Мы продолжаем знакомить вас с переводами статей Chris Bailey, в которых он делится советами, которые извлек во время проекта «a Year of Productivity». Ранее мы публиковали статьи этого автора, они доступны в нашем блоге в разделе "личная продуктивность".
Итак, даем слово Крису!
Сегодня мы хотели бы поговорить о теории «задач, которые нужно выполнить» Клейтона Кристенсена и том, как это помогает осмыслить собственную жизнь. Ведь понимание того, какую пользу вам могут принести те или иные действия, которые вы совершаете, и то, для осуществления каких целей вы их совершаете, поможет прийти к осознанию собственной жизни и, как следствие, повышению продуктивности.
Теория (с примерами)
В своей книге «Как вы оцениваете свою жизнь» Клейтон Кристенсен рассказывает о собственной теории «задач, которые нужно выполнить». Согласно этой теории, когда потребитель (такой как я или вы) покупает продукт, то он делает это для выполнения конкретной задачи или работы.
Теория говорит о том, что продавец должен преподносить свой продукт таким образом, чтобы потребителю была наглядно видна способность продукта выполнять необходимую задачу; тогда продукт будет напрямую соответствовать нуждам потребителя и станет продаваться ещё успешнее. В качестве примера Кристенсен приводит предприятие, работающее в сфере быстрого питания, которое торгует молочными коктейлями.
«Компания начала с сегментации своего рынка как по продукту (молочные коктейли), так и по демографическим признакам потребителя (в представлении продавца о типичном покупателе молочных коктейлей). Затем отдел маркетинга обратился к людям, которые попали в целевой сегмент по демографическим признакам с просьбой перечислить характеристики идеального молочный коктейля (густой, жидкий, с кусочками, однородный, фруктовый, шоколадный и так далее). Будущие клиенты дали настолько честные и точные ответы, насколько они только могли, и компания отреагировала соответствующим образом. Но увы, продажи молочного коктейля не выросли».
Вместо того чтобы пытаться сделать молочный коктейль ещё вкуснее, команда Кристенсена посоветовала компании позиционировать продукт в соответствии задачей, которую он должен выполнять: делать путешествия более приятными. Молочный коктейль стал вытеснять другие продукты питания благодаря своей способности сохранять свежий вкус длительное время (следовательно, его очень удобно покупать с собой в дорогу). Продажи сильно возросли после того как компания представила «утренний коктейль, который стал еще более густым (для того, чтобы лучше сохраняться во время длительных поездок) и более вкусным (благодаря кусочкам фруктов)». Когда они преподнесли свой продукт в соответствии с задачей, которую он должен выполнять, продажи просто взлетели. Если вы пытаетесь увеличить продажи своего продукта, убедитесь, что он востребован на рынке, чтобы не пытаться популяризировать то, что уже не актуально.
Dutch Boy – пример другой компании, которая внесла изменения в позиционирование своего продукта в соответствии с задачей, которую он должен выполнять.
Как теория работает на практике
Я твердо верю в то, что человек может извлечь пользу из того, что будет подвергать сомнению различные аспекты своей жизни. После того, как я узнал о существовании вышеописанной теории более года назад, она заставила меня задуматься над рядом аспектов моей жизни, а также о задачах, которые они для меня выполняют. В конечном счете, я думаю, что вы сами должны определить, о каких аспектах своей жизни вам стоит задуматься (а также решение о том, стоит ли вам вообще о чем-то задумываться, должно принадлежать только вам).
Вот некоторые из рассуждений, которые помогли мне изменить некоторые аспекты в моей жизни; я надеюсь, что они вам тоже помогут!
Для выполнения какой задачи вам нужны социальные медиа?
Только хорошо осознав задачу, для выполнения которой вам нужны социальные медиа, вы сможете понять: совпадает ли фактическое использование этих сервисов с вашими намерениями. Например, вы пользуетесь Facebook для того, чтобы оставаться на связи со своими родственниками и друзьями, а в конечном итоге заканчиваете просмотром фотографий привлекательных девушек, с которыми вряд ли были знакомы хотя бы в течение часа или двух?
Вот что было одной из главных причин, почему я удалил свой аккаунт на Facebook; я открыл для себя следующее: весьма сомнительно то, что использую его для выполнения полезных задач. Недавно я завёл новый аккаунт на Facebook для того, чтобы оставаться на связи с волонтерами и отдыхающими в лагере для детей и подростков, пострадавших от рака. Теперь я пользуюсь Facebook исключительно с этой целью, и любезно отклоняю дружеские запросы от тех друзей, которые не имеют никакого отношения к этой деятельности.
Точно так же я использую свой аккаунт на Twitter преимущественно для того, чтобы поддерживать и развивать по всему миру новые связи с теми, кто интересуется буддизмом и медитацией. Хотя некоторые из моих друзей (из реальной жизни) следят за мной на этом сервисе (не уверен, что понимаю, почему некоторые из них это делают, ведь буддизм и медитация не входят в сферу их интересов), я осознанно стараюсь не менять тематику своих сообщений для того, чтобы соответствовать их ожиданиям. Ведь я использую Twitter для выполнения других задач.
Для чего вы используете свой телефон?
Я использую свой iPhone для выполнения широкого спектра задач. Это (в произвольном порядке): инструмент для работы с текстовыми сообщениями и электронной почтой, устройство для видеоигр, планировщик, календарь, возможность зайти Twitter и Facebook, фото/видео камера, проигрыватель MP3/аудиокниг, а также это инструмент для составления бюджета.
Осознав то, что я использую телефон для выполнения широкого круга задач, я выбрал более совершенный тарифный план и купил новый телефон, компенсировав затраты менее дорогим тарифным планом для Интернета. В конце концов, я использую телефон для выполнения очень широкого спектра задач, так почему бы не усовершенствовать этот инструмент?
Об очередном эксперименте, когда Крис использовал свой смартфон всего час в день читайте тут.
Зачем вам нужна девушка/парень?
Это вопрос может показаться немного странным: разве вы не должны любить свою вторую половинку? Разве должны относиться к ней, как некоторому средству для достижения цели?
Да конечно мы все знаем правильные ответы, но есть ещё одна причина, почему моя подруга находится в моей жизни. Я знаю, что она нужна мне не для того, чтобы платить арендную плату за квартиру; она, прежде всего, моя любовь. Понимание этого факта позволяет мне сосредоточиться на действительно важных вещах, а не на тех, которые не имеют большого значения для наших отношений. Понимание этого факта также указывает мне, на что я должен тратить свое время и внимание, когда дело касается наших отношений.
И наоборот, осознав, для чего я нужен ей, я открыл для себя, что мы можем развивать наши отношения ещё глубже. А зачем вам нужна вторая половинка? А семья? А братья и сестры? А зачем вы нужны им?
Зачем вы ходите на работу?
Нет, мир не взорвется, если вы ответите на этот вопрос. Вы работаете только для того, чтобы оплачивать счета? Чтобы помогать людям? Для того чтобы изменить какую-то ситуацию?
Анализируя задачи и причины, по которым вы ходите на работу, придется немного абстрагироваться посмотреть, как она вписывается в общую картину вашей жизни. Если она нужна вам для того, чтобы получать зарплату, то справляется ли эта работа со своей задачей? Если вы строите карьеру для того, чтобы помогать людям или что-то изменить в мире, то справляется ли она со своей задачей? Или может быть стоит найти другую работу для того, чтобы она начала справляться со своими задачами ещё лучше?
Автор: mbaigmat