Эта статья — своего рода ответ на публикацию «Почему 1С это плохо и почему так не любят 1С программистов». Я уже много лет занимаюсь 1С программированием и хочу сказать, что косо на нас смотрят именно из-за таких авторов статей. Давайте по порядку разберемся с тем, что мы имеем сейчас.
Платформа
У нас есть платформа и конфигурации написанные для нее.
Обновление платформы приносит дополнительный функционал, уносит некоторое количество багов и некоторое естественно приносит. В принципе, по моему личному мнению, ныть по поводу того, что после обновления платформы работа в офисе встала — не правильно. Во-первых, бэкапы баз перед обновлением должны спасти от проблем с базами. Ну и возможность вернуться на старую платформу никто не отменял. Это все равно что винить Microsoft или авторов свободного ПО за то, что после выпуска патча/обновления все слетело, а мысль сделать копию данных не пришла в вашу голову. Да, сейчас наблюдаются проблемы с программными ключами. Но можно пользоваться аппаратными (они немного дороже), либо на время проведения тех.работ для восстановления работоспособности офиса можно поставить не православные патчи, которые на время помогут решить проблему с отсутствием/недееспособностью ключа. Работа офиса в 30-40 человек важнее.
Конфигурации
Вот здесь есть где разгуляться критикам, но давайте по порядку.
Допустим, у нас обычная торговая организация и нам за глаза хватает функционала конфигурации «Управление торговлей 10.3/ 11».
Тут у нас есть два варианта использования этого программного продукта:
1. Пользоваться только базовым функционалом и обновляться ежемесячно по выходу новых версий кофигурации.
2. Не обновляться вообще и при необходимости дописывать функционал, который нам необходим.
По сути, второй вариант используется наиболее часто. Ставится конфигурация, настраивается и на протяжении всей жизни организации она практически не обновляется. Максимум — правятся печатные формы согласно постановлениям. Вот, в принципе, и все. Зачем постоянно мучится и переносить изменения из релиза в релиз — непонятно.
Конечно, можно возразить и сказать, что у организации есть, к примеру, бухгалтерия. Рассмотрим и такой вариант.
Бухгалтерию необходимо постоянно обновлять из-за изменения законодательства, ставок в налоговых и пенсионных фондах и прочих буднях тяжкого труда бухгалтеров.
Для передачи данных между торговлей и бухгалтерией используют обычно правила обмена. Это некое правило, написанное на xml, которое описывает какие объекты данных выгружаются, как они загружаются; также можно указать дополнительные обработки перед, после в момент выгрузки/загрузки. Если конфигурация торговли у нас неизменна, то правила выгрузки мы не трогаем (за редким исключением, если вдруг произошли координальные изменения). Правила загрузки мы менять будем тоже не часто. Факт поступления/продажи товара будет переносится всегда. А вот порядок начисления налогов и прочего будет уже расчитываться в обновленной бухгалтерии и это никак не повлияет на торговую конфигурацию.
Давайте усложним и начнем считать зарплату в отдельной конфигурации «Зарплата и управление персоналом». Ее мы тоже обновляем и она спокойно обменивается с бухгалтерией по стандартным (или измененным нами) правилам.
Мне кажется, глупо напоминать, но я все же осмелюсь. Перед обновлениями и изменениями всегда стоит делать бэкапы. Ну согласитесь, глупо нытьб что после обновления все сломалось и вся фирма стоит колом. Т.к. нет возможности ни продать, ни выписать, ни позвонить. Все контакты, счета и информация в базе.
Использование 1С в различных сферах бизнеса
Да, компания 1С является монополистом на рынке программного обеспечения, предназначенного для автоматизации учета и сдачи бухгалтерской отчетности.
Если мы говорим о сегменте малого бизнеса, то для учета в большинстве фирм можно использовать почти любые программы, которые немного сложнее сводных таблиц в экселе. Учет штучного товара/услуг, учет дебеторки/кредиторки, расчет зарплаты. Сдача отчетности возможна через сторонние программы, в которые просто вбиваются итоговые цифры.
Если бизнес крупнее, то конкуренты 1С — это Navision, Oracle, в совсем крупных примерах это SAP.
Но здесь мы сталкиваемся с другой спецификой. Наше законодательство меняется довольно часто. И иностранные если уж и занимаются поддержкой актуальности своих программных продуктов, то не всегда успевают за изменениями. Так как количество внедрений «НЕ 1С программ» мало, то стоимость владения становится высокой. Сложно найти специалиста, способного быстро обновить (при условии наличия обновления) или настроить/сконфигурировать существующий программный продукт.
У 1С есть несомненные плюсы с подключением торгового оборудования (весы, сканеры, терминалы, табло). Притом в стандартных конфигурациях это делается на уровне пользователя. Добавим возможность подключения внешних обработок и печатных форм для расширения функционала, получения дополнительных отчетов без внесения изменений в кофигурацию. В итоге, если грамотно подойти, то лезть «внутрь» конфигурации нет смысла.
Другое дело, что проще и дешевле вписать костыль, который отвалится после обновления, и посадить клиента на иглу. Затем постоянно поливать 1С и говорить, что вот так часто они выпускают, и с такой же частотой приходить к клиенту и получать с него немного денюшек.
Мне кажется, что основная причина негатива к 1С в том, что код открыт. Никто не видел, как написан Word или Navision и никто не полезет туда дописывать свои кнопки, которые будут поступать совсем не так, как задумывалось разработчиками. Глупо писать, что обновляется все, даже то, чем я не пользуюсь. Не обновляйте модуль, который отвечает за закладки в браузере, я им не пользуюсь. Или колонтитулы в ворде совсем не нужны, уберите их из обновления. Не нравится — не обновляй, или при обновлении читайте, что поменялось.
От себя добавлю, что я не являюсь представителем фирм франчайзи или партнером. Занимаюсь автоматизацией учета на 1С более 7 лет. Если будет интересно, могу поподробней рассказать о тонкостях ведения учета в реалиях нашего времени.
Автор: dance000