Работая с детьми, понимаешь что программирование, конструирование и прочий STEM можно спокойно начинать с 3 лет. Для этого не потребуется никакого оборудование — детское воображение заменит любой супер-гипер-интерактивный девайс. Главное, желание родителей работать с ребёнком.
Расскажу о том, как мы играли в программистов, что использовали и каких результатов достигли.
Итак, материалы:
— конструктор MegaBloks (типа LEGO)
— наклейки животных (распечатаны на принтере, наклеены липкой лентой).
— бумага, карандаши, ножницы, степлер.
— кукла с резиновой головой «программист» (именно так она продавалась в магазине).
Игромеханика:
Животные заказывают доставку товаров на дом — программист пишет код для робота-курьера, который едет в магазин, загружается необходимым и доставляет по адресу. По принципу, «у меня зазвонил телефон».
Зрители помогают программисту писать код.
Как выглядит код: листики маленького формата делятся на две половины — слева изображается функция, справа параметры.
Листы сшиваются степлером и получается книжечка. Книжечка передаётся роботу, который её читает и выполняет шаги. Роль робота, естественно, выполняет взрослый.
Ребёнок моментально втянулся. Даже глубже вник, чем я предполагал.
Планируя игру, я колебался, следует ли кодировать маршрут до магазина со всеми поворотами. Решил, что для первого раза это рановато и достаточно просто дать команду «ехать [магазин]». Однако, практически сразу робот «приехал не туда» и программисту пришлось расписывать повороты (вперёд до синего перекрёстка, повернуть направо, ехать прямо). Этот «маршрут» мы вынесли в отдельную книжечку, которую затем использовали, как функцию из библиотеки (когда я это предложил, ребёнок сделал паузу на раздумья но согласился).
Получив свой заказ, животные с удовольствием всё поедали.
Отработали неcколько сценариев с травоядными и хищными, но когда позвонил папа зебрёнка и заказал таблетки, вся игра переключилась на больничную тему, которая стихийно вытеснила робототехнику.
Выводы и планы:
Книжечка на степлере отлично работает в качестве алгоритма, и позволяет переносить куски кода, собирая новые книжки из уже готовых частей.
В следующий раз, собираюсь закрепить кодирование маршрута и попробовать переключиться на систему с адресами — разбить поле на квадраты по матрице. Это будет уже не колёсный робот, а вертолёт.
Предполагаю, что книжка подойдёт и для работы с циклами, операторами «если, то» и переменными.
Очевидно, что ключевым моментом урока является сценарий истории, который отыгрывается по ходу. Для ребёнка это драйвер мотивации и помощь родителя требуется именно здесь, больше чем с объяснением технических тонкостей.
Автор: ravve