Пару недель назад в Питере прошла юзабилити-конференция ProfsoUX-2014, своим «профсоюзным» названием обозначающую именно индустриальность проблем, заслушанных на собрании ленинградских трудящихся в области Usability и UX. Как бы прикол, хотя реальность развивается в таком направлении, что скоро действительно появятся «профсоюзы работников человеко-ориентированного проектирования интерактивных систем для электронно-вычислительных машин ГОСМИНЭРГО».
Все было позитивно — вот есть краткий отчет, в двух залах собралось сотни четыре народу, плюс можно было смотреть трансляцию и задавать вопросы через твиттер.
Кроме трансляции, я записывал конференцию, и были оперативно опубликованы добротные видеозаписи (монтаж с трех камер и экрана, звук с микрофонов) дающие полный эффект присутствия. Все доклады бодрые и динамичные (исключения были взбодрены при монтаже), с добротными качественными слайдами — ведь отбор Программным Комитетом был строгий, с контролем материалов и обязательным аудированием всех докладчиков.
Вот, в качестве иллюстрирующей видеокартинки — трехминутный обзорный ролик обо всех докладах конференции.
А теперь, под катом, предлагаю краткий обзор-классификацию с ссылками на видео, так, чтобы вы могли посмотреть именно то, что вас потенциально интересует.
Философия UX
Тут доклады про глобальное и стратегическое: тренды, концепты, подходы.
Тарас Бризицкий: «Неумные вещи» — О разочаровывающем мире хищных умных бестолковых «вещей будущего», появляющихся похоже без «creative design», чистой эволюцией через мутации, и с результатом типа «doublefaceplm» и «killmepls». С другой стороны, размышления UX-дизайнера о лампочках… скажем так, напомнили UX-анекдот «Сколько нужно UX-дизайнеров, чтобы ввернуть лампочку? — П@ц, они теперь еще и лампочку хотят вкрутить…».
Возможно, чтобы не было бездарной серости и креативного уродства, и всего такого, нужно, чтобы в UX был не только конвеерный процесс из узких спецов, а сверкал инженерный гений, смело решающий, казалось бы неразрешимые задачи противоречивых требований. О широкоизвестной ТРИЗ — Теории Решения Изобретательских Задач, на примере простой дизайнерской загадки, рассказал Андрей Курьян в «Кофеин для UX».
Andrew Zusman «Designing Cognitive Engagement for Everyone» «Заграница» традиционно выступила в защиту меньшинств и инвалидов — в этот раз заботились даже не о дальтониках, а о безграмотных дислексиках — «как же они бедные, будут чувствовать в спроектированных нами интернетах». Лично мне кажется, их не 10%, как говорил докладчик, а все 90%, и в этих самых интернетах они чувствуют себя прекрасно. Доклад англоязычный, но понятный, ибо, автор, в целом, наш человек: «Израиль + русская жена».
Исследования
Софья Чебанова: «Большая история Games User Research» — Получасовая обзорная лекция о компьютерных играх и эволюции подходов в их исследованиях от ведущего специалиста варгейминга. С одной стороны, повеяло академизмом, с другой — в институтах пока этому ведь не учат, а знание истории эволюции (интерфейсов, методов исследования, языков программирования… ) — отличный способ начать видеть тренды.
Екатерина Шафеева: «Исследования интерфейсов — очевидные вещи, о которых можно забыть» — как сделать рисерч по-уму, чтобы «измеритель не повлиял на объект исследования и результат». Докладчик явно профессионал — девушка в строгих очках, интересом к ролевым играм, и явно не «кухарка», — я вот совсем не повар, но торт на фото никак не может быть «наполеоном».
И в продолжение этого — тонкости именно анкетных исследований: Анна Бирюкова «Kux — измеряем Годзиллу. Как и для чего измерять UX в цифрах». Как из кучи «бумажных ответов» вывести волшебной формулой Правильный Коэффициент Качества, с которым уже можно работать, сравнивать и т.п.
А-а-а, шахид в зале… Известный голладский исследователь и преподаватель Suleman Shahid c «Measuring ‘the Must’ — Going Beyond Usability» сначала долго рассказывал о важности эмоций в UX, по сути, пересказывая известную книгу Дональда Нормана, а затем сделал ход конем, рассказав, что такие эфемерные параметры, как эмоции, можно спокойно, без экспертов из «Теории Лжи», считывать в промышленном масштабе специальным софтом и вебкамерой. Ну и соответственно, использовать в измерениях, особенно когда другим путем от пользователя трудно добится вменяемого ответа (дети, инвалиды и т.п.). Но, хотя эта технология по уверению докладчика надежна, и не «рокет-сайнс», лично я сомневаюсь и в теориях из книги Нормана, и в том, что распознавание мимики будет эффективно на российских пользователях, надежно скрывающих свои эмоции под маской Grumpy Cat.
В любом случае, это известный специалист и отличный доклад — второе место по отзывам, так что, смотрите видео, а, нет, не ходите пока — видео закрыто для просмотра, ибо докладчик спалил несколько слайдов под NDA, и сейчас идет обсуждение, что с этим делать. Но, думаю, через пару недель, переделаем и рассекретим это видео, и положим туда же.
Предметные истории
Тут конкретные рассказы об аспектах и практиках в реальном бизнесе, от «производственников», а не «тренеров».
Александр Безбородов: «Как мы справляемся с предметной и технической сложностью» — Две буквы — «1С». Уже много лет компания дружит с юзабилистами, обучает сотрудников, пиарится на UX-конференциях, … и до сих пор получает вопросы в духе «Вы — главный по UX в 1С? Вау. И когда начнете?».
Екатерина Юлина: «Как просить деньги через телевизор?» — Ох уже эти маленькие и глупые SmartTV, из которых бизнес-пипл хочет сделать автомат видеопроката. Пока там все не очень, и в чем именно проблемы — рассказывал и докладчик, и аудитория. Лично я надеюсь, что оптимальный SmartTV помощнеет до нормального ноутбука и в нем будет Popcorn Time, Anidub … и все такое.
Маргарита Титова: «Как мы работаем с данными веб-аналитики и что из этого получается». Простой кейс — «онлайн-туры», простой инструмент — Google Analytics, и с этим что можно сделать именно для улучшения UX и конверсии, какие возникают гипотезы, и как их проверять.
Процесс
Тут скорее околоюиксовые доклады, о том, где собственно живет UX, какое его место в разработке, как выстроить взаимодействие и разрулить конфликты с и заказчиками, и с командой — тестировщиками, аналитиками/проектировщиками и разработчиками, проектными и продуктовыми менеджерами.
Мутные постановки устно или детально прописанные многотомно-нечитаемые ТЗ? Водопад, или выкинуть мудаков и прорываться за неделю? Разные проекты, разные компании, разные подходы.
Саша Куценко: «Зачем и когда писать спецификацию» — первый шаг к формализации процессов, хотя бы фиксировать постановки и спецификации, переходя к гайдлайнам и прочим регламентам. Аудитория (молодая и женского пола) недоверчиво дивилась, как это вообще возможно, хотя по сути, докладчик описал самые первые и необходимые шаги по переходу от хаоса к предсказуемости.
Следующий шаг — Лидия Богданович: «Стройные процессы = эффективный интерфейс. Как построить рабочие процессы в дизайн отделе, чтобы вас все любили», уже про разделение ролей и сфер ответственности, что бы никто «не заигрался в дизайн» и не произошел другой перекос, и как наконец выстроить настоящий UX Конвеер (Любви?).
Следующий уровень формализации, уже наверно выходящий за разумность — Евгений Овчаренко: «Процессы в государственных контрактах». Докладчик — UX-консалтер «госпорталов», делится инсайдами. Аудитория внимает, интересуясь в основном, «сколько там денег», и стоит ли эта овчинка выделки.
И в противовес этим докладам — что делать, когда надо ВЧЕРА и ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ — лучший по оценкам доклад конференции — Антон Уткин: «Ведение коротких, сложных и серьёзных кросс-медийных дизайн-проектов в условиях военного времени» сходу растащили в твиттере на цитаты. «Не работайте с мудаками», «Уберите агенства», «Уберите всех лишних»… «Все эти ублюдки никак не помогут делу», «Перестаньте писать ТЗ» — доклад короткий (<10 мин) и по-военному чоткий. Рекомендации ведущих собаководов!
Ну, и какой бы не был процесс, проблема мутных заказчиков, хотящих или непонятно что, или невозможное («семь красных линий» ©), и как снимать и выявлять в них требования — об этом Сергей Павельчук «Требовать или предлагать?».
Misc
Отдельно вытащу пару докладов.
Виктор Филиппов: «Инициатива наказуема» — несмотря на пугающее и демотивирующее название — именно про самомотивацию. О том, что «идеально только там, где нас нет», и что не надо ждать милости от природы, ведь все — включая смысл жизни, наверняка можно найти даже на текущей работе.
И хотя конференция получилась скорее практического плана — т.е. научный и образовательный вроде как должны быть за скобками, тут попытались устроить круглый стол «Вопросы UX-образования», собрав российских и зарубежных UX- преподавателей, тренеров и студентов, как академических, так и бизнес. Там было и несколько минидокладов со слайдами, и куча предложений разной степени разумности, и обсуждение с залом, где самому младшему присутствующему было меньше года.
Итак, надеюсь уважаемый читатель найдет что-нибудь интересующее.
Кстати, это все еще бета-версии видео, в них вышита «отладочная информация» — например красные временные маркеры истинного времени. Так что если вдруг, вы обнаружите какой-то критичный баг в видео (пропал звук, нужно сделать экран больше, чтобы что-то прочесть, или наоборот, убрать экран, чтобы увидеть лазерную указку) — пишите мне, или комментами к видео, или ЛС, в общем, как угодно — указав этот самый диапазон времени и проблему — пока (пару недель), все еще можно будет исправить.
Ну, а если же хочется еще UX-выступлений — посмотрите сюда — тут почти сотня снятых мной UX-докладов.
Автор: belonesox