Что общего у gamedev-а с космонавтикой или работа с итераторами в PHP

в 9:44, , рубрики: php, Веб-разработка, метки:

Что общего у gamedev а с космонавтикой или работа с итераторами в PHP

Привет.

Так сложилось, что недавно мне в руки попала замечательная книжка Pro PHP, в которой целый раздел посвящен итераторам. Да, я знаю что на Хабре эта тема уже поднималась (и наверняка не раз), но все же позволю себе дописать данную статью, т.к. бОльшая часть примеров в вышеупомянутых статьях достаточно оторваны от реальности. И так — если Вам интересно какую же реальную задачу мы собираемся решать с помощью итераторов — добро пожаловать под кат.

Что же это за зверь такой — итератор?

По сути, итератор — это некоторый объект, который позволяет упростить специфический обход дочерних элементов. В php существует интерфейс Iterator, реализуя который можно добиться необходимого эффекта. В SPL (Standart PHP Library) так же включены несколько классов реализующих наиболее распространенные и востребованные итераторы. Их список можно посмотреть здесь.

Так зачем нам тогда итераторы — можно же просто массивы использовать?

В php как-то исторически сложилось что перечисление объектов или данных просто «складывают» в массив, элементы которого потом можно перебирать. Представьте себе ситуацию, в которой у Вас есть данные некоторого поля элементов, представленного квадратом, разделенным на 9 равных частей (например карту). И Вам надо обойти все квадраты по часовой стрелке, а в массиве они сложены случайным образом. Не очень удобно, правда?

Так вот — именно в этом случае нам помогут итераторы. Вместо добавления элементов в массив, добавим их в итератор и потом сможем удобно их перебирать. Пример кода, реализующего перебор соседних элементов карты можно найти ниже:

/**
 * @link https://bitbucket.org/t1gor/strategy/src/242e58cdcd60c61d02ae26d420da9d415117cb0d/application/model/map/MapTileNeighboursIterator.php?at=default
 */
class TileIterator implements Iterator
{
    private $_side = 'north_west';
    private $_neighbours = array();
    private $_isValid = true;

    public function __construct($neighboursArray)
    {
        $this->_side = 'north_west';
        $this->_neighbours = $neighboursArray;
    }

    /**
     * @return void
     */
    function rewind() {
        $this->_side = 'north_west';
    }

    /**
     * @return MapTile
     */
    function current() {
        return $this->_neighbours[$this->_side];
    }

    /**
     * @return string
     */
    function key() {
        return $this->_side;
    }

    /**
     * Loop through neighbours clock-wise
     *
     * @return void
     */
    function next()
    {
        switch ($this->_side)
        {
            case 'north_west':
                $this->_side = 'north';
            break;

            case 'north':
                $this->_side = 'north_east';
            break;

            case 'north_east':
                $this->_side = 'east';
            break;

            case 'east':
                $this->_side = 'south_east';
            break;

            case 'south_east':
                $this->_side = 'south';
            break;

            case 'south':
                $this->_side = 'south_west';
            break;

            case 'south_west':
                $this->_side = 'west';
            break;

            // this is the end of a circle
            case 'west':
                $this->_isValid = false;
            break;
        }
    }

    function valid() {
        return $this->_isValid;
    }
} 

А теперь собственно вызов:

// запрос не рассматриваем, т.к. это всего лишь пример
$tilesStmt = PDO::prepare("SELECT * FROM tiles ... LIMIT 9");
$tilesStmt->execute();
$tiles = new TileIterator($tilesStmt->fetchAll());

Ну а дальше — привычный всем перебор, только уже в правильном порядке:

foreach ($tiles as $tile) {
    ...
}

Да, действительно не плохо. А что еще можно делать с итератором?

Так как тема достаточно обширна, рассмотрю только свои любимые примеры:

LimitIterator очень удобно использовать при отладке или тестировании кода. В частности, при работе с PHPExcel, в переборе строк, библиотека использует класс RowIterator, имя которого подразумевает что это Iterator. Чтобы при разборе документа не «таскать» каждый раз все строки, можно обернуть RowIterator в LimitIterator и работать только с десятком строк:

// возьмем документ ...
$inputFileType = PHPExcel_IOFactory::identify('example.xlsx');
$objReader = PHPExcel_IOFactory::createReader($inputFileType);
$document = $objReader->load($inputFile);
$sheet = $document->getSheet(0);

// ... и получим только первые 10 строк
$dataForDebug = new LimitIterator($sheet->getRowIterator(), 0, 10);

Класс FilterIterator позволяет легко фильтровать данные на лету. В каком-то роде это похоже на WHERE часть SQL запроса. Предположим, Вы работаете со сторонним API, например BaseCamp Classic API, SDK которого возвращает Вам объекты пользователей. И Вам нужно уведомить некоторых из них по emial об изменениях в проекте. А исключать Вам нужно будет по 3-м параметрам: email, ID и имя. Сделать это просто и поддерживаемо позволяет вышеупомянутый класс:

/**
 * @link http://ua2.php.net/FilterIterator
 */
class NotificationFilter extends FilterIterator
{
    /**
     * Массив для хранения параметров фильтра
     */
    private $_skip;

    /**
     * Build filter
     *
     * @param Iterator $iterator
     * @param array    $filter  - массив данных о пользователях, которых надо исключить
     * @throws InvalidArgumentException
     */
    public function __construct(Iterator $iterator, $filter)
    {
        if (!is_array($filter)) {
            throw new InvalidArgumentException("Filter should be an array. ".gettype($filter)." given.");
        }

        parent::__construct($iterator);
        $this->_skip = $filter;
    }

    /**
     * Check user data and make sure we can notify him/her
     *
     * Filtering by 2 params:
     *  - Does the user belong to your company (avoid spamming clients)?
     *  - Should we skipp the user based on the user ID
     *  - Should we skipp the user based on the user email
     *
     * @link http://php.net/manual/filteriterator.accept.php
     * @link https://github.com/sirprize/basecamp/blob/master/example/basecamp/person/get-by-id
     *
     * @return bool
     */
    public function accept()
    {
        // get current user from the Iterator
        $bcUser = $this->getInnerIterator()->current();

        // check if skipped by ID
        $skippedById = in_array($bcUser->getId(), $this->_skip['byID']);

        // or by email
        $skippedByEmail = in_array($bcUser->getEmailAddress(), $this->_skip['byEmail']);

        // check that he/she belongs to your company
        $belongsToCompany = $yourCompanyBaseCampID === (int) $bcUser->getCompanyId()->__toString();

        // notify only if belongs to your company and shouldn't be skipped
        return $belongsToCompany && !$skippedById && !$skippedByEmail;
    }
}

Таким образом в методе NotificationFilter::accept() мы работаем только с одним пользователем.

А еще можно легко приводить многомерные массивы к одномерным с помощью RecursiveIteratorIterator, удобно получать файловые листинги директорий с помощью RecursiveDirectoryIterator и еще очень много всего.

А причем тут космонавтика?

Да, чуть не забыл. Пока я «игрался» с итераторами, пытаясь для себя понять как же их использовать, у меня возникла следующая идея — как бы мне на Хабре читать только посты, которые находятся и в хабе GameDev и в Веб-разработка? В ленте можно читать посты из обоих хабов, но не пересечение постов, если вы понимаете о чем я. В итоге у меня получился небольшой проектик с использованием итераторов.

Весь код проекта можно найти в репозитории на BitBucket, а здесь же я опубликую только самую интереснюу часть. Код ниже:

/**
 * Basic post class
 */
class HabraPost {

    public $name = '';
    public $url = '';
    public $hubs = null;

    public static $baseUrl = 'http://habrahabr.ru/hub/';

    /**
     * Some hubs links
     */
    protected static $fullHubList = array(
        'infosecurity' => 'Информационная безопасность',
        'webdev' => 'Веб-разработка',
        'gdev' => 'Game Development',
        'DIY' => 'DIY или Сделай сам',
        'pm' => 'Управление проектами',
        'programming' => 'Программирование',
        'space' => 'Космонавтика',
        'hardware' => 'Железо',
        'algorithms' => 'Алгоритмы',
        'image_processing' => 'Обработка изображений',
    );

    public function __construct($name, $url, $hubs = array())
    {
        $this->name = $name;
        $this->url = $url;
        $this->hubs = $hubs;
    }

    public static function getFullHubsList()
    {
        $list = self::$fullHubList;
        asort($list);
        return $list;
    }
}

/**
 * Post storage object
 *
 * @link http://php.net/manual/class.splobjectstorage.php
 */
class PostsStorage
{
    private $_iterator;

    public function __construct()
    {
        $this->_iterator = new SplObjectStorage();
    }

    /**
     * Add new post
     *
     * @param HabraPost $post
     * @return void
     */
    public function save(HabraPost $post)
    {
        // reduce duplicates
        if (!$this->_iterator->contains($post)) {
            $this->_iterator->attach($post);
        }
    }

    /**
     * Get internal iterator
     *
     * @return SplObjectStorage
     */
    public function getIterator()
    {
        return $this->_iterator;
    }
}

/**
 * Posts filtering class
 *
 * @link http://php.net/manual/class.filteriterator.php
 */
class HabraPostFilter extends FilterIterator
{
    /**
     * Hubs to filter by
     */
    private $_filterByHubs = array();

    public function __construct(Iterator $iterator, $filteringHubs)
    {
        parent::__construct($iterator);
        $this->_filterByHubs = $filteringHubs;
    }

    /**
     * Accept
     *
     * @link   http://php.net/manual/filteriterator.accept.php
     * @return bool
     */
    public function accept()
    {
        $object = $this->getInnerIterator()->current();
        $aggregate = true;

        foreach ($this->_filterByHubs as $filterHub) {
            $aggregate = $aggregate && in_array($filterHub, $object->hubs);
        }

        return $aggregate;
    }
}

Итак — идея очень проста:

  1. Пользователь выбирает один или несколько хабов,
  2. Мы перебираем доступные страницы Хабра и собираем ссылки на контент,
  3. Загоняем все это в PostsStorage,
  4. И фильтруем с помощью HabraPostFilter

В итоге получаем нечто подобное скриншоту:

GameDev + Веб разработка

Что общего у gamedev а с космонавтикой или работа с итераторами в PHP

Буду рад выложить проект в свободный доступ если кто-нибудь любезно предоставит хостинг, способный выдержать Хабра-эффект.

Всем спасибо за внимание.

P.S. С удовольствием приму правки/замечания в комментариях к посту или в личной переписке.

UPD. Спасибо Nikita_Rogatnev за помощь в исправлении опечаток.

Автор: t1gor

Источник


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js