Этот пост знаковый для нашего блога. По счёту он, ни много ни мало, четыреста четвёртый. В честь этого мы решили написать о том, как нами был когда-то использован мощный потенциал страницы 404 на Одноклассниках. А заодно составили небольшую подборку необычных и интересных страниц с других сайтов.
Наш опыт
Каждый день социальной сетью Одноклассники пользуется более 40 млн человек. И примерно 150 тысяч из них натыкается на страницу 404. Доля мизерная, всего 0,37% от общего количества посетителей. Но в абсолютном выражении очень даже приличная посещаемость. «Вашу бы энергию, да в мирных целях», — подумали мы и решили с пользой использовать этот трафик. На тот момент страница 404 выглядела так:
Делать просто очередную дизайнерскую страницу смысла не было. После продолжительных раздумий в течение получаса была предложена идея благотворительной кампании в пользу WWF. Природу надо беречь — это известно со школы. Но эта тема очень обширная, многовато для несчастной 404 страницы. Поэтому мы поставили перед собой три задачи:
- напомнить людям о вымирании редких видов животных;
- познакомить поближе с самим Фондом охраны дикой природы WWF;
- дать посетителям возможность сделать личный вклад в сохранение глобальной природной экосистемы.
В результате новая страница 404 стала выглядеть так:
Сверху шёл текст самой ошибки, чтобы пользователь сразу понимал, куда он попал. Рядом с логотипом Одноклассников мы разместили логотип WWF. Ниже шёл информационный блок, состоявший из фотографии представителя какого-либо вымирающего вида (была собрана небольшая подборка) и краткого описания. К тому же с этой страницы вела ссылка на официальную группу WWF в Одноклассниках. Первая и вторая поставленные задачи были решены. А ради третьей задачи мы разместили в группе WWF специальный iframe, через который посетители могли попасть на сайт самого фонда и сделать пожертвование.
Результат превзошёл наши ожидания — около 50% случайных посетителей страницы 404 переходили по ссылке в группу WWF. Этот проект длился один месяц, и на момент его окончания группа выросла до 30 тысяч человек. Более того, по данным самого WWF, в течение этого месяца пользователи Одноклассников сделали около 7% всех пожертвований. Однако в действительности эта доля была, скорее всего, заметно выше. Дело в том, что, перейдя с Одноклассников на сайт WWF, не все посетители сразу делали пожертвование. Некоторые возвращались позже, но уже напрямую, а не окольными путями.
Успех нашего проекта и признание широкой общественности, в том числе в виде зарубежных СМИ, вдохновили нас на дальнейшие свершения. Нашим следующим 404-проектом стала благотворительная акция в пользу фонда «Измени одну жизнь».
Это фонд содействия в усыновлении детей-сирот. Мы сохранили такую же структуру страницы: логотип, фотография, описание. И всего за две недели, которые длился этот проект, было 18 обращений от потенциальных приёмных родителей. А первых детей усыновили уже через месяц после старта проекта.
Опыт и результаты, полученные в ходе этих двух проектов, продемонстрировали недооцененность такого инструмента, как страница 404. Конечно, её потенциал зависит исключительно от посещаемости. И пусть она лучше приносит маленькую, но пользу, чем служит лишь красивой заглушкой.
У других
Конечно, далеко не все разделяют наше мнение. В большинстве случаев 404 страница вообще никак не оформляется. Некоторые веб-мастера уделяют больше внимания этому элементу. И иногда попадаются действительно интересные варианты дизайна страницы 404. Не все из них хороши с точки зрения удержания посетителей на сайте и удобства навигации, но сделаны с выдумкой.
Очень экспрессивная иллюстрация, с юмором.
Тру-веб-мастера сразу скажут, что этот вариант никуда не годится. Но дизайн нам понравился.
Анимированная страница, на которой раскачивается жирный воробей азиатского происхождения.
Торжество минимализма, а также дизайна над функциональностью и полезностью.
Хороший пример функциональной, и в то же время забавной страницы.
Ещё один пример исключительно дизайнерской страницы. Стильно и красиво, а странность картинки заставляет остановиться, цепляет внимание.
Mail Chimp Всегда креативно подходят к оформлению 404 страницы. Долгое время на этой странице гостил Гомер Симпсон, а сейчас его заменяет замороженная обезьянка. Анимированная страница с символом компании, замороженном в кубе льда.
Анимированная интерактивная страница с красивыми эффектами. Правда, тяжеловата.
Эту страницу наверняка уже многие видели. Но всё же мы решили включить её, потому что это один из лучших примеров. Не идеальный, но близок к этому.