Что первое приходит на ум, когда вы слышите слово «офис»? Наверное, образы: офисные кабинеты, мягкие стулья, щелканье клавиш, офисные сплетни, запах несвежего кофе и люди, настолько занятые, что, печатая на своих компьютерах, они даже не думают улыбаться. Так вот, все это осталось в прошлом… С развитием новых технологий в целом концепция «офисного пространства» претерпела резкие изменения. Теперь стартапер или фрилансер ходит в «свой офис», где все устроено для его удобства.
Результаты исследования Deskmag за 2013 год поразительны:
- 50% всех сотрудников пользуются рабочим местом круглосуточно
- 71% сообщают о росте собственной креативности после переезда
- 62% заявили, что их условия труда улучшились
- Почти 90% сотрудников сообщили об увеличении уверенности в себе
- 70% сотрудников чувствуют себя здоровее, чем во время работы в традиционном офисе
- От трети до половины всех работников являются гибкими и мобильными
- 64% сотрудников перестали срывать дедлайны
Так что же перед нами? Давайте разберемся!
Сделать офисную работу продуктивнее человечество пыталось с момента возникновения офисов и продолжает сегодня. Мало кто знает, каким увлекательным и запутанным был этот путь. ИМХО историю организации умственного труда можно разделить на два этапа. Первый — с 18 века по 1900 год, второй — с начала ХХ века по настоящее время. Причем с начала 20 века по наши дни было создано всего пять типов организации офиса.
Просто до 1900 года офисных работников во всем мире было меньше 300 000 человек, и они были разбросаны по предприятиям, рынкам, биржам, заводам и мануфактурам. Фактически до ХХ века офисом был просто письменный стол и стул.
Вообще первое офисное здание в истории — East India House в Лондоне. Управление колониями так разрослось, что только для бумажной работы требовались тысячи офисных клерков. Всех их нужно было собрать в одном месте и обеспечить им идеальные условия труда. Именно так началась стремительная эволюция офисов, целью которой было создать максимально свободные и удобные пространства для работы.
Изучая историю офисов, я неожиданно открыл для себя, что центр и основа любого офиса — это офисное кресло. То самое, сидя на котором вы читаете эти строки. Дело в том, что до середины ХХ века обычное кресло было… роскошью!
Интерьер Дома Индии. Правление сидит на стульях.
Все тот же Дом Индии. Народ попроще жмется по лавкам.
Так, окончательное рождение мировой массовой культуры произошло в 60-е годы. И знаете, почему именно в это время? Пластмасса. В 60-е народу наштамповали дешёвые кресла. Каждый мог купить чудо за 9 баксов и развалиться в своё удовольствие. До этого кресла были у 5% людей, а у 20% дома не было даже стульев. Сидели на табуретках, а то и на ящиках. Всю жизнь.
Именно из-за «штучности» история офисного стула очень интересна. Еще Протагор утверждал, что человек — мера всех вещей. Следовательно, вся архитектура исходит из человеческих пропорций, а значит простейший (но полноценный!) архитектурный элемент — это стул. Не случайно каждый известный архитектор отметился в истории созданием своего стула, и каждая архитектурная эпоха может быть выражена через этот элемент мебели.
Собственно, первым решил сделать стул «доступным и функциональным» английский краснодеревщик Томас Чиппендейл в 1760 году. Он первым в истории стал делать недорогие стулья простого дизайна. «Народные стулья» вызвали такой фурор, что сделали фамилию автора нарицательной. Мультсериал «Чип и Дейл» получил название именно в честь этих стульев.
Но вы же понимаете, что массовые стулья вызвали ответную волну народного творчества. На основе чипендейловского кресла никто иной как Вольтер делает мощный рывок вперед — первым догадывается поставить кресло на колесики, чтобы не вставать каждый раз за нужной бумажкой. Справа Вольтер приделал доску, которая вращалась и предназначалась для письма. Слева находился ящик, в котором хранились бумага, перо и чернильница. Эта конструкция была одинаково удобна как для отдыха, так и для работы.
Впоследствии, его стали называть «креслом Вольтера» — оно сохранилось и сейчас находится в музее Карнавале (Hôtel Carnavalet) в Париже.
К концу 18 века кресло на колёсиках было весьма распространено и впоследствии только совершенствовалось. В этот период оно стало непосредственным атрибутом рабочих кабинетов. Такие сидения часто входили в комплект с бюро или письменным столом. Кресла на колёсиках изготавливались из дерева, были плетёные и гнутые. Редко встречались кресла из чугуна.
Вот для примера кабинет Чарльза Дарвина. Как видите, на колесиках здесь вся мебель. Для своего времени это было как антигравитация — будущее здесь и сейчас!
Третьим изобретателем на пути к современному креслу считается третий президент США Томас Джефферсон. Датируется это событие 1779 годом — тогда Джефферсон догадался сделать кресло вращающимся.
Но настоящий офисный стул появился на свет лишь на Лондонской Всемирной выставке в 1851 году.
Этот стул был апофеозом эргономики и обладал сразу всеми функциями поддержания комфорта — мог наклоняться, вращаться и регулироваться по высоте. Теперь за офисным столом можно было проводить хоть целый день и не уставать.
Удивительно, но стул вызвал огромный протест со стороны церкви — ведь стул нарушал главную заповедь викторианской морали — он позволял работать с удовольствием, в то время как церковь и королева выступали за смирение. Считалось, что работа на неудобной табуретке без спинки — единственный способ продемонстрировать свою изысканность и силу воли, а значит, и свою высокую мораль.
Но прогресс было не остановить. На той же выставке 1851 года свет увидел главный стул в истории, состоящий только из гнутых буковых элементов, служащий по 30-50 лет! Чудо инженерной мысли показали немцы.
Венский стул. Самый простой, дешевый, прочный и удобный стул в истории — сделать его позволила хитроумная технология изгибания под паром букового дерева. Важнейшим изобретением немецкого народа его считал Отто фон Бисмарк, велевший оснастить такими стульями не только парламент, но и все госучреждения.
Он легок, изящен, лаконичен! В нем всего 6 элементов. Эта простота была революционной. Венский стул стал первой ласточкой в массовом производстве дешевых товаров.
Детали скрепляются между собой винтиками. В разобранном виде в ящик емкостью 1 куб. м. вмещается 36 (!) стульев. Это было тоже новым словом в деле транспортировки товара.
Для того, чтобы показать прочность стула №14, его сбрасывали с Эйфелевой башни. Стул остался невредим!
Так Европа и Америка выбрали разные пути офисного строительства, и два стула стали символами двух культур. Европа демонстрировала смирение на венских стульях, американцы катались по небоскребам на своих офисных креслах.
Тесла в своей лаборатории восседает на американской классике.
К этому времени произошло два замечательных события в архитектуре — Чикагский пожар и стальная балка. Оказавшись в одном месте в одно время, они родили новый вид архитектуры.
В 1871 году Чикаго выгорает дотла. За год до этого сталелитейные заводы Америки переходят на стандартную стальную балку, цена которой начинает быстро снижаться.
1867 | 1870 | 1875 | 1880 | 1885 | 1890 | 1895 |
$166 | $107 | $69 | $68 | $29 | $32 | $24 |
Так рождается Чикагская архитектурная школа, определившая облик зданий на следующие полвека. Теперь здания можно было строить полностью из стального каркаса — любой высоты, с огромными окнами и просторными помещениями. Сталь все же оставалась довольно дорогой и применялась ограниченно, только в качестве перекрытий. Только к 1890 ее цена снизилась настолько, чтобы заменить балками как горизонтальные, так и вертикальные опоры — здания получили цельнометаллический каркас. Это и были первые небоскребы.
Как выглядели офисные помещения 1880-1930-ых годов? Это всегда были просторные залы, со свободной расстановкой, ведь солнечный свет тогда был основным средством освещения — исходя из этого проектировались и размер, и планировка. Рентабельность офиса напрямую зависела от больших окон и высоких потолков, позволяющих солнечному свету проникать как можно глубже. Расстояние от окон до стен не могло превышать 9 метров, что является пределом проникновения солнечного света. Потолки были от 3 до 4 метров высотой, и окна, естественно, были максимально большой площади — как минимум 2х3 метра. Если же офис нужно было разделить — для этого использовались только прозрачные стеклянные перегородки. Все это позволяло как обеспечить вентиляцию, так и рассеять шум
До этого офисы никогда не располагались выше второго этажа, а сами офисные здания не могли быть выше 4-5 этажей, т.к. охотников подниматься по крутым лестницам особо не было. Лифтом пользоваться желающих было еще меньше: дело в том, что их конструкция была смертельно опасна — платформа и трос. Если трос рвался (что неизбежно), платформа свободно падала в шахту. Только в 1854 году Элайджа Отис патентует аварийный тормоз для лифтов.
Тогда изобретатель поразил публику демонстрацией своего устройства безопасности на выставке в Кристалл-Пэласе в Нью-Йорке — Отис стоял на открытой платформе подъёмника, в то время как его помощник топором обрубал удерживавший её канат; при этом платформа оставалась на месте и не падала в шахту благодаря ловителям. В 1861 году Отис начинает производство электрических лифтов. В 1900 году — создает первый эскалатор.
Equitable Building 1870 стал первым офисным зданием с лифтом, де факто перед нами первый небоскреб. Тут же был придуман и новый тип офиса — компания занимала первые два этажа, а остальные сдавала в наем.
Теперь всё встало с ног на голову. Чем выше был этаж, тем дороже помещение — ведь там наверху полно света и нет шума с улицы, а панорамное остекление дает прекрасный вид на город.
Интересная особенность «Флэтайрон-билдинг» 1904 года заключается в том, что оно было одним из первых высотных строений, конструкции которого крепились на каркас из стальных балок. Как видите, участок земли был совсем крошечным, и у архитектора просто не было возможности использовать камень или бетон, т.к. толщина стен просто не оставила бы пространства на первых этажах. Здание вышло таким высоким, что превратилось в ветрогенератор, и мужчины со всего Нью-Йорка приходили поглазеть на задирающиеся юбки хорошеньких барышень. Отсюда растут ноги у знаменитой фотографии с развивающимся платьем Мерлин Монро.
Началась гонка за этажами. В Нью-Йорке 30 этажное здание было построено в 1899, 47-ми — в 1908, а 60-ти в 1913. Цены на землю не заставили себя ждать. В центре Чикаго в 1880 один акр стоил $130 000, но уже в 1890 он же стоил уже $900 000.
С началом ХХ века началась бурная индустриализация: в каждом крупном городе Америки открылись бизнес-колледжи, готовящие профессиональных клерков. Поголовье «белых воротничков» начало расти со скоростью 286% за десятилетие, тогда как для других профессий рост был в среднем 65%. Их доля выросла с 5% в 1900 году до 11% в 1920.
Угадайте что за типы офисов перечислены под номерами без гугла
Все это время офис оставался продолжением фабрики. Сотрудники просто сидели в длинных рядах столов и делали бумажную работу, подобно бездушным винтикам системы. Начальство с ними даже не разговаривало, запершись в своих отдельных кабинетах. Таким офис придумал известный рационализатор труда Фредерик Тейлор. Он начал свою карьеру с того, что предложил сделать совковые лопаты на угольных шахтах в три раза легче, чем увеличил выработку. Таким же макаром он организовал и офисное пространство — все сотрудники сидели за длинными рядами столов, свободно общаясь, а их руководство занимало отдельные кабинеты по краям этажа.
Однако лавинообразный рост обрабатываемой офисами информации, ее разнообразие и всё большее количество разных операций требовали отхода от «фабричного» формата. Требовалось создать каждому клерку специализированное рабочее место, с некоторым процентом кастомизации, а значит и приватности. Одновременно требовалось усилить интеграцию и облегчить общение между сотрудниками. Одним словом, они все должны получить свое уникальное рабочее место, оставаясь при этом сплоченной командой.
Ответом стал немецкий Bürolandschaft. Он предполагал открытое пространство, где офисные столы расположены группами, в «природном порядке», с деревьями в кадках и удобными проходами. Одним словом, максимально имитируя природную среду. Основной идеей немцев было посадить руководителей и подчиненных за одни столы и полностью избавиться от иерархии в организации пространства.
Несложно догадаться, как эту идею упростили американцы. В 1963 году инженер и архитектор Роберт Пропст представил систему Action Office, ставшую известной как кубиклы. Вначале они выглядели весьма свободно и раскрепощающе.
Идея была проста до гениальности — взять американский офис с длинными рядами столов и отформатировать его по немецкой схеме. Столы ставились вместе, и каждый отгораживался небольшими перегородками. Так клерки получали приватность и при этом оставались в опенспейсе, а компания еще и экономила на площадях.
Изначально Кубиклы задумывались как инструмент свободы. Дадим слово знаменитому Гордону Муру:
— Кстати, корпорация Intel знаменита не только своими процессорами, но и тем, что именно здесь были изобретены «кубиклы», которые во многих современных компаниях заменили традиционные офисы. Как же вы их изобрели?
— Да, я прекрасно помню этот момент. Мы впервые приобрели большое здание по адресу Санта Клара 4, основание которого представляло собой огромный квадрат. Когда мы представили себе, как понастроим в нем отдельных комнат-офисов, то поняли, что все это будет очень похоже на тюрьму. Единственный выход был в том, чтобы не строить стен, а разделить все огромное пространство на «кубиклы». А потом мы подумали: одни сотрудники будут сидеть в офисах, другие — в кубиклах, и решили посадить в кубиклы и всех остальных. Я до сих пор занимаю самый большой кубикл в компании, потому что у меня есть огромный круглый стол, который в маленьком просто не поместится.
Изначально предполагалось, что кубиклы можно будет модифицировать, изменять форму и расположение, но очень быстро это вылилось в «море кубиклов» или, если прямо, — «ферму кубиклов».
Кубиклы стали стандартом американской офисной жизни, однако, начав с символа свободы и самоорганизации, к концу века кубиклы стали неотъемлемым символом угнетения и несвободы. Руководители отказывались в них сидеть, переезжая в отдельные просторные кабинеты.
Начало 21 века знаменует появление интернета, компьютеров и массы технологий, позволивших сократить число офисных сотрудников. Бумаги пропали, общение велось через компьютеры, поэтому столы можно уже было ставить как угодно. Да и сами офисы по сути стали терять смысл. Если раньше нужно было держать сотни клерков рядом с фабрикой, то сейчас клерков стало десять, они работают по интернету, и фабрика стала виртуальным понятием.
Согласно бюро труда США, к 2020 году 65 миллионов американцев станут фрилансерами, которые уже не вернутся в офисы, что составит 45% от всех трудовых ресурсов.
Офисы стали уходить от кубиклов в сторону опенспейса с художественным оформлением и «экологичным дизайном». Однако это оказалось лишь попыткой вернуться к немецким идеям 50-ых — люди не хотели больше работать в офисах, людям нужно было просто удобное место для работы. Место для креативной работы, а не коробка 2х2 метра.
Так было, пока на свет не появился коворкинг. В 2005 году молодой программист Бред Ньюберг столкнулся с проблемой выбора. «Сейчас мой выбор — либо офисная работа с её определённостью и общением с сотрудниками, либо фриланс с его свободой и независимостью. Но почему я не могу получить и то, и другое?» — стал размышлять он — и совместил оба варианта. Арендовав большое помещение в офисном здании, он предложил использовать его для работы таким же фрилансерам, как он сам. Новую схему организации рабочих мест он назвал коворкингом (совместным работаньем).
Коворкинг CoCo Minneapolis
Коворкинг предлагает идеальную организацию — открытое пространство, организованное для удобного разделения команд на рабочие зоны, каждая из которых отгорожена декоративными элементами, что избавляет от шума, но не позволяет впасть в прокрастинацию и полностью уединиться. При этом в коворкингах всё пространство можно реорганизовать в любую минуту — столы и перегородки на колесиках, как у Дарвина.
Рабочее пространство DI Telegraph
При этом у каждого клерка есть свое место, а у команды — свой стол. Но они не заперты в кубиклах и могут свободно общаться с соседями — такая умеренная социализация дает чувство локтя и рабочую атмосферу. При этом нет обычного офисного давления со стороны начальства — все здесь сидят за одним столом, общая атмосфера демократична до предела. Что позволяет каждому быть самому себе менеджером — и это благодатно отражается на статистике (см. выше про сокращение срыва дедлайнов).
Кроме пространства, также легко реорганизуется и его наполнение — чуть ли не каждый день в коворкинге проводятся мероприятия для резидентов, причем они сами могут решать, какие лекции и семинары хотели бы видеть.
Коворкинг The Fueled Collective
Коворкинги обычно следуют заветам Чикагской школы и размещаются в зданиях со стальным каркасом, а это значит — с высокими потолками, просторными залами и огромными окнами для естественного освещения. Если такое здание еще и в центре города, то по соотношению цена/качество у такой площадки не может быть конкурентов со стороны классических офисов.
Чикагская школа может гордиться.
Но главное, что дает коворкинг — это критическая масса идей и профессионалов. Как Англии потребовалось создать Дом Индии для управления колониями, чтобы было где собрать всех профессиональных управленцев, так же в 21 веке коворкинги стали офисами по управлению интернетом.
Всё это мы ставили во главу угла, когда создавали наш коворкинг в Центральном Телеграфе. У нас очень высокие потолки и панорамные окна вместо стен, свободная планировка и общие зоны для отдыха, переговоров и рекреации. При этом каждый работник имеет свое личное место, а компания — свой отдельный стол.
Отдельный стол для команды убивает сразу трех зайцев. Согласно теории организации труда, в офисе выделяют три функции сотрудника:
Нетрудно видеть, что, сидя за одним столом, команда легко выполняет эти функции, не вставая со стульев.
И кстати, о стульях: в нашем коворкинге это один из самых серьезных элементов, и мы взяли стул знаменитых дизайнеров Чарльза и Рэй Эймс образца 1949 года. Это как раз тот самый первый пластиковый стул в истории, о котором я писал в самом начале статьи — так что у каждого из резидентов коворкинга DI Telegraph есть возможность посидеть на истории, к тому же он считается самым удобным стулом ХХ века, что и стало для нас основным критерием выбора.
Но что же будет дальше? Как продолжится эволюция офисов?
В 1962 году Маршал Маклюэн провозгласил, что будущее за глобальной деревней. Мол все будут работать из дома и перестанут его покидать. Однако на практике оказалось, что мы все просто слишком ленимся и поддаемся домашним соблазнам не работать. Именно поэтому фрилансеры переезжают из дома в коворкинги — их продуктивность просто удваивается.
С другой стороны, был выдвинут тезис о «последнем работающем поколении». Если к 2020 году количество фрилансеров достигнет половины рабочей силы, это просто означает, что половина людей не работает в классическом понимании этого слова, а развлекается — посвящает себя творчеству или фантастическим стартапам.
Знаете, почему мультсериал про Губку Боба так ироничен? Просто это первый мультфильм 21 века, в котором смешным выставлен сам процесс работы. Тот факт, что Губка Боб ходит на работу — центральный юмористический момент всего сериала.
Для нового поколения работа — это развлечение и прикол. Что угодно, но не монотонная бессмысленная работа — ее берут на себя компьютеры, а в скором времени и роботы. Людям просто нужно будет место для работы. Как место для спорта или место для творчества. Но это будет завтра, а наш коворкинг работает уже сегодня.
Заходите посмотреть — ditelegraph.com
Автор: sergeykalenik