На заре становления рынка «умных аксессуаров» складывалось впечатление, что производители искусственно «разгоняли» тему, пытаясь вызвать интерес у потребителей. Прощупывание новых рынков — это непрерывный процесс поиска, толчок для развития новых технологий и неизбежный провал многих распиаренных продуктов. Мы привыкли видеть, как IT-гиганты сначала громко анонсируют необычный продукт, затем медленно и стыдливо прекращают его производство, не встретив реальной заинтересованности у потребителей.
Что же происходит с «умными вещами» не в масштабах наших личных воззрений, варьирующихся от категории «модная, но бесполезная игрушка» до «реально необходимая вещь»? Рынок показывает устойчивый рост спроса, который уже нельзя списать на искусственно разжигаемый ажиотаж.
Чего-то тут не хватает… Акселерометра?
В 2007 году международная команда археологов нашла в Марокко украшения из раковин, возраст которых насчитывает 82 тысячи лет. По мнению учёных, украшения свидетельствуют о росте чувства самоанализа и самоидентификации человека в период перехода к новому уровню социального развития. «Носимые побрякушки» говорят нам о значительном влиянии культуры на развитие человека.
На протяжении всей человеческой истории украшения использовались, чтобы идентифицировать в носителе стиль, привлекательность, социальный статус и т.п. Спустя 820 веков желание украшать себя никуда не исчезло, вот только «бусы» стали более «умными», благодаря начинке из всевозможных датчиков. Высокие технологии стали не просто «модными», они интегрировались в саму моду. Предметы одежды, очки, спортивный инвентарь, часы — буквально все наши вещи превращаются в инновационные гаджеты.
На картинке изображён невидимый прозрачный смартфон? Нет, просто носимые аксессуары.
Когда речь заходит об «умных гаджетах», обычно представляют спортивные трекеры, smart-часы, «умные» камеры и очки. Наибольшую долю рынка занимают спортивные трекеры — по итогам 2013 года их доля в мировых продажах составила 60%. Неудивительно, если вспомнить, что история гаджетов, используемых для контроля продолжительности и качества тренировок, уходит корнями в 70-е годы прошлого века, когда для финской национальной сборной по лыжам был создан первый беспроводной ЭКГ-монитор сердечного ритма. Здесь же стоит упомянуть и первые электронные часы, выпущенные в 1972 году. Рынок гаджетов для занятий спортом созрел так давно, что их первые потребители сегодня с помощью фитнес-гаджетов оценивают риск возникновения инфаркта и инсульта.
Второй по популярности носимый гаджет — портативные камеры с долей около 12%. «Умные» камеры всё ещё ждут своего Льва Толстого, который бы описал историю прорыва на рынок этих устройств, но кажется очевидным связать их успех с историей компании Woodman Labs, представившей десять лет назад первую камеру GoPro. Кстати, GoPro Hero 1 крепилась к руке на манер smart-часов.
На графике изображён прогноз роста рынка «умных гаджетов» по ключевым категориям. Источник.
Мировые продажи | 2013 | 2014 | 2015 |
---|---|---|---|
Спортивные трекеры | 32 460 000 | 42 640 000 | 57 420 000 |
Носимые камеры | 6 640 000 | 13 610 000 | 15 810 000 |
Умные очки | 10 000 | 2 130 000 | 10 570 000 |
Умные часы | 1 230 000 | 7 440 000 | 24 920 000 |
Прочие устройства | 13 560 000 | 24 180 000 | 55 480 000 |
ИТОГО | 53 900 000 | 90 000 000 | 164 200 000 |
Прогноз роста в цифрах (шт.). Собственные данные.
Топливо в огонь smart-пожара подлили очки Google Glass, весь прошедший год не сходившие с передовиц СМИ. Samsung представил свои «умные» часы, на огонёк заглянули iHealth, Huawei Honor, Lifesense и Codoon. Apple и Microsoft не пресекают слухи о своих разработках смарт-браслетов. На рынок вышли и компании, не выросшие в дебрях Кремниевой долины: Nike отслеживает спортивные результаты, модный дизайнер Tory Burch сделал «умное» украшение для фитнеса, Levi’s со своими разработками дышит им в спину.
На этом фоне сторонники развития smart wearables уверяют, что не верят в перспективность «умных» часов только те, у кого их нет. Противники ссылаются на исследования, согласно которым пользователи перестают использовать wearable devices через шесть месяцев после покупки.
Kickstarter часто называют «инкубатором smart wearables». Топовые проекты собирают сумасшедшие деньги и пользуются огромной популярностью у пользователей (источник). Взгляните, все эти продукты попали на обзор к пользователям хабра: Pebble, Oculus Rift, Omate TrueSmart, тысячи их.
В России распределение рынка «умных гаджетов» аналогично общемировому. Глобальный трендсеттинг здорового образа жизни и активного отдыха не прошёл мимо нашей страны, к тому же, на широкой популярности такого рода устройств сказалась их относительная доступность для потребителей. Если перевести разгорающийся интерес в цифры, получим следующие данные за 2013 год: в мире было продано около 54 млн «умных» аксессуаров, в России — порядка 60 тысяч smart wearables на сумму около 400 млн рублей. Капля в море потребительских устройств, да? Но нам важно видеть динамику. То, что рынок smart wearables пока находится на начальном этапе развития как в мире, так и в нашей стране, ясно без всякой аналитики. Интересно знать, не размоется ли он через год, слизанный следующей волной высокотехнологичной моды. Кому нужны будут «умные» часы, если в соседнем хозмаге начнут продавать 3D-принтеры и квадрокоптеры.
Вот теперь самое интересное. Наши эксперты считают, что средняя стоимость устройств до конца года не изменится, и будет составлять порядка $200. Перемены начнутся в 2015 году, когда цена устройств начнёт заметно снижаться под воздействием роста конкуренции. На российский рынок начнут выходить новые бренды. Помимо «умных» часов Samsung и Sony сегодня уже представлены гаджеты Qumo и Nillkin. Распространение smart-устройств на Android от крупных брендов подстегнёт к экспансии и остальных. Аналогичная ситуация складывается в сегменте спортивных браслетов, где уже присутствуют бренды Prestigio, FitBug, Oregon Scientific.
С такой штукой «умные часы» уже не понадобятся.
Гаджеты станут не только дешевле, но и полезнее. Функциональность и мощность «умных» аксессуаров будут постоянно расти, и на рынке продолжат появляться все более совершенные smart wearables на различных операционных системах. Рост рынка смартфонов только подстегнёт этот процесс, ведь носимые устройства, расширяющие функционал и мобильность, приобретаются в первую очередь владельцами смартфонов стоимостью 10 тыс. рублей и более — доля таких «умных» телефонов на российском рынке по итогам 1 полугодия 2014 года составила порядка 28% в натуральном выражении и 60% в денежном обороте.
В итоге уже в 2014 году в России будет реализовано более 220 тысяч «умных» аксессуаров на сумму свыше 1,5 млрд. рублей. Продажи в штуках и в рублях увеличатся в 3,8 раза по сравнению с предыдущим периодом. Мировой рынок может достигнуть 90-100 млн (и даже более) реализованных носимых устройств в этом году, что в 1,6 раза больше, чем годом ранее. Таким образом, динамика продаж таких гаджетов в России значительно превысит общемировую.
Автор: SvyaznoyHabr