«Яндекс» считает Google своим главным конкурентом. Несложно предсказать, какие показания дали представители российской компании по запросу Европейской комиссии в рамках антимонопольного расследования о доминировании Google на устройствах с системой Android. Следует признать, свидетелей Еврокомиссия выбирает грамотно.
Антимонопольное расследование по Android идёт отдельно от расследования по поводу положения Google на рынке поисковых систем. Главной претензией к Google на Android является политика «всё или ничего» при поставке комплекта фирменных программ и программных интерфейсов Google Mobile Services (GMS) и их приоритетное положение относительно остального программного обеспечения.
В комплект GMS входят проприетарные программы Play Store, Google Maps, Gmail, Drive, YouTube, Hangouts и Chrome. Компания Google заявляет их как бесплатные программы, но в то же время требует деньги за «активацию» пакета с каждого производителя Android-устройств. Размер оплаты зависит от объёмов производства (около $0,75 с устройства).
Хуже всего, что Google планомерно переводит всё больше и больше функциональности из открытой кодовой базы Android Open Source Platform (AOSP) в проприетарную GMS, за что её неоднократно критиковали.
Одновременно с расширением функциональности GMS компания Google предлагает всё более продвинутые GMS API для работы сторонних приложений.
Единственным аргументом в пользу такого поведения может быть борьба с фрагментацией платформы Android, но вообще это никак не соответствует принципу “Don’t be evil”. По крайней мере, с точки зрения производителей Android-устройств. И с точки зрения «Яндекса».
По информации источников GigaOM, Еврокомиссия пригласила «Яндекс» в связи с тем, что у российской компании есть свой каталог приложений и сервисов, который пытается конкурировать с Google (это «Яндекс.Кит»). По мере того, как Google всё больше «закручивает гайки», делать это становится всё сложнее.
Говорят даже, что Google оказывала давление на крупных производителей смартфонов, которые работают на российском рынке, чтобы они отказались от установки поиска «Яндекс» по умолчанию, а также приложений «Яндекса» вообще. Например, представитель «Яндекса» Владимир Исаев говорит, что одним из последних таким примеров была попытка сотрудничества «Яндекса» с Explay.
Все эти аргументы «Яндекс», возможно, высказал в письменном ответе по запросу Еврокомиссии.
Запрос об обязательном предоставлении информации Европейская комиссия послала «Яндексу» в июле этого года, рассказала РБК пресс-секретарь компании Ася Мелкумова. «Мы предоставили материалы, которые запрашивала Еврокомиссия, — о взаимодействии с производителями по предустановке сервисов на их мобильные устройства», — сказала она и добавила, что «Яндекс» сталкивается с трудностями, когда пытается договориться с производителями о предустановке поиска и приложений на устройствах на платформе Android, а также при распространении «Яндекс.Кита». Многие производители стремятся сотрудничать с «Яндексом», но из-за ограничений в договорах с Google возможности партнёрства лимитированы.
Автор: alizar