Если какой-то конкретный день и можно назвать днём рождения компьютерной мыши, то этот день — сегодня. 9 декабря 1968 года Дуглас Энгельбарт показал новый тип манипулятора в «Матери всех демонстраций» вместе с графическим пользовательским интерфейсом, гипертекстом, текстовым редактором с совместным редактированием и другими будущими изобретениями, включая сетевые конференции. Хотя Энгельбарт разработал первый прототип ещё в начале 60-х, именно после этой презентации мышь стала известна широкой публике.
Об Энгельбарте отлично написано в этой статье, а под катом вас ждет видео с той самой презентации и интересные факты из истории компьютерной мыши.
«Мать всех демонстраций»
Альтернативная история
В том же 1968 году, но на пару месяцев раньше — в октябре, в Германии представили собственную мышь, весьма шарообразную. И это была первая мышь, в которой использовался шарик — конструкция, ставшая стандартной на долгие годы, вплоть до появления оптических мышей.
Первым коммерческим компьютером, в комплекте к которому шла мышь, был Xerox 8010 Star Information System в 1981 году. У этой мыши было три кнопки, а стоила она аж 400 долларов — это больше 1000 долларов в 2014 году с учётом инфляции.
Спустя два года вышла Apple Lisa. Компания решила ограничиться одной кнопкой на мыши и очень долго придерживалась ультраминималистичного принципа. Стоила эта мышь 25 долларов.
А вот- модельный ряд мышей Apple до 2009 года:
В СССР тоже производились "манипуляторы графической информации типа «мышь»" В 1991 году в Тольятти стали делать манипулятор «Колобок». Это была скорее крыса, чем мышь, а внутри неё был скорее шар, чем шарик.
Ещё одна отечественная мышь из 90-х — «Марсианка».
Оптическая мышь была изобретена в 1980 году, однако коммерчески доступная модель появилась только в 1999. Первые прототипы оптической мыши требовали специальной штриховки на коврике и были чувствительны к его загрязнению и расположению в пространстве. Современные мыши лишены этих недостатков. В качестве сенсора они используют маленькую, но очень быструю светочувствительную матрицу размером от 16х16 до 40х40 пикселей и работают практически на любой поверхности. Между прочим, у этой технологии военное происхождение — алгоритмы для отслеживания положения устройства по информации с оптического сенсора изначально разрабатывались для высокоточного оружия. А некоторые умельцы даже делали камеру из сенсора мыши.
С распространением оптических мышей навык быстрой и аккуратной чистки "роликов внутренностей и гениталия" механических мышек, когда-то бывший необходимым для всех, кто имел дело с компьютерами, перестал быть актуальным, а коврик превратился из абсолютно необходимого предмета, предотвращавшего проскальзывание шарика, в необязательный аксессуар для всех, кроме, может быть, дизайнеров да геймеров.
Одна из первых оптических мышей
Важную роль в истории компьютерной мыши сыграла компания Logitech. В 1991 году была выпущена беспроводная мышь, работающая с радио сигналом, а не с ИК: Cordless MouseMan. В 2004 году компания представила первую беспроводную лазерную мышь MX1000.
Долгие годы мышь и клавиатура безраздельно правили в царстве массовых устройств ввода. Лишь в последнее время их потеснили сенсорные экраны. У мыши было много конкурентов, но ни один из них не добился такой же популярности, хотя некоторые альтернативы были довольно удачными, например, знаменитый трэкпоинт из серии ноутбуков IBM ThinkPad. Это единственный графический манипулятор, который позволяет работать с курсором не отрывая рук от клавиатуры и не меняя их положения.
Конструкцию мыши продолжают активно развивать и дорабатывать, предлагая порой весьма экзотические новшества. Вот, например, летающая беспроводная мышь:
А вот — геймерская мышь с датчиками пульса, кожно-электрического рефлекса и реакцию, которая измеряет уровень страха игрока во время игры:
За несколько десятилетий мышь прожила очень бурную жизнь. Как и любую другую технологию на массовом рынке, её рано или поздно вытеснит что-то более удобное и простое для пользователя — в современных устройствах всё чаще вообще нет места для специального «графического манипулятора», его роль играют пальцы, кисти рук (как у Leap Motion) или всё тело (как у Kinect). Но даже когда мышь станет экзотическим нишевым устройством или исчезнет вообще, мы будем помнить её роль в «одомашнивании» компьютеров и их повсеместном распространении.
Автор: ivansychev