Среди фрилансеров есть те, перед кем хочется снять шляпу и сказать «Спасибо». Они стремятся выполнить заказ качественно и оставить о себе благоприятное впечатление. Такие фрилансеры востребованы и успешны. Они заняли светлую сторону. Но есть и темная сторона творчества – занявший её фрилансер оставляет черный шлейф в памяти клиента, портит свою карму и сидит без заказов. Важно то, что нанести ущерб проекту и отношениям с дорогим клиентом исполнитель может неумышленно. Это может произойти вследствие отсутствия опыта.
За последние десять лет мне довелось иметь дело более чем с сотней фрилансеров. Я регулярно привлекаю узких специалистов творческих профессий для решения различных задач в рамках создаваемых проектов – дизайнеров, иллюстраторов, программистов, системных администраторов, копирайтеров, художников, верстальщиков, трехмерщиков и фотографов.
Если проанализировать случаи успешного и неудачного сотрудничества и обобщить причины, побуждающие меня годами и с удовольствием обращаться к одним и тем же людям, можно вывести ряд простых рекомендаций. На мой взгляд, следование этим рекомендациям позволит фрилансеру сформировать на рынке положительную репутацию, иметь возможность трудиться над интересными проектами и постоянно испытывать чувство глубокого удовлетворения от своей деятельности.
Привожу рекомендации в порядке убывания их значимости
- Трезво оценивайте свои силы. Проанализируйте задачу, уточните пробелы у заказчика. Посчитайте затраты времени. Не спешите откликаться. Посмотрите на свой текущий список обещаний. Вспомните про ближайший день рождения мамы. Составьте график, который будет основан на вашей реальной занятости и в основе которого будет ваш реальный опыт. Выпейте стакан чаю и после этого сделайте заказчику взвешенное предложение. Помните: вписаться в авантюру легко, довести сложное дело до конца – гораздо сложнее.
- Работайте по графику Ганта. Начать работу над проектом за день до дедлайна и даже умудриться ее выполнить – это не значит прослыть виртуозом, скорее, это неоправданное лихачество. Работу нужно выполнять в соответствии с согласованным с клиентом графиком. Исполнителю это может быть не очевидно, но к отдельным результатам вашей работы у клиента могут быть привязаны свои задачи – внутреннее тестирование, демонстрация партнерам, запуск рекламной кампании и пр. Работайте по графику Ганта и открывайте клиенту доступ к нему. Удовольствие, доставляемое видом закрашивающихся изо дня в день клеток диаграммы, мало с чем сравнится.
- Называйте реальные цены. Реальные – не значит такие как у других, средние или низкие. Реальные означает соответствующие вашим интеллектуальным/временным затратам по конкретному проекту. Некоторые фрилансеры, в основном это относится к новичкам, оценивают стоимость проекта на глаз. Такой способ оценки делает затруднительной для заказчика возможность финансового планирования совместной работы с вами и косвенно свидетельствует о вашей неопытности. Назовите заказчику цену часа или приведите расчет, основываясь на опыте выполнения подобных проектов. Если сейчас ваши услуги придутся заказчику не по карману, он может обратиться к вам в другой раз, имея четкое представление о стоимости ваших услуг.
- Используйте технологии. Использование новейших технологий в повседневной работе делает ее более комфортной. Снимите с вашего клиента бремя занудного секретаря, все время уточняющего у вас текущее состояние работы (он становится таким благодаря вам). Хорошим началом проекта будет создание документа в Google.Drive, в котором будут перечислены все задачи. Откройте клиенту доступ к этому документу. Вы снимите со своего клиента беспокойство по поводу сроков, также он получит возможность своевременно сообщать вам об обнаруженных недочетах и сделает вашу работу более сжатой в сроках и продуктивной. Используйте мегаплан и держите вашего клиента в курсе вашей успеваемости по проекту, настройте уведомления о важных моментах.
- Не исчезайте после выполнения. Будьте на связи в оговоренный с клиентом срок – это может быть неделя, месяц и более. Клиенту важно убедиться, что вы сделали свою работу добросовестно – вселите в него эту уверенность. Часто после запуска возникают нюансы, требующие вашего участия – закладывайте эти морально-волевые усилия в первоначальную стоимость своих услуг. Не отправляйте клиента восвояси со словами: «это не входило в стоимость», в этом случае он будет чувствовать себя обманутым. Если сразу после запуска проекта у вас назначен отпуск, об этом лучше предупредить потенциального клиента перед тем, как он выберет вас исполнителем.
- Обсудите финансовые условия перед началом работы. Согласуйте с клиентом перед началом работы стоимость ваших услуг, этапы оплаты, способ перевода денежных средств, уточните, кто оплачивает комиссию перевода. Обсудите возможные бонусы за досрочное выполнение задания и условия, при которых стоимость ваших услуг может возрасти. Если этого не сделать, вы можете поставить клиента в неудобное положение в условиях ограниченного бюджета или сами оказаться в неловком положении.
- Просите клиента написать отзыв. Отзывы ваших прежних клиентов имеют большую ценность и часто являются ключевым фактором при выборе исполнителя. Некоторые заказчики не рассматривают возможность сотрудничества с исполнителем, чей профиль содержит хотя бы один негативный отзыв. Старайтесь разрешать конфликтные ситуации мирным путем. Дайте клиенту понять, что вы готовы приложить все разумные усилия для разрешения конфликтной ситуации.
И кстати, перейти на светлую сторону никогда не поздно.
Автор: bobyakov