Многим известен цикл зрелости технологий (Hype Cycle), предложенный аналитической компанией Gartner. В википедии его ещё называют циклом ажиотажа или циклом общественного интереса к технологиям. Сейчас общественный интерес ярко проявляется в количестве поисковых запросов по названию технологии или технологического продукта. И (О радость!) у Google есть мощное средство для анализа популярности поисковых запросов — Google Trends. Ради справедливости надо сказать, что у Яндекса и некоторых других тоже есть статистика, но значительно менее функциональная. Соответственно мы можем проверить проявляется ли Hype Cycle в открытых данных гугла, а заодно и сравнить популярность некоторых технологий.
Под катом пара графиков по технологиям из Hype Cycle и множество графиков по холиварным темам из IT — от XML vs JOSN до MySQL vs HBase. В целом, благодатная почва для диванной аналитики.
Hype Cycle
Gartner ежегодно публикует цикл зрелости технологий. Не будет лишним повторить википедию и сказать, что цикл состоит из пяти этапов — «появление технологии» (о технологии только узнают и поисковых запросов мало), «пик черезмерных ожиданий» (всем стало интересно что эта технология может и чем способна помочь в их деле), «избавление от иллюзий» (все всё выяснили и стало ясно что надежд было слишком много, больше никто не ищет информацию по этой теме), «преодоление недостатков» (отдельные интузиасты продолжают анализировать состояние технологии) и «плато продуктивности» (в конце концов выясняется что технология не так уж и плоха, что возвращает некоторую популярность). Этапы перечислены последовательно вдоль направления оси времени. На графике эти этапы разделены вертикальными линиями. В вики не упоминается, но существует ещё шестой этап — «забвение», когда ниша использования технологии стремится к нулю, как это произошло с производством конных сёдел и паровых автомобилей.
На графике Gartner по оси X — относительное время, а по Y — ожидания от технологии. На первый взгляд кажется, что ожидания можно невозбранно заменить числом поисковых запросов связанных с технологией.
Символ которым обозначена технология это оценочное время за которое технология достигнет «плато продуктивности».
Google Trends
Google Trends уже упоминались на хабре но очень вскользь. Одно время существовало два сервиса с аналогичными функциями — Google trends и Search for Insights. В 2012 году Search for Insights был закрыт, а его функциональность влита в Google Trends (Тут опять ссылка на википедию).
Google Trends предоставляет нормализованные графики популяроноси выбранноых запросов. Т.е. на графиках отображается отношение количества вбранного запроса к суммарному количеству запросов за данный промежуток времени. В целом можно не заморачиваться и воспринимать графики интуитивно. Данные доступны начиная с 2004 года.
Также в Google Trends есть возможность определить в какой части Земли запрос был более всего популярен.
В общем, под каждой картинкой есть ссылка на набор графиков откуда картинка была получена. Благо параметры Google принимаетя через метод GET.
Поиск цикла общественного интереса
Выше показан цикл от 2009 года, т.е. технологии обозначенные синими окружностями должны бы уже выйти на «плато продуктивности», а белые окружности так уж давно пребывать на нем. Возьмем Web 2.0, SOA, RFID и Tablet PC. И что же получилось:
href
Во всех до сих пор идет «преодоление недостатков» кроме планшетников — у этих вообще какой-то аномальный грфик, что вероятно связано с массовой рекламой.
По поводу SOA возникла шальная идея, что «преодоление» связано с переходом от XML к JSON. Как видно из картинки ранние протоколы, такие как CORBA уже почти забыты, а JSON набирает популярность и уже обогнал XML.
href
Как по мне, то есть два варианта — либо цикл шумихи не рабтает, либо отображение «ожидания от технологии» -> количество связаных поисковых запросов не работает.
Отдельные програмные продукты, конечно, не технологии, но нельзя исключить что цикл ажиотажа применим и для них. Из всех просмотренных графиков кривая популярности Google Chrome более всех похожа на цикл ажиотажа:
href
Холиварные темы
Перейдем к самому интерсному. Google Trends дает дополнительную точку зрения при выборе выборе того какой язык изучать, какое ПО использовать.
Так, из следующей картинки очевидно, что для отображения 3D сцен в браузере перспективнее использовать WebGL, а не устаревший VRML с наследниками.
href
Следующий рисунок показывает, что из приведенного набора наиболее перспективно изучать Python. Хотя конечно присутствуер фактор намерений :)
herf
На графике поисковых порталов ярко иллюстрируется этап «забвения» на примере Altavista, бывшего когда-то очень популярным.
href
По базам данных можно сказать, что SQL позиции теряет, а NoSQL набирает популяронсть, хотя до мастодонтов SQL мира мастодонтам NoSQL еще далеко.
На следующих двух изображениях проилюстрированы оба мира. Для масштаба на обоих изображениях одинаковым цвером вделена кривая МongoDB.
href
Очень удивило снижение популярности UML полное отсутствие интереса к IDEF:
href
Также удивила популярность алгоритмов сортировки, которые казалось бы должны колебаться вокруг константы, ан нет…
href
Судя по полученным графикам связь между действительной популярностью и количеством запросов трудно назвать прочной. Особенно вносит сомнения популяронсть сортировок. Трудно объяснить подобный спад — то ли это увеличилос число пользователей google не связанных с IT, то ли изменился алгоритм подсчета…
В любом случае Google Trends может послужить иточником лишнего подраздела в Вашем отчете по выбору новой технологии или ПО. :)
Удач.
P.S. И да, если возникнет идея интересной комбинации графиков — добавляйте в комментариях.
Автор: korisk