Выездные ИТ-мероприятия становятся всё популярнее, а разнообразие форматов растёт (от школы по информационному поиску до коворкинга в Крыму)
Этот обзор начинает серию материалов о том, как устроен NerdCamp, который уже четвертый год проходит в пригородах Петербурга. NerdCamp — это три дня на природе, где грань между образованием, работой и отдыхом размывается, а участники возвращаются с воспоминаниями об уютной атмосфере, новыми знаниями, открытиями и знакомствами. Оказалось, что гибридный формат стал известен за пределами небольшой группы участников программы GameChangers — межвузовской исследовательской площадке об ИТ и смежных индустриях таких, как биоинформатика и цифровое производство (подробнее о программе есть хабра-пост).
Первый рассказ будет о людях, поэтому на фото организатор первых выездов — Анастасия Цветкова.
Мы предполагаем, что опыт организаторов будет интересен тем, кто работает над развитием профессиональных и неформальных сообществ, а также представителям университетов. При упоминании GameChangers можно заменять это слово на название вашего факультета, магистерской программы или сообщества — это поможет сразу примерять ситуацию к вашим целям и задачам.
Итак, NerdCamp — трехдневный коворкинг-колёрнинг и среда для общения, занятия спортом и отдыха на природе с вечерней культурной программой. Как это всё совмещается можно увидеть на примере второго выезда: страница мероприятия, описание основных тем, ключевые участники, расписание и программа. Изначальные цели были:
- социализация участников программы GameChangers между собой,
- совместная работа над проектами, обмен опытом и тем что называется tacit knowledge
- а также неформальное знакомство с возможными новыми участниками программы.
Цели год от года меняются, а основополагающие ценности остаются.
Базовая, главная ценность формата — люди. Чтобы началась магия, нужно несколько заинтересованных организаторов и разносторонних ключевых участников. Именно они приносят с собой атмосферу, содержание и форматы. На них приходят остальные участники. Как это работает, проще всего показать на примерах. Рассказываю о людях подробно так как, возможно, с кем-либо из них вам будет интересно сотрудничество, а кого-то захочется пригласить на работу.
NerdCamp появился как выпускной проект Анастасии Цветковой в GameChangers. На тот момент она училась на первом году магистратуры факультета международных отношений СПбГУ и работала в агентстве делового туризма. Уже на этапе собеседования в GameChangers команда кураторов поняла, что участник с опытом организации международных мероприятий хорошо дополнит коллективную экспертизу группы студентов (и не ошиблась).
Настины опыт работы, культура общения и ответственность — задали уровень организации и атмосферу. Название ‘NerdCamp’ придумал yurylifshits — математик, лектор, основатель коворкинга “Зона Действия” и стартапа EarlyDays. Он оказался на первом орг собрании и с тех пор регулярно приезжает к нам со своими лекциями. Я, т.е. dmitriev пригласил ключевых участников и задал несколько основных тем, на которые мы ориентировались при формировании содержания программы (см. расписание первого выезда, а также описания мероприятий и тем).
Во время подготовки выездов мы узнали, что профессионалы в ИТ и менеджменте, также хорошо и с большим удовольствием выступают и в других ролях.
Александр Штучкин, он же (чемпион мира программированию 2002 г, в 20 с небольшим возглавивший R&D подразделение Yota, на досуге собирающий квадракоптеры (видео), а сейчас занимающийся стартапом EarlyDays) провел не только программистский мастер-класс ‘Creating realtime-interactive website right from your browser using GitHub, Cloud9 IDE, Node.js, Socket.IO and MongoHQ — подробнее тут, но и подобрал фильмы для вечерних показов.
Кстати, о том как сделать «Миллион одновременных соединений на Node.js» он отчитался на Хабре.
Артем Шахбазян (выпускник MBA, партнер международной компании Pacific Tax Partners, а сейчас операционный директор биофармкластера “Северный”), помогал с ведением бухгалтерии NerdCamp и курировал вечернее барбекю. О кулинарном мастерстве Артема и его увлечении опытами Jamie Oliver'а я знал на собственном опыте, поэтому был очень рад, что он внес такой важный вклад в общий user experience.
Постоянный участник выездов Евгений Баландин, он же jeck_landin и разработчик приложения Animating Touch (более 1 миллиона установок и грант Дурова-Мильнера). За полгода пребывания на программе Startup Chile он освоил Slackline, привез его на NerdCamp и обучал искусству баланса всех желающих. Оригинального видео нет, поэтому предлагаю «образцово-показательное».
Смесь из занятия по английскому языку и культурологического нарратива готовит Анна Дегтева, преподаватель кафедры математической лингвистики СПбГУ, а по совместителю переводчик, фотограф и составитель сценариев для диалоговых систем искусственного интеллекта. Для своего городского клуба ‘English for (dipso)manics and teetotallers’ Анна делала пилотную версию темы “Food & Religion”.
Технический директор в облачном
Студенты и выпускникиGameChangers также вносят свой вклад — Дмитрий Орлов, лидер группы Checkers познакомился на выезде с Александром Вавиловым и вместе они дали концерт из песен Димы. Видео — снято без монтажа .
Есть видео и о самих выездах:
Подробнее об этих и других участниках можно узнать из фотоальбомов в Facebook и ВК.
Изначально весь проект задумывался, как выездная школа по бизнесу в ИТ в скандинавских странах. Большие цели хороши тем, что, как минимум, отлично выйдет что-то меньшего масштаба — получился NerdCamp на берегу Финского залива. А международное мероприятие тоже удалось организовать — им стала неконференция разработчиков образовательных программ Education Engineering Days. Слет прошел в Хельсинки в 2013 году и собрал более 20 программ из Финляндии, Швеции, Дании, Эстонии, Германии, Франции, Нидерландов, Испании, Великобритании, России и США.
Всего состоялось пять пять выездов. Первые два — в апреле 2011 (38 человек) и 2012 (56 человек) делала Настя. Благодаря её же трудам и сотрудничеству с НИУ ИТМО небольшое софинансирование на NerdCamp2 мы получили от Комитета по науке и высшей школе администрации Санкт-Петербурга.
Ведущим организатором третьей и четвертой школы была Екатерина Соса (33 и 35 человек). Nerd Camp Fall Edition стал также выпускным проектом выпускного проекта. Катя была студентом в выпускном проекте Ивана Бута (второй сезон Game|Changers). Он организовал курс по управлению междиcциплинарными проектами для студентов младших курсов. Сейчас Катя работает в Яндекс, а Иван в ирландском Google. Над пятой работали Наталья Машьянова, Екатерина Заикина (работает в JetBrains) и Алексей Григорьев.
Мы верим, что традиционные формы образования важно дополнять более живыми и гибкими форматами. А эта самая “живость” создается именно людьми.
Еще один выездной загородный формат опробовали Data Mining labs, кстати, выпускники GameChangers. Их команда провела хакатон по большим данным с ламами, верблюдами и экспертами из Yota, EMC и Stepic. Их атмосферу можно оценить из этого хабра-отчета.
В следующих постах мы рассмотрим как привлечь сильных участников, какие форматы легли в основу NerdCamp, где проводить мероприятие и как сделать так, чтобы организаторы работали меньше, а мероприятие получалось лучше.
Автор: Dmitriev