Руководителями программных проектов, как правило, становятся технические люди. Первая проблема, с которой они сталкиваются, заключается в том, что разработчики ПО не программы или технические устройства, которыми можно управлять.
Моя первая серьезная проблема, с которой я столкнулся в начале своего менеджерского пути, это провал собственной стройной модели типов личности. Согласно моей теории должно было существовать только два типа личности: 1) правильные – это те, которые думают и поступают так же, как я, и 2) неправильные – все остальные, которых надо срочно переделывать в правильных.
Жизнь, конечно, меня поправила. Пришлось понять, что все люди разные и каждый человек уникален. Правда для этого пришлось вдоволь побегать по одним и тем же «граблям».
Существуют сотни поведенческих моделей психики человека. Статистик Джордж Бокс сказал: «В сущности, все модели неверны, но некоторые — полезны». О тех психологических моделях, которые мне показались полезными при осмыслении своего опыта руководства программистами, и пойдет речь в этом посте.
Начну с примера. Два программиста Иа и Винни-Пух обсуждают проблему в проекте
Иа. Пытается решать проблему для самого общего случая, повторяется, рассматривая вопрос с разных сторон, пытается связать обсуждаемую проблему с другими.
Винни-Пух. Постоянно задает вопросы: «А кто? А где? А когда? А ты это пробовал? А сколько раз? А это нам сейчас надо?»
На выходе имеем
Иа: «Этот Винни просто тянет время своими глупыми вопросами! Он не хочет ничего менять! Лишь бы нечего не делать!»
Винни-Пух: «Этот осел опять рассуждает о сферических конях в вакууме! Конкретные вопросы его не интересуют! Будет и дальше постоянно генерировать свои новые идеи! Лишь бы ничего не делать!»
Один из наших прошлых вождей сказал: «Если два коммуниста не могут договориться, значит, один из них враг» … Или оба.
Бог (гигантский взрыв?) создал нас разными. Поведение человека в каждый момент времени определяется множеством факторов: интеллектом, воспитанием, опытом, окружением, ролью, который человек на себя принял, мотивацией и др. Однако ядро – тип личности — обеспечивает относительное постоянство ответных реакций человека на окружающую среду.
Для определения индивидуальных типов личностей в мире было разработано более 150 моделей. Индикатор типов личности Майерс-Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator, MBTI) является наиболее популярным и широко применяемым на протяжении последних 40 лет.
Если вернуться к примеру, то в нем представлен типичный диалог интуита и человека с конкретным восприятием. Примерно так мы периодически ведем дискуссию с коллегой, с которым вместе разрабатываем ПО уже 15 лет. Причем роль осла — моя.
Мы разные и в этом наша сила. Поскольку сопряжение разных взглядов на один и тот же предмет обеспечивает стереоскопичность зрения, позволяет увидеть в изучаемом объекте дополнительное измерение, а, следовательно, и новые возможности.
Несмотря на то, что согласно Майерс-Бриггс существует 16 типов личности, большая часть разработчиков (программистов и тестировщиков) относится лишь к двум из них.
Тип «Инспектор» (ISTJ)
Спокойны, серьезны, настойчивы.
Решительны в критических ситуациях.
Трудолюбивы и упорны в работе.
Стремятся охватывать все подробности и оперировать точными фактами.
Могут целеустремленно решать сложные задачи.
Тип «Аналитик» (INTJ)
Самоуверенны. Не признают авторитетов.
Отстаивают право думать по-своему.
Концентрируются на возможностях.
Интересуются будущим больше, чем прошлым.
Действуют в жизни, как на шахматной доске.
Предпочитают движение вперед копанию в недостатках.
Хотелось бы отметить один символичный, по крайней мере, для меня, момент. Первая информация на русском языке по типологии MBTI появилась в переводе книги, посвященной именно программированию (Б. Шнейдерман, «Психология программирования», М., Радио и связь, 1984).
Старший программист. Еще одна зарисовка из реальной жизни и полезная модель
Имеет глубокие знания и развитый интеллект, быстро осваивает все новое, нацелен на решение трудных задач. Пользуется заслуженным авторитетом среди коллег.
В начале проекта активно выдвигал новые идеи, убедительно их обосновывал, добивался их признания всеми. Находил неизвестные возможности, существенно сократившие трудоемкость работ по проекту.
В середине проекта потерял интерес. Стал отвлекаться на изучение каких-то новых технологий. Постоянно заваливает сроки, делает глупые ошибки, непростительные для его опыта. Расхолаживающе воздействует на команду.
Не стоит людей пытаться переделать. Не бывает идеальных бойцов. Недостатки – это, как правило, оборотная сторона достоинств. Следует их (достоинства) разглядеть и постараться использовать с максимальной отдачей для общего дела. В примере описано поведение типичного «генератора идей». У подобных работников имеются следующие недостатки: «парит в облаках», не склонен акцентировать внимание на практических деталях, склонен терять интерес, как только первоначальное эйфория проходит.
Но нам с ними (недостатками) приходится мириться, поскольку их (работников) несомненными достоинствами является: развитое воображение, интеллект, знания, способность решать трудные проблемы и способность выявлять новые возможности.
Это утверждает еще одна полезная психологическая модель – модель командных ролей доктора Мередита Белбина. Он насчитал девять ролей – конструктивных паттернов командного поведения со своими достоинствами и недостатками. Кратко, суть его теории в том, что, если мы хотим эффективно решать нетривиальную задачу, то нам необходима сбалансированная команда проекта, в которой правильно подобранные «лебедь», «рак» и «щука» могут оказаться гораздо успешнее «родственных душ».
Управление котами умными людьми намного сложнее управления программами и устройствами. Призываю учить матчасть.
Успехов!
Автор: craft_brother