Работая над одним большим проектом, мы с напарником задумались над тем, чтобы автоматизировать процесс сбора спрайтов на проекте.
До этого спрайты собирались ручками или с помощью онлайн сервисов, что отнимало достаточно времени.
Проект уже собирался Gulp'ом и было принято решение найти адаптированный под него сборщик спрайтов.
Вариантов было несколько:
Первый вариант сложен в установке, есть несколько зависимостей, для которых приходилось ставить дополнительные пакетные менеджеры. Если в проект добавится новый разработчик — придется обьяснять ему что к чему. А это не тот путь, который мы выбрали. Также, не было гибкой настройки расположения картинок в спрайте.
Остальные 3 варианта — это реализации на одном движке spritesmith. В итоге выбор пал на официальный порт для Gulp.
Установка
Самое первое, что надо сделать — установить Gulp на компьютер. Официальная документация поможет вам справиться с этим шагом.
Затем ставим gulp.spritesmith. В моем случае проект чистый, поэтому я ставлю все необходимые зависимости.
npm i gulp gulp-stylus gulp.spritesmith --save
Теперь можно переходить к настройке генератора.
Настройка
Перед тем как приступить непосредственно к описанию таска, ознакомимся с параметрами, которые принимает функция.
- imgName — имя генерируемой картинки
- поддерживаются расширения
.png
и.jpg/.jpeg
(зависит от используемого движка) - формат картинки, может быть переписан свойством
imgOpts.format
- поддерживаются расширения
- cssName — имя css файла, который получится на выходе
- поддерживаемые CSS расширения
.css
(CSS),.sass
(SASS),.scss
(SCSS),.less
(LESS),.styl/.stylus
(Stylus) и.json
(JSON) - расширение может быть переписано свойством
cssFormat
- поддерживаемые CSS расширения
- imgPath — путь к спрайту, будет записываться в CSS
- engine — движок, используемый для генерации спрайта
- по умолчанию стоит
auto
и будет использован наиболее подходящий движок на вашей системе - поддерживаемые значения
phantomjs
,canvas
,gm
,pngsmith
- по умолчанию стоит
- algorithm — способ сортировки изображений
- поддерживаемые значения
top-down
(по умолчанию),left-right
,diagonal
,alt-diagonal
,binary-tree
- поддерживаемые значения
- padding — отступ между картинками. По умолчанию отступа нет
- imgOpts — настройки спрайта
- format — формат картинки
- поддерживаются форматы
png
иjpg
(зависит от используемого движка)
- поддерживаются форматы
- quality — качество, поддерживается только
gm
движком - timeout — задержка до завершения рендеринга в миллисекундах (поддерживается только
phantomjs
движком)
- format — формат картинки
- algorithmOpts — опции алгоритма
- sort — включение/выключение сортировки изображений. По умолчанию стоит
true
- sort — включение/выключение сортировки изображений. По умолчанию стоит
- engineOpts — опции движка
- imagemagick — true/false, приоритетное использование
imagemagick
вместоgraphicsmagick
(есть только вgm
)
- imagemagick — true/false, приоритетное использование
- cssFormat — выбор формата CSS файла
- поддерживаемые значения
css
(CSS),sass
(SASS),scss
(SCSS),scss_maps
(SCSS используя map notation),less
(LESS),stylus
(Stylus) иjson
(JSON)
- поддерживаемые значения
- cssVarMap — цикл, позволяющий настраивать названия CSS переменных
- cssTemplate — функция или путь до
mustache
шаблона, дающие возможность настроить CSS-файл на выходе - cssOpts — опции CSS-шаблонов
- functions — пропустить генерацию миксинов
- cssClass — цикл, переписывающий стандартные CSS-селекторы
Исходя из этого, самый простой таск будет иметь следующий вид:
gulp.task('sprite', function() {
var spriteData =
gulp.src('./src/assets/images/sprite/*.*') // путь, откуда берем картинки для спрайта
.pipe(spritesmith({
imgName: 'sprite.png',
cssName: 'sprite.css',
}));
spriteData.img.pipe(gulp.dest('./built/images/')); // путь, куда сохраняем картинку
spriteData.css.pipe(gulp.dest('./built/styles/')); // путь, куда сохраняем стили
});
У нас получился такой спрайт:
И следующий CSS-код:
/*
Icon classes can be used entirely standalone. They are named after their original file names.
```html
<i class="icon-home"></i>
```
*/
.icon-home {
background-image: url(sprite.png);
background-position: 0px 0px;
width: 16px;
height: 16px;
}
.icon-home_hover {
background-image: url(sprite.png);
background-position: 0px -16px;
width: 16px;
height: 16px;
}
.icon-instagram {
background-image: url(sprite.png);
background-position: 0px -32px;
width: 16px;
height: 16px;
}
.icon-instagram_hover {
background-image: url(sprite.png);
background-position: 0px -48px;
width: 16px;
height: 16px;
}
.icon-pin {
background-image: url(sprite.png);
background-position: 0px -64px;
width: 12px;
height: 16px;
}
.icon-pin_hover {
background-image: url(sprite.png);
background-position: 0px -80px;
width: 12px;
height: 16px;
}
.icon-tras_hover {
background-image: url(sprite.png);
background-position: 0px -96px;
width: 16px;
height: 16px;
}
.icon-trash {
background-image: url(sprite.png);
background-position: 0px -112px;
width: 16px;
height: 16px;
}
.icon-user {
background-image: url(sprite.png);
background-position: 0px -128px;
width: 16px;
height: 16px;
}
.icon-user_hover {
background-image: url(sprite.png);
background-position: 0px -144px;
width: 16px;
height: 16px;
}
Тонкая настройка
У нас в проекте используется CSS-препроцессор Stylus, поэтому мне удобнее будет сохранять это как .styl файл с переменными.
Для компактности я включил алгоритм распределения картинок binary-tree
. Всем переменным, для наглядности, я даю префикс s-
. Отключаю генерацию миксинов и выношу их в отдельный файл. И создаю свой CSS-шаблон, потому, что по умолчанию генерируется много лишнего мусора, который порядочно раздувает файл и мной не используется.
В итоге, спрайт будет иметь следующий вид:
gulp.task('sprite', function() {
var spriteData =
gulp.src('./src/assets/images/sprite/*.*') // путь, откуда берем картинки для спрайта
.pipe(spritesmith({
imgName: 'sprite.png',
cssName: 'sprite.styl',
cssFormat: 'stylus',
algorithm: 'binary-tree',
cssTemplate: 'stylus.template.mustache',
cssVarMap: function(sprite) {
sprite.name = 's-' + sprite.name
}
}));
spriteData.img.pipe(gulp.dest('./built/images/')); // путь, куда сохраняем картинку
spriteData.css.pipe(gulp.dest('./src/styles/')); // путь, куда сохраняем стили
});
$s-book = 16px 0px -16px 0px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-book_hover = 48px 16px -48px -16px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-comments = 0px 16px 0px -16px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-comments_hover = 16px 16px -16px -16px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-compose = 32px 0px -32px 0px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-compose_hover = 32px 16px -32px -16px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-faceboo_hover = 0px 32px 0px -32px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-facebook = 16px 32px -16px -32px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-globe = 32px 32px -32px -32px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-globe_hover = 48px 0px -48px 0px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-home = 0px 0px 0px 0px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-home_hover = 48px 32px -48px -32px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-instagram = 0px 48px 0px -48px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-instagram_hover = 16px 48px -16px -48px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-pin = 32px 48px -32px -48px 12px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-pin_hover = 44px 48px -44px -48px 12px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-tras_hover = 64px 0px -64px 0px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-trash = 64px 16px -64px -16px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-user = 64px 32px -64px -32px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
$s-user_hover = 64px 48px -64px -48px 16px 16px 80px 64px 'sprite.png';
Использование
Спрайт сгенерирован, stylus файл с переменными есть — что дальше?
Дальше нам помогут со всем этим работать миксины, которые генерирует по умолчанию плагин и которые мы отключили.
Для них я создал отдельный файл mixins.styl
.
Содержимое файла mixins.styl
:
spriteWidth($sprite) {
width: $sprite[4];
}
spriteHeight($sprite) {
height: $sprite[5];
}
spritePosition($sprite) {
background-position: $sprite[2] $sprite[3];
}
spriteImage($sprite) {
background-image: url(../images/$sprite[8]);
}
sprite($sprite) {
spriteImage($sprite)
spritePosition($sprite)
spriteWidth($sprite)
spriteHeight($sprite)
}
Основной миксин для нас это sprite($sprite)
. Вместо $sprite
вставляем нужную нам переменную. Например, sprite($s-home)
.
Результат получится такого вида:
background-image:url("../images/sprite.png");
background-position:0 0;
width:16px;
height:16px
Миксин позволяет нам сразу выводить ширину и высоту картинки — это очень удобно, особенно при использовании псевдоэлементов для оформления.
Рабочий пример
Проблемы
За все время использования этого решения я встретил только одну проблему.
При :hover
и :active
иконка будет мигать. Происходит это потому, что миксин sprite
каждый раз генерирует background-image
и при ховере браузер подставляет эту картинку.
Немного подумав и почитав документацию stylus
, было найдено решение.
Нам просто нужно проверять наличие вышеперечисленных псевдоклассов у селектора. Если они есть, то мы пропускаем вывод spriteImage($sprite)
.
Финальный mixin
sprite($sprite)
if !match('hover', selector()) && !match('active', selector())
spriteImage($sprite)
spritePosition($sprite)
spriteWidth($sprite)
spriteHeight($sprite)
К сожалению, все варианты предусмотреть не получится — иногда это может быть изменение класса через js, поэтому мы можем просто использовать
spritePosition($sprite)
если картинка была объявлена ранее.
Итог
С этим решением я работаю почти месяц и могу сказать, что оно экономит очень много времени. Стремитесь автоматизировать любую рутину и использовать свое время максимально эффективно.
Я для вас подготовил репозиторий с рабочим примером, который вы можете использовать как основу для своих проектов или просто посмотреть его работу.
Ссылки
Автор: Dobrii