Данный пост основывается на Сравнение Rust и С++ на примерах и дополняет приведенные там примеры кодом на D с описанием различий.
Все примеры были собраны с помощью компилятора DMD v2.065 x86_64.
Проверка типов шаблона
Шаблоны в Rust проверяются на корректность до их инстанцирования, поэтому есть чёткое разделение между ошибками в самом шаблоне (которых быть не должно, если Вы используете чужой/библиотечный шаблон) и в месте инстанцирования, где всё, что от Вас требуется — это удовлетворить требования к типу, описанные в шаблоне:
trait Sortable {} fn sort<T: Sortable>(array: &mut [T]) {} fn main() { sort(&mut [1,2,3]); }
В D используется другой подход: на шаблоны, функции, структуры можно повесить guard, который не даст включить функцию в overload set, если шаблонный параметр не обладает определенным свойством.
import std.traits;
// auto sort(T)(T[] array) {} - версия без guard компилируется
auto sort(T)(T[] array) if(isFloatingPoint!T) {}
void main()
{
sort([1,2,3]);
}
Компилятор выразит недовольство следующим образом:
source/main.d(27): Error: template main.sort cannot deduce function from argument types !()(int[]), candidates are:
source/main.d(23): main.sort(T)(T[] array) if (isFloatingPoint!T)
Однако получить почти идентичное «разрешающее» поведение Rust можно следующим образом:
template Sortable(T)
{
// допустим, мы можем отсортировать, если есть функция swap для этого типа
enum Sortable = __traits(compiles, swap(T.init, T.init));
// В случае ошибки выведем понятное сообщение
static assert(Sortable, "Sortable isn't implemented for "~T.stringof~". swap function isn't defined.");
}
auto sort(T)(T[] array) if(Sortable!T) {}
void main()
{
sort([1,2,3]);
}
Вывод компилятора:
source/main.d(41): Error: static assert «Sortable isn't implemented for int. swap function isn't defined.»
source/main.d(44): instantiated from here: Sortable!int
source/main.d(48): instantiated from here: sort!()
Возможность выводить свои сообщения об ошибках позволяет почти во всех случаях избежать километровых логов компилятора о проблемах с шаблонами, но и цена такой свободы высока — приходится продумывать пределы применимости своих шаблонов и писать руками понятные(!) сообщения. С учетом того, что шаблонный параметр T может быть: типом, лямбдой, другим шаблоном (шаблоном шаблона и т.д., это позволяет имитировать depended types), выражением, списком выражений — зачастую обрабатывается только некоторое подмножество извращенных фантазий пользователя ошибок.
Обращение к удаленной памяти
В D отсутствуют операторы освобождения памяти, максимум можно финализировать объект, чтобы освободить ресурсы когда надо программисту, а не GC. Но есть возможность выделять память через C-шное семейство функций malloc:
import std.c.stdlib;
void main()
{
auto x = cast(int*)malloc(int.sizeof);
// гарантированно освободим память при выходе из scope
scope(exit) free(x);
// а теперь выстрелим себе в ногу
free(x);
*x = 0;
}
*** Error in `demo': double free or corruption (fasttop): 0x0000000001b02650 ***
D позволяет программировать на разных уровнях, вплоть до встраиваемого ассемблера. Отказываемся от GC — берем на себя ответственность за класс ошибок: утечки, обращения к удаленной памяти. Применение RAII (scope выражения в примере) может значительно сократить головную боль при таком подходе.
В недавно вышедшей книге D Cookbook есть главы, посвященные разработке кастомных массивов с ручным управлением памятью и написанию модуля ядра на D (без GC и без рантайма). Стандартная библиотека действительно становится практически бесполезной при полном отказе от рантайма и GC, но она была спроектирована изначально под использование их особенностей. Место embedded-style библиотеки все еще никем не занято.
Потерявшийся указатель на локальную переменную
Версия Rust:
fn bar<'a>(p: &'a int) -> &'a int { return p; } fn foo(n: int) -> &int { bar(&n) } fn main() { let p1 = foo(1); let p2 = foo(2); println!("{}, {}", *p1, *p2); }
Аналог на D (практически повторяет пример на C++ из поста-источника):
import std.stdio;
int* bar(int* p) {
return p;
}
int* foo(int n) {
return bar(&n);
}
void main() {
int* p1 = foo(1);
int* p2 = foo(2);
writeln(*p1, ",", *p2);
}
Вывод:
2,2
Rust в данном примере имеет преимущество, я не знаю ни один подобный язык, в который был встроен такой мощный анализатор времени жизни переменных. Единственное, что я могу сказать в защиту D, что в режиме safe компилятор предыдущий код не скомпилирует:
Error: cannot take address of parameter n in @ safe function foo
Также в 90% кода на D указатели не используются (низкий уровень — высокая ответственность), для большинства случаев подходит ref:
import std.stdio;
ref int bar(ref int p) {
return p;
}
ref int foo(int n) {
return bar(n);
}
void main()
{
auto p1 = foo(1);
auto p2 = foo(2);
writeln(p1, ",", p2);
}
Вывод:
1,2
Неинициированные переменные
C++
#include <stdio.h> int minval(int *A, int n) { int currmin; for (int i=0; i<n; i++) if (A[i] < currmin) currmin = A[i]; return currmin; } int main() { int A[] = {1,2,3}; int min = minval(A,3); printf("%dn", min); }
В D все значения по умолчанию иницилизируются значением T.init, но есть возможность указать компилятору, что в конкретном случае инициализация не требуется:
import std.stdio;
int minval(int[] A)
{
int currmin = void; // undefined behavior
foreach(a; A)
if (a < currmin)
currmin = a;
return currmin;
}
void main() {
auto A = [1,2,3];
int min = minval(A);
writeln(min);
}
Положительный момент: чтобы выстрелить в ногу нужно специально этого захотеть. Случайно неинициализовать переменную в D практически невозможно (может быть, copy-paste методом).
Более идиоматичный (и работающий) вариант этой функции выглядел бы так:
fn minval(A: &[int]) -> int { A.iter().fold(A[0], |u,&a| { if a<u {a} else {u} }) }
Для сравнения вариант на D:
int minval(int[] A)
{
return A.reduce!"a < b ? a : b";
// или
//return A.reduce!((a,b) => a < b ? a : b);
}
Неявный конструктор копирования
C++
struct A{ int *x; A(int v): x(new int(v)) {} ~A() {delete x;} }; int main() { A a(1), b=a; }
Аналогичная версия на D:
struct A
{
int *x;
this(int v)
{
x = new int;
*x = v;
}
}
void main()
{
auto a = A(1);
auto b = a;
*b.x = 5;
assert(*a.x == 1); // fails
}
В D структуры поддерживают только семантику копирования, а также не имеют механизма наследования (заменяется примесями), виртуальных функций и остальных особенностей объектов. Структура — просто кусок памяти, компилятор не добавляет ничего лишнего. Для корректной реализации примера необходимо определить postblit конструктор (почти конструктор копирования):
this(this) // в таком конструкторе есть доступ только к this
{ // доступа к структуре откуда копируем не имеем
auto newx = new int;
*newx = *x;
x = newx;
}
Rust ничего за Вашей спиной делать не будет. Хотите автоматическую реализацию Eq или Clone? Просто добавьте свойство deriving к Вашей структуре:
#[deriving(Clone, Eq, Hash, PartialEq, PartialOrd, Ord, Show)] struct A{ x: Box<int> }
Аналога данного механизма в D нет. Для структур все подобные операции перегружаются через structual typing (часто путают с duck typing), если у структуры есть подходящий метод, то используется он, если нет, то реализация по умолчанию.
Перекрытие области памяти
#include <stdio.h> struct X { int a, b; }; void swap_from(X& x, const X& y) { x.a = y.b; x.b = y.a; } int main() { X x = {1,2}; swap_from(x,x); printf("%d,%dn", x.a, x.b); }
Выдаёт нам:
2,2
Аналогичный код на D, который тоже не работает:
struct X { int a, b; }
void swap_from(ref X x, const ref X y)
{
x.a = y.b; x.b = y.a;
}
void main()
{
auto x = X(1,2);
swap_from(x, x);
writeln(x.a, ",", x.b);
}
Rust в этом случае однозначно побеждает. Я не нашел способа обнаружить memory overlapping на этапе компиляции на D.
Испорченный итератор
В D абстракция итераторов заменена на Ranges, попробуем изменить контейнер при проходе:
import std.stdio;
void main()
{
int[] v;
v ~= 1;
v ~= 2;
foreach(val; v)
{
if(val < 5)
{
v ~= 5 - val;
}
}
writeln(v);
}
Вывод:
[1, 2, 4, 3]
При изменении массива range, полученный ранее не меняется, до конца блока foreach данный range будет указывать на данные «старого» массива. Можно заметить, что все изменения происходят в хвосте массива, можно усложнить пример и добавлять в начало и в конец одновременно:
import std.stdio;
import std.container;
void main()
{
DList!int v;
v.insert(1);
v.insert(2);
foreach(val; v[]) // оператор [] возвращает range
{
if(val < 5)
{
v.insertFront(5 - val);
v.insertBack(5 - val);
}
}
writeln(v[]);
}
Вывод:
[3, 4, 1, 2, 4, 3]
В данном случае использовался двусвязный список из стандартной библиотеки. При использовании массива добавление в его начала всегда приводит к его пересозданию, но это не ломает алгоритм, старый range указывает на старый массив, а мы работаем с новыми копиями массива, а благодаря GC мы можем не беспокоиться о повисших в памяти огрызках. А в случае со списком не требуется перевыделения всей памяти, только под новые элементы.
Опасный Switch
#include <stdio.h> enum {RED, BLUE, GRAY, UNKNOWN} color = GRAY; int main() { int x; switch(color) { case GRAY: x=1; case RED: case BLUE: x=2; } printf("%d", x); }
Выдаёт нам «2». В Rust жы Вы обязаны перечислить все варианты при сопоставлении с образцом. Кроме того, код автоматически не прыгает на следующий вариант, если не встретит break.
В D перед switch может стоять ключевое слово final, тогда компилятор насильно заставит написать все варианты сопоставления. При отсутствии final обязательным условием является наличие default блока. Также в последних версиях компилятора неявное «проваливание» на следующую метку помечено как deprecated, необходим явный goto case. Пример:
import std.stdio;
enum Color {RED, BLUE, GRAY, UNKNOWN}
Color color = Color.GRAY;
void main()
{
int x;
final switch(color) {
case Color.GRAY: x = 1;
case Color.RED:
case Color.BLUE: x = 2;
}
writeln(x);
}
Вывод компилятора:
source/main.d(227): Error: enum member UNKNOWN not represented in final switch
source/main.d(229): Warning: switch case fallthrough — use 'goto case;' if intended
source/main.d(229): Warning: switch case fallthrough — use 'goto case;' if intended
Случайная точка с запятой
int main() { int pixels = 1; for (int j=0; j<5; j++); pixels++; }
В Rust Вы обязаны заключать тела циклов и сравнений в фигурные скобки. Мелочь, конечно, но одим классом ошибок меньше.
В D компилятор выдаст предупреждение (по умолчанию предупреждения — ошибки) и предложит заменить; на {}.
Многопоточность
#include <stdio.h> #include <pthread.h> #include <unistd.h> class Resource { int *value; public: Resource(): value(NULL) {} ~Resource() {delete value;} int *acquire() { if (!value) { value = new int(0); } return value; } }; void* function(void *param) { int *value = ((Resource*)param)->acquire(); printf("resource: %pn", (void*)value); return value; } int main() { Resource res; for (int i=0; i<5; ++i) { pthread_t pt; pthread_create(&pt, NULL, function, &res); } //sleep(10); printf("donen"); }
Порождает несколько ресурсов вместо одного:
doneresource: 0x7f229c0008c0
resource: 0x7f22840008c0
resource: 0x7f228c0008c0
resource: 0x7f22940008c0
resource: 0x7f227c0008c0
В D аналогично Rust компилятор проверяет обращение к разделяемым ресурсам. По умолчанию вся память является неразделямой, каждый поток работает со своей копией окружения (которая хранится в TLS), а все разделяемые ресурсы помечаются ключевым словом shared. Попробуем записать на D:
import std.concurrency;
import std.stdio;
class Resource
{
private int* value;
int* acquire()
{
if(!value)
{
value = new int;
}
return value;
}
}
void foo(shared Resource res)
{
// Error: non-shared method main.Resource.acquire is not callable using a shared object
writeln("resource ", res.acquire);
}
void main()
{
auto res = new shared Resource();
foreach(i; 0..5)
{
spawn(&foo, res);
}
writeln("done");
}
Компилятор не увидел явной синхронизации и не дал скомпилировать код с потенциальной race condition. В D есть множество примитивов синхронизации, но для простоты рассмотрим Java-like монитор-мьютекс для объектов:
synchronized class Resource
{
private int* value;
shared(int*) acquire()
{
if(!value)
{
value = new int;
}
return value;
}
}
Вывод:
done
resource 7FDED3805FF0
resource 7FDED3805FF0
resource 7FDED3805FF0
resource 7FDED3805FF0
resource 7FDED3805FF0
При каждом вызове acquire, монитор объекта захватывается потоком и все остальные потоки блокируются до освобождения ресурса. Обратите внимание на возращаемый тип функции acquire, в D такие модификаторы как shared, const, immutable являются транзитивными, если ими отмечена ссылка на класс, то и все поля и возвращаемые указатели на поля также метятся модификатором.
Немного про небезопасный код
В отличие от Rust весь код в D по умолчанию является @ system, т.е. небезопасным. Код, помеченный @ safe, ограничивает программиста и не дает играться с указателями, вставками ассемблера, небезопасными преобразованиями типов и прочими опасными возможностями. Для использования небезопасного кода в безопасном коде есть модификатор @ trusted, это ключевые места, которые должны быть тщательно покрыты тестами.
Сравнивая с Rust, я очень желаю такую мощную систему анализа времени жизни ссылок для D. «Культурный» обмен между этими языками пойдет им только на пользу.
Автор: NCrashed