В своей работе руководителя я постоянно сталкиваюсь с одними и теми же шаблонными взаимодействиями с менеджерами. Это так же касается и исполнителей, хотя в меньшей степени. При всей непохожести диалогов и рабочих ситуаций, в которых они возникают, сама схема общения руководителя с подчиненным остается весьма фиксированной. Если вы руководитель, то вы будете удивлены, когда посмотрите на это общение со стороны.
Ниже мои личные правила и выводы. Вы можете с ними отчасти или полностью не согласиться. Тогда прошу вас в комментарии к этому материалу.
1. Вопрос: Когда будет выполнена задача?
Ответ содержит в себе одну из конструкций «постараюсь», «вероятно успею», «наверно сделаю сегодня», «может быть».
Ты будешь выполнять свои задачи или стараться их выполнить? Как правило, сам процесс, которым подчиненный достигает поставленной задачи, руководителю не интересен, ему нужен результат в обозначенный и согласованный срок.
Правильный ответ: Будет выполнено сегодня/завтра/к 2020 году. Если я буду не успевать это сделать, то сообщу об этом заранее.
2. Утверждение: Это необходимо выполнить сегодня
Ответ: 5 минут рассказов, почему это нельзя выполнить, потом ответ: «Ладно».
В 90% случаев такое поведение выглядит для начальства как одолжение. Собеседник явно показывает свое пренебрежение к оппоненту. Ты не согласен, но тебя заставили. Ты или стой на своей точке зрения намертво, или прими мнение коллеги и выполняй задачу качественно и с любовью, как будто это надо тебе.
Правильный ответ: «Хорошо» или «Да, понятно».
3. Утверждение: В схожих ситуациях следует поступать следующим образом...
Ответ: «Я первый раз об этом слышу» или «В прошлый раз вы сказали поступать иначе».
Если руководитель дает периодически противоречивые указания, то самый эффективный путь — это зафиксировать их на бумаге или в электронном виде, чтобы была прозрачность, которая, в первую очередь, нужна вам для решения задач. Ответив, как в примере выше, вы показываете, что руководитель идиот, не написал пошаговую инструкцию на все случаи жизни, хотя вроде бы именно вы — менеджер, который должен уметь решать задачи, подпадающие под вашу компетенцию.
Правильный ответ: «Да, понятно» или «Давайте зафиксируем данный момент в моей должностной инструкции».
4. Вопрос: Почему это не было сделано вовремя?
Ответ: Я не смог, потому что… И далее миллион причин.
Почему такое в принципе произошло — оставим за скобками нашего разбора полетов. Конечно, у всех бывают форс-мажоры, хотя они единичны по сравнению с другими случаями.
Главное, почему ты не смог написать в задаче или поднять трубку и позвонить, написать в скайп и сообщить заранее любым другим способом о том, что задача не будет сделана вовремя. Возможно, что именно от этой успешного решения этой конкретной задачи зависело очень многое, а из-за тебя эта возможность оказалась упущенной.
Правильный ответ: А нет правильного ответа! Такого вопроса в принципе не должно быть применительно к вашей работе.
5. Вопрос: Какие задачи запланированы на сегодня/на неделю/месяц/год?
Ответ: «Я буду писать ТЗ», «общаться с клиентами, а дальше у нас планерка».
Менеджер думает о том, что его спрашивают, что он будет делать. Это неверно. Его спрашивают, какие задачи будет завершены, какие планы будут выполнены. Интересует, какой результат будет достигнут, а не какой процесс совершен.
Правильный ответ: «Я завершу писать ТЗ, согласую дату встречи с клиентом, на планерке скорректирую свои планы и планы коллег на следующую неделю».
Выводы
- Анализируйте, что вы говорите;
- Анализируйте, зачем эту реплику сказал ваш собеседник;
- Анализируйте, какую информацию собеседник хотел донести до вас;
- Думайте на один, а лучше на два шага вперед.
Или становитесь руководителем и диктуйте свои правила игры!
Автор: Dotsen