Все, наверное, уже слышали о краудфандинге (см. например, хабрапост о Кикстартере). Но когда речь идёт об общественно-ориентированном краудфандинге, то тут информации значительно меньше. Я хотела бы рассказать о тех онлайн-инструментах, которые специализируются именно на социальном коллективном инвестировании. Если я что-то пропустила – пожалуйста, дополните.
Чаще всего в виде дивидендов социальный инвестор получает моральные бонусы (в виде радости от содеянного и ощущения собственной значимости) и, в некоторых случаях, – благодарности от создателей проекта. Многие из проектов находятся в стадии идеи, поэтому у жертвователей/ инвесторов появляется дополнительное ощущение важности своего вклада – если нужная сумма не соберется, проект не будет реализован.
Краудфандинг для социальных проектов
1. Crowdrise. Если ты ничего не возвращаешь, никто не будет тебя любить
Дата создания: сентябрь 2009 г.
Как сказано на сайте: «Crowdrise – это проект о том, чтобы возвращать, собирать тонны денег на благотворительность и получать ни с чем не сравнимое удовольствие от процесса». Платформа позволяет жертвовать на проекты и благотворительные акции (например, марафоны), поддерживать инициативы отдельных волонтеров. Жертвователи, в свою очередь, накапливают баллы, которые они потом могут потратить на какие-то товары или билеты в кино и поучаствовать в лотерее «Потрать 26$ на проект по очистке воды и у тебя будет шанс выиграть Ipad).
2. IndieGoGo
На платформе могут найти финансирование проекты в сфере социального предпринимательства, культурные и образовательные инициативы, а также программы некоммерческих организаций в области здравоохранения, экологии ит.д. Случаются и случаи частной помощи, когда бульдогу необходим протез, а талантливый свободный музыкант Майк Блок ищет средства на оплату медицинских счетов (и собирает таким образом $48001). Подача заявки ничего не стоит, однако платформа берет комиссию на собранные средства: 4%, в случае, если цель была достигнута и проект профинансировали и 9% — если этого не произошло.
Дата создания: 2002 г.
Наиболее популярная международная краудфандинговая платформа среди российских некоммерческих организаций. Для того, чтобы стать ее постоянным участником необходимо собрать контрольные $4000 и отчитаться за них. Платформа позволяет не только публиковать проекты, но и видоизменять их, ставить новые цели в рамках проекта, добавлять фотографии и отчеты. Существенный недостаток – 15% комиссия, которую сайт взимает с собранных средств.
4. Causes
У сайта есть своя фишка «Желание». Каждый может пожелать что-то на свой день рождения, свадьбу, выходные или в форме завещания и разослать ссылку своим друзьям и родственникам. Только желание это будет не для себя, а для кого-то другое. Так, например, можно попросить друзей о $500 в банк еды (эта сумма позволит предоставить качественную еду 75 семьям). Выбрать можно только среди аккредитованных сайтом организаций или проектов. Таким образом уже было собрано больше 15 миллионов $.
5. Тугеза. Сдабриваем online
Дата создания: 2011 г.
Тугеза – первый в России «благотворительный анархосиндикат», как себя называют участники проекта. Проект вырос из сообщества Dirty.ru, где во время пожаров 2010 года образовалась группа людей, координировавших помощь и волонтерские ресурсы. Тугеза отличается от других краудсорсинговых платформ тем, что единовременно может проходить только 1 акция и автор проекта не может выложить информацию самостоятельно – для этого нужно решение организаторов проекта. Впрочем, «организатором» может стать каждый желающим – проект является волонтерским и все зависит лишь от степени вовлеченности и собственного желания. На сегодняшний день Тугеза – самая эффективная по привлечению средств краудфандинговая платформа в России. Почти все проекты оказываются профинансированными, а волонтеры проекта лично проверяют их честность и составляют отчетные репортажи.
6. Рында.орг. Атлас помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях
Дата создания: 2011 г.
Проект отличается тем, что привлекает не финансовые средства, а конкретную материальную помощь, в которой нуждаются физические люди или организации. Это могут быть как инициативы в сфере поддержки незащищенных слоев общества (инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, которым нужны вещи, бытовая техника и медикаменты), так и социальные проекты (театральные студии в регионах, проекты некоммерческих организаций). Платформа была создана после Пожаров в 2010 году, когда произошел всплеск волонтерской активности населения и краудсорсинг стал впервые массово использоваться в России.
Для экологических проектов
7. Ioby. Претворяет экологические проекты в жизнь. Квартал за кварталом
Проект создан для софинансирования локальных экологических проектов. Проект отличает именно его локальная направленность (работает в Нью Йорке). На сайте представлена следующая статистика:
- $174618 долларов собрано;
- 101 проект профинансирован;
- 78% проектов профинансировали;
- 2 барбекю гриля вытащили из озера;
Социальная реклама
Платформа позволяет пользователям профинансировать рекламные кампании социальных проектов, которые им нравятся. Авторы проекта приводят резонные причины, зачем финансировать социальную рекламу: 428 миллиардов $ ежегодно тратится в мире на рекламу, 10 миллиардов – только в Великобритании. В основном, эта реклама коммерческая, и при таких масштабах конкурировать с ней просто невозможно. Для того, чтобы социальные идеи, действительно меняющие мир, могли хоть как-то доходить до потребителей, им тоже нужна рекламная поддержка и для этого был создан проект.
Творческие проекты
9. Kickstarter. Новый способ поддерживать творчество
Kickstarter – это платформа, которая позволяет поддерживать проекты в сферах искусства, комиксов, танцев, дизайна, моды, театра, музыки, фотографии и др. Авторы проектов – их 100% владельцы, а это значит, что ни один жертвователь, каким бы ни был его вклад, не может рассчитывать на управление проектом или на часть прибыли. В случае, если заявленная автором проекта сумма не собирается за установленное время, то средства возвращаются жертвователям.
10. С миру по нитке
На платформе также финансируются творческие проекты в категориях образование, журналистика, история, совместные покупки, дизайн, спорт ит.д. Большая часть заявленных проектов остается профинансированной менее, чем на 10%.
11. Проект «Мой учитель» фонда «Кто, если не я»
Дата создания: 2010 г.
Благотворительный фонд «Кто, если не я» привлекает финансирование для одной из своих программ на освнове краудфандинга. Учителя обычных школ по всей России могут отправить свои заявки на необходимое им оборудование и материалы и описание того, чем они занимаются. Благотворитель может профинансировать любую из понравившихся заявок, Фонд купит необходимое и отвезет это учителю.
Социальное предпринимательство
Социальное предпринимательство ставит основной своей задачей решение важной общественной проблемы с помощью налаженного бизнес-процесса. Социальный бизнес работает на условии самоокупаемости, как и обычный, но его отличает то, что вся прибыль идет на социальную цель или реинвестируется в производственный процесс.
12. Start Some Good
Принципы работы сайта схожи с другими краудфандинговыми платформами. На кампанию выделяется 7-90 дней, в случае, если сумма не была собрана полностью, то средства возвращаются жертвователям. На сайте приветствуются как компании и некоммерческие организации, так и активисты, не имеющие юрлица. Цель Start Some Good – стать лучшей краудфандиноговой платформой в мире, на которой будут запускаться те инновационные идеи, в которых мы нуждаемся, чтобы изменить к лучшему наш мир. Очень популярны среди идей проекты в сфере микрокредитования, сельского хозяйства, агро- и этнотуризма.
13. Русини.org
Был запущен в апреле 2012 года и претендует на то, чтобы стать самой большой онлайн-площадкой для софинансирования социальных проектов и стартапов в области социального предпринимательства. Пока на сайте опубликованы в основном чисто благотворительные инициативы.
***
Идея краудфандинга сама по себе хороша, но в России сталкивается с рядом сложностей (которые, впрочем, представляются вполне решаемыми):
- Лишь 5% людей жертвуют деньги на благотворительность. А это значит, что отклик на опубликованные проекты будет значительно меньше, чем в развитых странах;
- нет адекватных платежных систем: отсутствие PayPal, высокие комиссии и неразвитость виртуальных денег делает систему финансирования онлайн неудобной (и недоступной) для тех 5%, кто все же готов что-то пожертвовать;
- никаких льгот. В развитых странах частные пожертвования освобождают благотворителей от налогов и дают им другие преимущества. В России такая практика отсутствует.
- отсутствие обратной связи – это как раз то, над чем стоит работать самим социальным проектам. Очень редко когда жертвователь узнает о судьбе тех денег, которые он перевел. Но именно на принципах прозрачности и доверия строится система «частного финансирования».
Хабрапост подготовила Дарья Алексеева, редактор портала «Теплица социальных технологий».
Автор: TeplitsaST