Новые музыкальные форматы: размышления Марко Армента

в 9:30, , рубрики: apple, drm, drm-free, Блог компании Аудиомания, гаджеты, звук, форматы звука

Новые музыкальные форматы: размышления Марко Армента - 1

Прим. перев.: В своей статье о музыкальных форматах Марко Армент, человек, создавший Tumblr и Instapaper, но в данном случае в первую очередь меломан, рассуждает о возможности появления нового аудиовизуального формата, анонсированного впервые в интервью Боно (U2) журналу Time, в середине сентября текущего года, о готовности к этому индустрии и об истории создания подобных форматов в прошлом.

Издание Time сообщает:

Боно, Эдж, Адам Клейтон и Ларри Маллен-младший убеждены, что артисты должны быть вознаграждены за их труды, поэтому они включились в секретный проект с Apple, чтобы попытаться воплотить эту идею в жизнь. Задача не из простых, если учесть, что музыка в свободном доступе есть везде «благодаря» пиратству и легальным вебсайтам, таким как YouTube. Боно рассказал Time, что надеется, что новый цифровой музыкальный формат, над которым они сейчас работают, покажется меломанам таким невероятно потрясающим, что снова соблазнит их на покупку музыки – как целых альбомов, так и синглов. Задача нового формата – помочь не только группе U2, но и другим менее известным артистам и прочим представителям индустрии – тем, кто не может зарабатывать деньги так, как это делает U2, исполняя свои песни в живую. «Авторы песен не ездят в гастрольные туры», – говорит Боно. «Коул Портер не продал бы ни одной футболки. Он не приехал бы выступать на ближайший к вам стадион» [Коул Портер (Cole Porter) – один из наиболее выдающихся американских композиторов-песенников ХХ века – прим. перев.].

Billboard:

В готовящейся к выходу центральной статье издания Time Боно намекнул, что следующая песня группы выйдет примерно через 18 месяцев в новом файловом формате. «Я считаю, что эта тема всколыхнет музыкальный бизнес», – заявил Боно в интервью Time, – «это будет аудиовизуальный интерактивный музыкальный формат, который не сможет быть скопирован пиратами. Он возвратит иллюстрации к альбому к жизни в новом качестве, вы сможете получить доступ к текстам песен и узнаете, как они создавались – и все это сидя, к примеру, в метро с iPad или планшетом. С помощью этого формата фотография проявит себя в совершенно новом свете».

Если быть точным, все эти рассуждения полны ошибочных мнений и неуместного оптимизма.

Если вы активно пользуетесь смартфоном, то музыка конкурирует со всем остальным, что может делать смартфон – а на данный момент это очень много чего. Вам повезло, если ваша аудитория слушает только музыку, и параллельно не занята ничем другим – однако большее из того, на что вы можете обычно надеяться – то, что современные любители музыки слушают её фоном, пока занимаются какой-то другой деятельностью, которая не сопровождается собственной музыкой. При этом наиболее важная в настоящий момент площадка, где можно открыть для себя новых исполнителей – YouTube.

Я понимаю, почему люди в музыкальном бизнесе полагают, что важно выпускать и продавать интерактивные и мультимедийные музыкальные форматы (какой сейчас год?) – чтобы конкурировать друг с другом, но я не думаю, что у них есть на это хоть шанс. Поскольку каждый современный музыкальный тренд свидетельствует об обратном.
Продажи музыки падают тем быстрее, чем больше людей переходят на сервисы потокового вещания. Этот поезд ушел, и его уже не вернуть [1] [или, как говорит Марко «этот корабль уже уплыл» – прим. перев.].

На сегодняшний день целые альбомы интересны для большинства людей в той же мере, что и журналы. Синглы и отдельные статьи «убивают» альбомы и журналы соответственно. Это верно и с точки зрения спроса и с позиции предложения: большинство людей не слушает альбомы целиком, а большинство групп не выпускает целиком и полностью удачных альбомов [2]. Людей интересуют только самые популярные синглы. Этот поезд тоже ушел [3].

Выпуск этого предполагаемого нового формата будет стоить состояние: людям нужно будет сделать фотографии, спроектировать взаимодействия, нарисовать анимацию и вести дела с Apple. Тема о помощи молодым группам, которую затронул Боно, просто смешна: молодые группы с трудом позволяют себе профессиональную звукозапись, не говоря уже обо всем остальном.

Apple больше не имеют рыночной силы, чтобы поддерживать успех частных форматов. Когда все покупали музыку на iTunes и слушали ее на iPod’ах, шансы на успех были выше, но сегодня ситуация изменилась. Рынок стал слишком разнообразен, в особенности с ростом популярности прослушивания музыки на сервисах потокового вещания и других не-Apple-устройствах, которые не могут и никогда не будут воспроизводить эти форматы.

Возможно, это бы и сработало в прошлом. Скажем, в 2009, когда доля Apple на рынке была больше, и потоковое вещание еще не добралось до музыки.

По счастью, нам не нужно воображать, что бы случилось с новым мультимедиа-форматом в теории в 2009 году, потому что Apple действительно запускала такой. Помните iTunes LP? Он все еще существует, но никогда не пользовался успехом, не влиял на количество проданных альбомов, не уменьшил объемы пиратства или привлекательность потокового вещания, но, зная обо всем этом, музыкальная индустрия продолжает терять связь с реальной жизнью.

Дело в том, что, как и в случае с любым другим подающим надежды музыкальным или видео-форматом, люди не слишком ценят «дополнения». Люди ценят саму музыку (и то с большим трудом) и удобство ее прослушивания в комфортном для пользователя виде. Вот так.

Многие заново купили записи, уже имевшиеся у них на виниле или аудиокассетах, с появлением CD и возможности загружать музыку через Интернет, в основном потому, что каждый последующий носитель был гораздо удобнее, чем предшественники. Никто не покупал CD только потому, что буклеты внутри были длиннее и имели больше аннотаций, чем вкладыши в кассетных кейсах.

SACD и DVD-аудио далеко не продвинутся, и Pono, скорее всего, тоже [4], потому что незначительного улучшения качества звука недостаточно, чтобы перекрыть существенные неудобства, которые эти новые «частные» [читай: неуниверсальные – прим. перев.] форматы привносят в мир вездесущих музыкальных плееров.

Нет ничего, что Apple или Боно могли бы сделать, чтобы заинтересовать людей хвалеными аннотациями к записям. Людей интересует только музыка и удобство ее прослушивания, точка.

Что касается «музыки, которая не может быть скопирована пиратами», я спрошу снова, какой сейчас год? Этот корабль не только уплыл давным-давно, но уже успел проплыть вокруг света тысячи раз, утонул, был поднят со дна, превратился в аттракцион для туристов, вышел из строя, был разобран и модифицирован в более прибыльный нефтяной танкер. Пиратство не является реальной проблемой музыкальной индустрии и никогда ей не было, и нам еще предстоит придумать какой-либо аудио- и видеоформат, который действительно не сможет быть скопирован пиратами.

В 2007 Стив Джобс написал эссе, названное «Размышления о музыке», чтобы попытаться склонить большие звукозаписывающие компании к продаже музыки без DRM [DRM — Digital rights management – технологические средства защиты авторских прав – прим. перев.]. Вот выдержка из него:

«Вообразите мир, в котором все онлайн-магазины продают музыку без DRM, закодированную в открытых лицензируемых форматах. В таком мире любой плеер может воспроизводить музыку, приобретенную в любом магазине, а любой магазин может продавать музыку, которая воспроизводится на всех плеерах. Это определенно лучшая альтернатива для покупателей, и Apple поддержит её всем сердцем. Если большая четверка лейблов звукозаписи предоставит Apple свою музыку без требования её защиты с помощью DRM, мы сможем перейти на продажу музыки без DRM в нашем магазине iTunes. Каждый выпущенный iPod будет воспроизводить музыку без DRM.

Почему большой четверке лейблов звукозаписи стоит согласиться и разрешить Apple и другим компаниям продавать их музыку без использования системы DRM для защиты? Ответ прост: потому что эта система не остановила и возможно никогда не остановит музыкальное пиратство».

Я уверен, что это совпадение, но потратил много времени и не нашел «Размышлений о музыке» на сайте Apple [5]. Вот копия Интернет-архива, а единственная рабочая копия, которую я нашел, находилась в архиве корейской Hot News.

Джобс, по-видимому, как обычно имел скрытые мотивы – он, скорее всего, хотел упростить дальнейшие переговоры и повысить возможности будущих устройств и их характеристик: вероятно, он знал, что готовившийся к запуску магазин Amazon MP3 Store договорился о музыке без DRM, и не хотел оказаться в невыгодном положении.

Но я ставлю еще и на то, что, как покупатель со вкусом, технолог и просто человек, он совершенно искренне не любил DRM и хотел упразднить его настолько, насколько мог.

Попытка, в целом, завершилась успехом. О том, чтобы телешоу и фильмы, приобретаемые через iTunes, выходили без DRM, не было и речи, но музыка в iTunes действительно утратила DRM-защиту в последующие несколько месяцев (эта страница с сайта Apple пока еще доступна). И мир на этом не рухнул. Не было внезапных вспышек пиратства. Все осталось по-прежнему, только стало приятнее быть покупателем.

Сейчас нам всем привычна музыка без DRM-защиты, и я считаю, что будет большой ошибкой запускать в продажу музыкальный формат, «обремененный» DRM [6]. Сегодня и так достаточно сложно заставить людей покупать музыку как таковую – последнее, что нужно индустрии – это еще одно оправдание отсутствия заботы о людях.


[1] Я говорю это, так как часто покупаю музыку и очень редко пользуюсь сервисами потокового вещания.

[2] Я говорю это как меломан, который прослушивает все альбомы целиком. Снижение качества очевидно.

[3] Так было и десятки лет назад, но во время физических медиа-носителей единственная возможность приобрести хитовый сингл заключалась в покупке всего альбома целиком. Аудиокассеты и CD с синглами выпускались редко и малыми партиями, потому что все в этой цепи – группы, студии звукозаписи и продавцы – зарабатывали больше денег на выпуске полноразмерного альбома.

[4] Музыка в качестве лучшем, чем на CD не нова. И если бы на неё действительно был спрос, Apple уже бы продвинула её в продажу и поддерживала её воспроизведение, но, в сущности, она мало кого интересует. Насколько убедительной альтернативой для потоковых сервисов был бы формат с высоким битрейтом? «Мы собираемся сделать музыкальную коллекцию на вашем iPhone с памятью в 16Гб в 4-10 раз тяжелее для улучшения качества, которое невозможно услышать вообще ни в одних наушниках, не говоря уже про ваши EarPods и Beats». Если людей заставить выбирать между качеством и удобством, удобство непременно выиграет.

[5] По словам Wayback Machine, оригинальная страница была отключена где-то между 27 декабря 2010 и 27 января 2011. Я полагаю и надеюсь, что это результат плохого управления вебсайтом Apple, а не преднамеренное действие, хотя похожая статья – «Размышления о Flash»– все еще доступна на сайте.

[6] DRM может использоваться и потоковыми сервисами.

Автор: dmitrykabanov

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js