Введение
Наследование
MK.Object
MK.Array
Matreshka.js v0.1
Matreshka.js v0.2
Реализация TodoMVC
Всем привет! В этом кратком посте, представляю на суд общестивенности долгожданную реализацию «Hello, world на стероидах» — TodoMVC на базе фреймворка Матрешка.
Напомню, одной из идей Матрешки является удобное связывание данных и HTML элементов с помощью простых функций, которое имеет следующие преимущества перед решением той же задачи в других фреймворках:
1. Никакой логики в HTML коде. Мне, как человеку, который с трепетом относится к JavaScript и HTML, хотелось бы, чтоб язык программирования так и остался языком программировния, я язык разметки — языком разметки.
2. Не нужно отдельно слушать события данных, для того, чтоб обновить UI, и слушать события UI для того, чтоб обновить данные. Это возволяет избежать ошибок, типа «забыл повесить обработчик», так как не приходится хранить в голове несколько сущностей сразу. Вы задаёте правила, как данные синхронизируются с видом, а дальше работаете исключительно с данными.
this.bindElement( 'x', 'select.my-select' );
Подробности в статьях по ссылкам выше.
TodoMVC — эталонное приложение, включающее в себя наиболее распространенные и «неудобные» задачи, у которого есть спецификация и которое призвано помочь программисту выбрать понравившийся фреймворк. На одноименном сайте размещен список реализаций приложения, используя самые популярные фреймворки. На github проекта — больше (папка labs).
Реализацию приложения на базе Матрешки можно посмотреть здесь. А по этой ссылке — исходный код с аннотациями. Для тех, кто предпочитает русский язык английскому, прошу сюда.
Приложение, как вы можете видеть, состоит из трех файлов:
app.js — инициализация глобальных переменных (требуемых спецификацней TodoMVC) и приложения.
todos.js — само приложение (список дел) и коллекция этих дел. Включает в себя основную часть логики приложения и реакцию интерфейса. Там можно увидеть специальный переопределяемый метод itemRenderer
, который возвращает HTML узел (или HTML строку), являющийся HTML узлом модели. Напомню, масссив можно менять: добавлять, удалять элементы, сортировать (с помощью методов, позаимстсованных из Array.prototype
), UI будет реагировать смотстоятельно, без вмешательства разработчика.
todo.js — элемент коллекции (пункт списка дел).
Обратите внимение на несколько особенностей реализации:
1. Почти вся логика, отвечающая за внешний вид, находится в привязках. HTML код почти не тронут, не считая подключения скриптов и вывода одного шаблона в отдельный тег.
2. Минимум сущностей. По сути, два класса: класс отвечающий за коллекцию (Todos) и класс отвечающий за модель (Todo). Здесь мне могут возразить, мол, а как же паттерны проектирования, и будут правы: Матрешка не диктует требований использования MVC, который, на мой взгляд, часто избыточен. Вопрос идеологии и подхода: мне импонирует мысль о том, что вся логика, отвечающая за некий виджет находится в одном единственном файле. Если виджет состоит из других виджетов, их логика так же полностью выводится в JS файлы. Дробление виджета на несколько сущностей мне кажется неудобным. Хотя… если задуматься, можно сказать, что Model — данные приложения, View — HTML код, Controller — привязки. Если сильно хочется, то можно разделить Model и Controller (или, точнее, ViewModel), поместив их в два отдельных файла и связать их зависимостями.
3. Минимум абстракций. Здесь нет раздражающего «умного» кода, только код, который делает то, что ему положено (камень в огород фреймворка JavaScriptMVC).
4. Минимум кода: взгляните сами, из-за отсутствия излишнего абстрагирования, кода и вправду мало.
(Здесь был текст о том, что более 90% кода понятны людям, которые не знакомы с фреймворком, но я посчитал это нечестным и вынес в опрос)
В заключение, хочу сказать, что я не считаю другие фреймворки плохими. Ангуляр, например, очень неплох, но реализация паттерна MVVM, перекочевавшая из .NET среды в веб, мне кажется лишней. Этот вопрос, конечно, спорный, и, хорошо это или плохо, вам решать. Другой вопрос Backbone: с ним HTML код остаётся HTML кодом. Но его API меня не устраивает, а терминология кажется странной (ну как контроллер можно было назвать «View»?).
Буду объективным. Матрешка — альтернативный фреймворк, но он постоянно развивается. Весь функционал обгоняется на практике, лишний функционал, не прошедший субъективных тестов «в бою», выбрасывается, не успевая попасть в релиз и документацию. Сегодня задачей Матрешки является избавление от слова «альтернативный», чем я и собираюсь заняться в ближайшее время.
Всем добра. Надеюсь на конструктивную критику в комментариях.
Автор: Finom