спойлер – первое пока удается (потрачено 0 р. 00 коп.), второе – уже нет.

И еще один спойлер — под катом анализ конверсии до и после привлечения аудитории торрентофилов…

Первый месяц раскрутки бесплатного неигрового приложения: грабли, шишки, удачи, выводы (Хабрахабр)

Итак, все началось по плану – с размещения объявления по нашим площадкам: сайт, соцсети, рассылка. Если честно, то я надеялась хотя бы пару-тройку десятков установок с них набрать, ибо аудитория лояльная, все нас знают, общее количество народа даже с учетом дублей – более 700… Щаз! Выхлоп практически нулевой. Вывод – на «своих» надейся, но с планом «бэ» не затягивай.

Далее я начала методично окучивать ИТ-площадки, где размещают обзоры, и параллельно – где можно самой опубликовать новость со ссылкой. На Хабре нашла список с рекомендациями, сама пошукала популярные ресурсы. В результате набралось 12. Ниже – кратко о каждом.

www.ferra.ru
Опубликовано: да
Особенности размещения: Публикации новых юзеров только в песочнице.
Что сделано: Разместила обзор в песочнице

android-magazine.ru
Опубликовано: да
Особенности размещения: Условия публикации непонятны: android-magazine.ru/about/. Ответили: присланные материалы 1500-2000 знаков бесплатно, их обзор за сравнительно небольшую денежку.
Что сделано: 20.11.2014 — Отправила вопрос о возможности и условиях публикации на Partner(@)android-magazine.ru. 21.11.2014 — Отправила краткий обзор для публикации

www.android4all.ru
Опубликовано: да
Особенности размещения: Обзоры пишут сами бесплатно. Подробнее: www.android4all.ru/about
Что сделано: 19.11.2014 — Отправила письмо с запросом на обзор. Без ответа. Но обозрели!

android.mobile-review.com
Опубликовано: нет
Особенности размещения: Обзоры пишут сами бесплатно. Подробнее: android.mobile-review.com/news/53/
Что сделано: 19.11.2014 — Отправила письмо с запросом на обзор. Без ответа

droider.ru
Опубликовано: нет
Особенности размещения: На сайте подробностей и условий нет
Что сделано: 19.11.2014 — отправила запрос на roy(@)droider.ru. Без ответа

droidtune.com
Опубликовано: нет
Особенности размещения: Публикуют присланные статьи: droidtune.com/o-proekte-2
Что сделано: 19.11.2014 — Отправила статью «О проекте». Без ответа

trashbox.ru/
Опубликовано: нет
Особенности размещения: Публикуют платно, но особо интересное могут обозреть и бесплатно. Попробовать стоит
Что сделано: 20.11.2014 — Отправила запрос на бесплатный обзор на rost(@)trashbox.ru, m1(@)bobylov.ru Ответили почти сразу, что может быть, но потом тишина.

www.proandroid.net
Опубликовано: нет
Особенности размещения: Рекомендовали на Хабре, что неплохой обзор сделали. Но год назад.
Что сделано: 20.11.2014 — Отправила запрос на обзор через форму на сайте

android-zone.info
Опубликовано: нет
Особенности размещения: Рекомендовали на Хабре. Вроде бесплатно: android-zone.info/razrabotchikam/
Что сделано: 20.11.2014 — Отправила статью «О проекте»

gagadget.com
Опубликовано: нет
Особенности размещения: Публикуют бесплатно статьи с плашкой «на правах рекламы» и за подписью Рекламного робота Васи. Остальное платно: gagadget.com/another/6422-partneram-i-reklamodatelyam/
Что сделано: 20.11.2014 — Отправила статью «О проекте» как пресс-релиз на editors@gagadget.com. Без ответа

androidmag.net
Опубликовано: нет
Особенности размещения: Размещают новости и обзоры с модерацией: androidmag.net/contact-us/
Что сделано: 20.11.2014 — Отправила через форму на сайте статью «О проекте»

www.androidtalk.ru
Опубликовано: нет
Особенности размещения: Рекомендовали на Хабре. Вроде бесплатно: www.androidtalk.ru/about/
Что сделано: 20.11.2014 — Отправила запрос на обзор и статью «О проекте». Письмо не доставлено

Вывод по размещению – стоит закидывать сеть широко, т.к. непонятно, кому что покажется интересным. Выводы по эффективности делать не буду – далее лучше дам конкретную статистику с датами публикации материалов. Сами сопоставьте, кому что интересно.

Одновременно с окучиванием андроидоводов я постаралась охватить несколько литературных сайтов, с которыми сама давно дружу. Кто-то пришел с АстраНовы – нашего партнера. Неплохой результат дал Фантлаб – с ним мы вообще настроились на тесное сотрудничество. Рейтинги рассказов я уже в каталог подтягиваю, в планах – работа с отзывами. В загашнике у меня еще пара ссылочек, на которые надо выходить с уже кое-каким но багажом. Т.ч. реализация планов на этом не завершена (см. далее). Нюансик – в отличие от ИТ-сайтов с обзорами приложений, профильным по тематике площадкам важны уже налаженные контакты с администрацией или топ-юзерами. Подозреваю, что пара оставшихся ссылочек даст нулевой выхлоп, т.к. там я лишь один из сонма юзеров, хотя и давнишний.

Ближе к концу ноября, готовя версию с рейтингами Фантлаба и с грустью взирая на статистику установок, я приняла решение отказаться от второго пункта своих вводных и подготовила апки с маркерами для сторонних площадок – чтобы отслеживать установки с них через Гуглоаналитику. Кстати, банальная, прописная истина, которую я на головную боль себе проигнорировала – аналитику надо встраивать в первый же релиз! У меня она появилась только во втором, поэтому часть данных просто теряется. Малая часть, но обидно. И продумывать формулировки действий и событий надо заранее, причем, с позиции удобства анализа. Сейчас я имею кучу гемора именно из-за неудачных формулировок. OLAP-кубы строить жутко неудобно, приходится перекраивать данные в Экселе вручную. А их объем все растет…

Апки я выложила на 4pda.ru и androidforums.ru. Почему-то решила, что на androidpit.ru тоже нужен файл, поэтому там материал разместила гораздо позже первой волны. Впрочем, впустую. Так вот…

С 4pda файл разползся по куче других форумов, причем, в паре мест появились интересные обзоры уже без моей инициативы. Только установок с маркером (т.е. из файлов, стянутых оттуда) уже за полтинник, да и на Гуглоплее это сказалось положительно. Вывод – да!

А вот androidforums не дал ровным счетом ничего. Ни одной установки, никакого влияния на Гуглоплей. Возможно, нулевые установки связаны с тем, что основная аудитория, которая тянет файлы для своих сайтов, уже слила их с 4pda, но такой разрыв в показателях это все равно не объясняет. А, может, сама аудитория настолько разная, что вторым наше приложение просто совсем мимо… Вывод – если только чтобы было, хотя совсем сбрасывать со счетов я бы не стала, другое приложение может дать иной эффект.

Далее – интереснее. «А фигли нет?» — подумала я и пошла разбираться с торрентами. Приложение-то бесплатное, а поглядеть на изменение конверсии с приходом сторонников свободного распространения информации крайне интересно. Подтвердится или нет гипотеза о том, что если им предложить удобный сервис выбора и покупки книг, то они реально будут покупать? Диаграммку по конверсии и сравнение средних значений до и после см. ниже.

В список торрентов я включила два: NNM-club и Rutracker. На первом информация добавляется без премодерации, но вновь зарегистрировавшиеся юзеры получают право размещать посты только через 3 дня. На втором – премодерация, которая длится около суток. По крайней мере, через 24 часа я написала в тему просьбу админам, которая довольно быстро была рассмотрена положительно.

Разница по времени в публикациях на торрентах у меня получилась ровно двое суток. И опять та же картина – NNM-club дал и родные установки (25 с маркером), и с Гуглоплея, а файл расползся по другим торрентам (включая порно… %-0). Rutracker публикацию практически не заметил (2 установки), а если учесть, что на этом торренте, в отличие от NNM-club, запрещено размещать ссылки на другие сайты, то прямую ссылочку на маркет поставить не удастся и надеяться на рост установок на Гугле не стоит. Здесь вполне допускаю большое пересечение аудитории этих торрентов, т.ч. размести я апки там в другой последовательности, результат мог бы быть иным (хотя по воздействию на установки в Гуглоплее — вряд ли). Тратить силы на два торрента бессмысленно. Какой выбрать? Если такая аудитория подходит, то NNM-club – скорее да, Rutracker – скорее нет. Невозможность у второго добавить ссылку на маркет, на мой взгляд, приводит к безоговорочной победе NNM-club.

Ну, вот пришла пора и для статистики:

Талейдоскоп - установки приложения

Вместе с датами публикации материалов в сети:

14.11.2014 — Объявления по нашим соцсетям, наша рассылка с сайта
19.11.2014 — ferra.ru и livelib.ru
21.11.2014 — АстраНова
22.11.2014 — Фантлаб
24.11.2014 — android-magazine.ru
03.12.2014 — android4all.ru и 4pda.ru (совпало)
05.12.2014 — androidforums.ru
07.12.2014 — coandroid.ru (обзор сделали сами)
08.12.2014 — prodroiders.com (обзор сделали сами)
11.12.2014 — androidpit.ru
13.12.2014 — nnm-club.me
15.12.2014 — rutracker.org

А теперь о конверсии… Признаюсь — я оптимист и стараюсь думать о людях хорошо. Поэтому озвученной ранее гипотезы придерживалась и сама. Но вот цифры ниже заставили сделать меня пару шагов в сторону лагеря пессимистов… Или реалистов?

image

Да, всплеск есть (хотя он мог прийти и с 4pda — см. рис. выше), но если глянуть на средние цифры до и после, то видно, что он разовый (любопытство?):

Среднее количество активных пользователей в день 02-12.12.2014: 19,6
Среднее количество сеансов в день 02-12.12.2014: 26,9
Средняя конверсия 02-12.12.2014: 9,4%

Среднее количество активных пользователей в день 13-22.12.2014: 23,6
Среднее количество сеансов в день 13-22.12.2014: 38,0
Средняя конверсия 13-22.12.2014: 3,2%

Многое можно было бы объяснить малым объемом данных, но не в три же раза! :( Пользователи форумов не так сказались на падении конверсии — если первый период разбить на «до 08.12 и после», то ее среднее значение будет 10,6% и 8,04% соответственно.

Вот такая ситуация сложилась на данный момент… Что в планах?

  1. Охватить оставшиеся сайты, где кучкуется наша профильная аудитория – читатели.
  2. Попробовать задействовать СМИ, благо уже есть какие-то результаты, есть что писать в пресс-релизе.
  3. Попытаться получить публично мнение экспертов в нашей книгоиздательской сфере (уже начала оббивать пороги, посмотрим), а, может, и не только в нашей – маркетологам тоже может оказаться интересен такой инструмент продвижения, а среди них тоже читающие худлит люди встречаются…
  4. Посмотреть на результаты рекламы в бумажном журнале – в начале года должен выйти номер ФанCity с нашим модулем аж на страницу (огромное спасибо редакции и Андрею Бочарову за поддержку!)
  5. Выпустить в январе версию 1.0 с существенными обновлениями и повторно попытаться обойти площадки, где обозревают приложения.

Что-то из бесплатного, но достойного использования я упустила?

И напоследок хотела бы обозначить несколько моментов, которые для меня оказались важны и полезны, пусть и, порой, ценой набитых шишек:

  • Знакомство, пусть даже и не шибко глубокое, с методологией управления проектами мне здорово помогло в работе. Особенно, если учесть, что я выступала в роли и заказчика, и исполнителя — договориться между собой легче легкого ;)
  • Добавлять заранее продуманную аналитику в первый же релиз – уже упоминала об этом. А еще полезно сделать глобальную константу-переключатель для полного запрета отправки статистики – полезно для тестирования, чтобы не засорять реальную базу левыми данными.
  • Добавлять библиотеку ACRA для отлова багов – тоже в первый же релиз. Причем, настраивать отправку логов надо из соображений сбалансированности объема и важности ошибок. Если каждый чих слать, то можно получить, например, 100500 сообщений о недоступности интернета у пользователя… А еще полезно сделать глобальную константу-переключатель для полного запрета отправки логов – полезно для тестирования, чтобы не засорять базу левыми сообщениями, которые отслеживаются в окне дебаггера.
  • Иконку и название приложения выбирать из следующих соображений (в сети много советов типа «обратите на них особое внимание», но как именно – не говорится):

Иконка в маркете должна выделяться и сразу цеплять глаз – может, яркостью, а может, лаконичностью. Но выделяться. Это первый шанс зацепить пользователя. Надо посмотреть удачные примеры в топе целевой категории. Потом – как на данный момент выглядит низ и серединка, и сделать как-то по-другому.

Название (само или в паре с иконкой) должно сразу из списка приложений в каталоге приоткрывать завесу – а что внутри. Красивое, но абстрактное название не подтолкнет пользователя открыть страницу приложения и прочитать его описание. В 30 символов уложиться сложно, но можно. Пусть и в ущерб красоте и звучности – не в этом цель названия именно в маркете. Само приложение может называться как угодно. Тут я со своим еще буду думать и, может, экспериментировать.

  • При разработке четко фиксировать – какие функции включать в ближайшую версию, а что можно отложить на следующую (в терминах управления проектами – управление содержанием), иначе можно завязнуть в бесконечных улучшениях и дополнениях. Если возможно – ставить себе четкие сроки, а то и оглашать их публично, чтобы не поддаваться соблазну сдвинуть релиз еще чуть-чуть, потом еще чуть-чуть и опять-таки до бесконечности. Этот подход мне здорово помог, а то бы до сих пор не запустилась…
  • Держать на столе, читать, перечитывать и использовать как справочники следующие книги:

Герберт Шилдт. Java. Полное руководство
Программирование под Android (O’Reilly, издательство Питер)
Эрик Фримен, Элизабет Фримен. Паттерны проектирования (O’Reilly, издательство Питер)

Мне кажется, что этот набор – мастрид для каждого начинающего разработчика под Android/Java. Комплексно, сбалансированно и методически грамотно подан весь необходимый материал, который учит правильному. Остальное уже в дополнение и расширение этой базы, смотря куда хочется специализироваться. Я вот сейчас буду подыскивать что-нибудь про работу Андроида с облаками и по Spring в частности. Курс на Coursera для начала пересмотрю-переслушаю…

Ну и всех с наступающим, конечно!

Oksumoron
* мои планы на новогодние праздники, накрывшиеся медным тазом… буду готовить новую версию...

Автор: Oksumoron

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js