Дизайнеры обожают ненавидеть скевоморфизм. «Это всего лишь украшение», — говорят они. — «Это полностью бесполезно. Это выйдет из моды». Или как Марк Болтон, сооснователь «Файв Симпл Степс», писал в твиттере:
«Я отчаянно прошу всех прекратить придавать цифровым творениям облик реальных предметов. Экран не является затенённой рельефной доской».
Однако же «Эпл» и множество других разработчиков ПО продолжает активно использовать этот приём в некоторых приложениях. Многие приходят в ярость, не задаваясь вопросом «зачем». Зачем «Эпл» и многие другие продолжают идти по скользкой дорожке? Они все потеряли чувство качественного дизайна, это точно. Или нет?
Есть кое-какие преимущества в практичности скевоморфического дизайна, которые частенько нахваливают. В «Айбукс», например, «Эпл» с помощью использования книжной метафоры делает очевидным то, что требуется перелистывать страницы с помощью смахивания. Упругость — милый, небольшой эффект при прокрутке до конца списка — тоже в большой степени скевоморфизм, хотя этот почти незаметный эффект полюбился многим. Но раз уж эти преимущества скевоморфизма так хороши, давайте поговорим о скевоморфизме, который выводит людей из себя, очевидно бесполезном, преследующем исключительно оформительские цели.
«Пэйпер» — приложение для рисования на айпад. Оно выпущено совсем недавно и вызвало определённый резонанс. Вот что вы видите в первую очередь после запуска приложения:
Блокноты, чтоб мне провалиться! Это просто обязано быть решением некоего дизайнера, любящего шлифовать пиксели и создавать фотореалистичные значки. Пожалуй, он просто захотел потешить своё дизайнерское эго и отправить пару скриншотов на «Дрибббл». Это никак не связано с разработкой хорошего ПО.
Что ж, возможно, что связано.
Давайте взглянем на предназначение «Пэйпер». Вот как «Фифти Три», разработавший приложение (основан бывшими работниками «Микрософта»), преподносит его в «Ап Сторе» (акценты мои):
«„Пэйпер” — место, где зарождаются идеи. Это самый простой и красивый способ создавать на айпаде. Запечатляйте идеи как наброски, диаграммы, иллюстрации, заметки или рисунки и распространяйте их через сеть. [...] „Пэйпер” работает так, как вы привыкли, словно знакомый блокнот или дневник. Держите все свои идеи вместе, всегда с собой».
Это всё о сборе идей. Быстро и грязно. Оно здесь для того, чтобы быстро что-то набросать. Это просто-напросто блокнот. Приложение для рисования может быть чем угодно: чем-то для прототипирования и создания набросков или инструментом для профессиональных художников. Как бы то ни было, «Пэйпер» не такое. Интерфейс не только поддерживает связь со своим назначением, но и помогает вам погрузиться в состояние, в котором вы не стесняетесь выражать свои идеи непредвзято. Интерфейс рассказывает историю и задаёт тон всем переживаниям.
Это стартовый экран приложения для рисования «Брашис», использовавшегося для создания как минимум четырёх обложек «Нью-Йоркера»:
Интерфейс рассказывает совершенно иную историю. Если я пожелаю потратить час или два на реализацию одной из своих идей, этот интерфейс только подстегнёт меня. Если же я захочу быстро сделать пару зарисовок, этот интерфейс может отбить подобное желание. Я не хочу, чтобы мои страшненькие, на скорую руку нарисованные эскизы были помещены на стену в рамке для всеобщего обозрения. Я подумаю дважды, перед тем как быстро что-нибудь набросать в этом приложении.
Функционал «Пэйпер» и «Брашис» практически идентичен, однако преследуемое назначение категорически различается.
В «Снежном Барсе» приложение «Фотобус» выглядит так:
А позже появился «Лев» с его полноэкранным режимом. Состав скевоморфизма прибывает на первую платформу:
Ба-бах! Шторки. Деревянные панели. Металлические кнопки. «Эпл», правда, что ли?
Ещё раз давайте взглянем на функцию «Фотобуса»: делать снимки, записывать видеоролики и применять к ним различные фильтры. Первая версия позволяла делать это легко и просто. Она, однако, не поддерживала связь с предназначением «Фотобуса»: дурачиться и веселиться. Позвольте продемонстрировать:
«Фотобус» — цифровая игрушка. Первая версия, пусть опрятная и функциональная, не выглядела, как игрушка. Она не была весёлой, не вызывала желания поиграться с ней. В новой полноэкранной версии «Эпл» использует скевоморфизм, чтобы вовлечь пользователей в игру.
Скевоморфизм на самом деле о связи с чувствами и их закреплении, о доведении приложения до уровня не просто инструмента, а запоминающегося опыта. Он показывает назначение интерфейса, а не только функции, которые он включает.
Музицирование должно быть весельем, не так ли? Это достаточно весомая причина для планшетной версии «Гараж Бэнда», чтобы выглядеть так:
Но не так:
И пусть такой вариант может быть функциональнее, опрятнее и ближе к функциям интерфейса, он не несёт веселья. С тем же успехом я могу сочинять музыку в «Экселе». Интерфейс «Гараж Бэнда» не только представляет возможности в чистой и понятной форме, он дарит прекрасный, весёлый и запоминающийся опыт.
Скевоморфизм — мощный инструмент. Не нужно бояться использовать его, но нужно быть аккуратным. Он, например, вряд ли сработает для такого рабочего приложения, как «Мэйл». Кто-то может сказать, что «Эпл» перешла границы с какими-то приложениями, например, с версией «Календаря» для «Льва» или с приложением «Найти моих друзей» для айфона и айпада.
Возможно это правда, но примите во внимание назначение этого приложения. Оно не о слежке за знакомыми, однокашниками или сотрудниками. Оно о поддержании связи с друзьями. Интерфейс выглядит, будем честными, глуповато. Однако он неописуемо дружественен. Функциональность приложения достаточно спорная и, будучи оформлена иначе, как серьёзное приложение, она могла быть справедливо воспринята гадкой.
Джош Кларк в своей книге «Tapworthy» пишет:
«Не отмахивайтесь от этого, как от тактильного обмана; эмоциональный резонанс — основа всего маркетинга и повествования; и не заблуждайтесь, ваше приложение — история. В достаточно личном контексте айфона люди воспринимают приложение, как содержимое, а не как ПО, как опыт, а не как инструмент, как развлечение, а не как задание. Характер вашего приложения задаёт тон этому переживанию, и оно должно подходить своей аудитории, быть ей на руку. Сочетая эстетику вещи и с функцией, и с владельцем, вы получаете нечто прекрасное, функциональное и отличное».
Зачастую говорят, что дизайн должен быть невидимым. Важнее то, что дизайн должен давать возможность. Непростой в использовании интерфейс, который, однако, весел, вовлекает пользователя и создаёт опыт, упрощающий преодоление преград и тем самым опыт, в котором продукт проще и естественнее использовать. Используемый с умом скевоморфизм может сохранить простоту использования интерфейса, давая при этом пользователям возможность действовать.
От переводчика
Привет всем, кто ждал этот перевод. Надеюсь, он оправдал ожидания, как смыслом, так и качеством. Я стараюсь поднимать планку и в этом мне помогает Tayomi, за что ей большое спасибо. В нашем тандеме я занимаюсь непосредственно переводом, а она — вычиткой и редактурой.
Если у вас есть замечания не по сути статьи, а по переводу, либо какие-то иные предложения, не забывайте, что комментарии созданы для обсуждений, а диалог на сторонние темы ведётся в личной переписке.
- Электронная почта: petabyte@kinday.ru
- Скайп: kinday_da_masta
- Электронная почта: katriona@korotkevich.net
- Скайп: tayomi88
Автор: Kinday