На днях Google провела в Индии презентацию новой платформы Android One, которую, впрочем, правильнее называть не платформой, а концепцией. Следовательно, будут (и уже есть) аппараты, которые ей соответствуют. На мой взгляд, основная причина создания Android One – попытка навести порядок в сегменте смартфонов начального уровня. Потому что сейчас там творится полнейший бардак или, рискну употребить это слово из 90-х, беспредел.
Сундар Пичаи рассказывает об особенностях Android One
Начну издалека. Все большую роль на рынке смартфонов начинают играть локальные бренды. Об этом говорит, например, отчет аналитической конторы Juniper Research: мол, есть Apple и Samsung, которые за счет своих мегапопулярных флагманов пока чувствуют себя вольготно и в плане доли рынка, и в плане денег, а есть другие вроде как серьезные глобальные корпорации (Sony, HTC, LG, Acer, ASUS и пр.), которые страдают из-за локальных марок, предлагающих то же самое, но только заметно дешевле. На практике, впрочем, все чуточку иначе: локальные марки предлагают то же самое – и даже лучше! – по спецификациям «на бумаге», а вот на практике уровень устройств у них пониже, чем у Sony или HTC. Но покупатель-то, особенно покупатель неосведомленный, коих большинство, – он покупает цифры: ядра, гигагерцы, дюймы, мегапиксели, миллиметры и так далее. Покупает – и потом сталкивается с рядом проблем, которые выливаются в тонны ненависти по отношению к Android в целом. И в следующий раз он поди не новенький бюджетный Android-смартфон купит, а двухлетний айфончик. Заинтересована ли Google в таком развитии ситуации? Понятно, что нет.
Какие проблемы я имею в виду? Опять же, не обойдется без предисловия. У того или иного аппарата может быть очень среднее железо, однако при наличии грамотно написанной прошивки им будет вполне себе комфортно пользоваться. Об этом говорит, например, следующий факт: я имел дело с двумя аппаратами на MediaTek MT6589, одинаковым объемом ОЗУ и одинаковым же разрешением экранов; на одном тридэшный Asphalt 8 работал нормально на максимальных настройках, а на другом тупил даже интерфейс Android. Потому что товарищи из первой компании софт оптимизировали, а вторые на него забили. Второй вариант у локальных марок встречается, увы, куда чаще. Потому что выпуск обновлений предполагает тщательное и скрупулезное взаимодействие с китайской фабрикой, произведшей аппарат локального российского бренда. Между тем вывести его на рынок и забыть о нем куда проще, чем «пилить» для него обновления. Ну и, к слову сказать, организация обновления по воздуху (OTA Update) требует определенной доплаты китайцам за создание инфраструктуры – аренду серверов и так далее. Если не заморачиваться над всем этим, то закупочную цену смартфона можно снизить и, как следствие, больше заработать. Ну а имиджевые потери от глючащего тормозного смартфона – кто об этом задумывается? Российских (и не только) коммерсантов это волнует мало. Да, кое-кто уже идет по правильному пути и поддержку OTA Update добавляет – например, соответствующая опция есть во всех виденных мной моделях Highscreen, но марок с таким подходом меньшинство.
Поэтому 90% недорогих смартфонов остается с тем же версиями Android, с которыми они и продавались. Но это еще, как говорится, мелочи жизни: если в таком аппарате обнаружится какой-либо серьезный глюк (скажем, вылет приложения «Камера» – я сталкивался с таким), то исправлять его не станут. Потому что написание апдейта стоит денег, тратить которые никто не хочет. Вот пользователь и будет мучиться с этим глюком год или больше, пока не надоест. И он не заменит свой бюжетный Android-фон на… ну хотя бы на тот же бывший в употреблении iPhone.
На этом фоне Android One предлагает дивные перспективы: аппараты локальных марок (пока речь только об индийских брендах, которые, как и российские, закупают устройства в Китае) будут обновляться напрямую из Google. При этом, разумеется, в процессе примут активное участие производители чипсетов – на первых порах это только MediaTek, а потом и Qualcomm. Фактически, аппараты на Android One – это такие дешевые «Нексусы» от не слишком известных компаний. «Нексусы» – со всеми вытекающими, как, например, обязательные обновления в течение пары лет и моментальное получение апдейтов со свежими версиями ОС.
Не знаю – как и когда Google доведет концепцию Android One до российского рынка. Но хочется верить, что в обозримом будущем это произойдет, и отечественные бренды в сумме начнут демонстрировать более высокий уровень стабильности своих устройств, чем сегодня. С дизайном самые продвинутые локальные марки уже разобрались – он лучше, чем был год назад, сносно фотографировать такие смартфоны тоже почти научились, стекло Gorilla Glass, олеофобные покрытия и экраны Sharp/LG/Samsung в них уже встречаются. Осталось дело за софтом, с которым, оказывается, все куда сложнее, чем с железом. Что же, возможно, доктор таки пришел, и имя ему Android One. Главное, чтобы этот доктор побыстрее «катапультировался» в Россию.
Автор: alexeystar