На фоне огромного количества материалов на тему «Google учитывает скорость» и «Яндекс учитывает поведенческие факторы» мне захотелось навести порядок и разобраться с вопросом: как на самом деле скорость и доступность сайта влияет на эффективность (поискового) продвижения. Тема нигде толком не затрагивалась, и по отрасли ходят скорее слухи, чем конкретные факты.
Проведенное исследование включает как подборку соответствующих количественных исследований, так и опрос экспертов рынка на предмет связи показателей скорости сайта с количественными показателями продвижения.
Делает он это по-разному. Обычно приводят 3-4 наиболее известных точки влияния скорости сайта: на результаты поиска, на ранжирование контекстных объявлений и на удобство сайта. Опытным путем было установлено, что прямое влияние на ранжирование запросов оказывает время ответа сервера (не полное время загрузки сайта). При этом у лидеров выдачи наблюдается существенно меньшее время, чем даже в конце первой десятки — 0,38 против 0,51 (в полтора раза меньше). Дальше ситуация почти выравнивается, но разница в 0,1-0,2с может оказаться существенной при прочих равных условиях (почему так — комментарии экспертов чуть дальше).
Местонахождение сервера может влиять если оно отличается от местонахождение запроса. Особенно важно в поисках «в своем регионе».
Относительно скорости загрузки сайта такой закономерности не выявлено, но если сравнить два графика — средний объем загруженных данных и среднее время загрузки, то становится очевидным, что сайты на высоких позициях не только более «тяжелые», но и лучше оптимизированы.
В пользу этого говорит и зависимость длины текста на странице от позиции в поиске (понятно, что количество букв на время загрузки влияет слабо, но обычно текст сопровождается иллюстрациями, рекламными и интерактивными блоками, что усложняет загрузку сайта):
Следите за производительностью сайта и оптимизируйте время его загрузки. Google стремится максимально повышать удобство работы пользователей и предоставлять им наиболее релевантные результаты. Быстро работающие сайты повышают удовлетворенность пользователей и улучшают общее качество работы Интернета (особенно для пользователей, использующих медленное соединение). Мы надеемся, что по мере улучшения веб-мастерами своих сайтов повысится общая скорость работы в Интернете.
Скорость загрузки сайта рассчитывается при помощи многих показателей, включая Google Analytics, Chrome и, возможно, синтетическое моделирование на сервере при обходе пауком. Но прямого влияния на позиции в поиске пока никто не выявил. При этом показателем полного времени загрузки страницы можно достаточно просто управлять, перенося загрузку объектов сайта за событие onload. Может быть, в том числе из-за таких манипуляций скорость загрузки сайта напрямую не учитывается.
Выбор хостинга. Выбирая хостинг для сайта, следует учитывать скорость доступа и наработку на отказ. Старайтесь использовать тот хостинг, который обеспечит наилучшую скорость доступа к сайту и наименьшее время, в течение которого сайт может быть недоступен из-за технических неполадок. Выбирайте надежный хостинг, чтобы ваш сайт был всегда доступен для пользователей.
Время ответа сервера (часто подменяют им полное время загрузки страницы) влияет на ранжирование в Яндексе, роботы начинают заходить реже и индексировать меньше, если сервер долго отвечает.
Учет поведенческих факторов не включает конкретно время ответа сервера или полное время загрузки страницы, но переносит их в область показателя отказов: при большом времени ожидания возрастает количество посетителей, преждевременно закрывших сайт. А последний фактор как раз и учитывается Яндексом.
Скорость загрузки страниц важна
Прямое влияние полного времени ответа сервера, времени «белого экрана» в браузере (в больше степени) и времени открытия страницы (в меньшей степени) на показатель отказов при посещениях сайта давно изучено. В частности, WEBO Software фиксировало улучшение от 12%до 40% в эффективности сайта при 2-3 кратном ускорении (с 7-15 секунд до 3-5). Если говорить о западных исследованиях, то наиболее показательной будет следующая графика:
Но показатель отказов влияет только на поведенческие факторы ранжирования, на что еще может влиять скорость сайта при поисковом продвижении? Мы опросили несколько экспертов рынка, по их отзывам составляется достаточно убедительная картина.
По мнению Лады Лебедянцевой, интернет-маркетолога в Планета CMS
Скорость загрузки на прямую влияет на пользовательские факторы. Результаты были довольно неожиданные, но может это зависит от тематики. Снижение времени загрузки напрямую снижает показатели отказов. Конечно трудно утверждать, что это именно положительно влияет на позиции, но показатель отказов снижается заметно. Уменьшение времени загрузки на одну секунду увеличивает конверсию на два процента (но функция не линейная). А увеличение времени загрузки до 7 секунд увеличивает показатель отказов на 30%.Все, что загружается 7 секунд и больше, вызывает рост показателя отказов.
Евгений Холин, руководитель ИнтелПромо, усиливает значение именно полного времени загрузки страниц сайта и поведенческих факторов:
Могу совершенно точно сказать, что тормозящие сайты реже посещаются роботом Яндекса, а это, в свою очередь, влияет на эффективность продвижения, так как такой сайт реже переиндексируется. После оптимизации кода и переноса на более мощный сервер частота посещения роботом увеличилась и количество проиндексированных страниц выросло. Но я не готов говорить, что это прямо влияет на эффективность продвижения. Скорее, на эффективность продвижения влияет снижение показателя отказов, который действительно снижается после увеличения скорости загрузки страниц.
Для одного из наших проектов время загрузки главной страницы уменьшилось с 2,4 секунд до 1,4 секунды, для продвигаемых внутренних страниц (все подряд не тестировали) также уменьшилось, в среднем, на секунду. Это увеличило индексацию страниц, прирост количества посещаемых роботом страниц составил примерно 5%, увеличилось количество страниц в поиске — примерно на 30%. Увеличилась частота и количество запросов роботом Яндекса — если до оптимизации робот посещал сайт 2-3 раза в неделю и обычно ограничивался одной страницей, то после оптимизации скорости загрузки робот посещает сайт 4-5 раз в неделю, за раз обходит в среднем 10 страниц. Также в ходе оптимизации убрали полностью ошибки 502. Время отклика сервера этого сайта составляет 0,3 до 0,6 секунды.
Напрямую влияния скорости сайта на эффективность продвижения нет. Тут правило только в одну сторону работает: если сайт грузится долго, или не грузится порой вообще, то позиции со временем будут понижаться. В топ10 не будет сайта точно, а со временем и из топ20 уйдет.
Для сайта с посещаемостью 30-50 тыс. человек в сутки при увеличении времени загрузки на 15 сек поисковый трафик падает на 20%. Основной параметр влияющий на скорость загрузки страниц — кэширование на стороне сервера и верстка чистая без лишнего кода.
Выводы
Обобщая и суммируя официальные факты, исследования и мнения, можно сказать, что следующие параметры сайта влияют на его эффективность (и эффективность его продвижения):
Напрямую влияет время ответа сервера. С учетом сетевых задержек оно должно быть не более 300мс. Даже незначительное его увеличение негативно влияет на количество страниц и позиции в выдаче (отрицательный эффект 10-30%).
Напрямую влияет доступность сайта (включая количество страниц с серверными ошибками). Здесь негативный эффект никто не измерял, но по аналогии со временем ответа сервера (снижение частоты посещений сайта поисковым роботом) возможны потери 5-15% в позициях, охвате и посетителях.
Полное время загрузки страниц сайта влияет косвенно, через поведенческие факторы. Прямой эффект сложно оценить, он колеблется от 5% до 20% при снижении времени загрузки сайта до 4 секунд. Если ваш сайт загружается меньше 7 секунд, то большого эффекта от ускорения сложно ожидать.
Если у вас есть похожие исследования, поделитесь, пожалуйста, в комментариях.