Введение
Я работаю веб-дизайнером. Какое-то время назад я подрабатывала фрилансером, сейчас работаю в небольшой студии. У нас нет менеджера проектов, поэтому, зачастую, я сама выступаю этим самым менеджером, по совместительству. Опыт общения с самыми разными заказчиками у меня достаточно большой. Статья «Краткая инструкция по работе с web-дизайнером (для менеджера проекта)» вызвала у меня шквал эмоций и бурю негодования, потому что именно таких заказчиков я всегда старалась избегать. В этой статье я попробую описать, как в идеале должна проходить работа заказчика и дизайнера.
С удовольствием приму критику и выслушаю мнения «другой стороны».
Кто такой веб-дизайнер
Одна из самых главных ошибок наших клиентов в том, что они на самом деле не осознают, кто такой на самом деле этот веб-дизайнер и что же в итоге он должен уметь и делать. Именно с нее начинаются все проблемы и разногласия.
Большинство считают, что веб-дизайнер — это художник-оформитель, который придумывает дизайн исходя лишь из собственного вкуса и основная его задача — разукрасить сайт и придумать веселые фентифшлюшки и узорчики.
Это в корне не так.
Веб-дизайнер — это, в первую очередь, архитектор, в прямые обязанности которого входит изучение поведения пользователей и проектировка грамотных, удобных и работающих интерфейсов на основе этих данных. Это дизайнер должен думать, какие элементы, какая информация и в каком порядке должны располагаться на сайте. Расположение блоков, элементы управления, цветовая схема, визуальные акценты на сайте — все это берется не с потолка. Каждая деталь на сайте расположена в соответствии с определенными принципами, и именно веб-дизайнер должен уметь обосновать их. Это его основная работа, пожалуйста, уважаемые заказчики, не берите ее на себя.
Какую информацию надо предоставить исполнителю
Что бы дизайнер смог спроектировать действительно грамотный интерфейс он должен знать ответ на два вопроса: что вы, как владелец сайта, хотите получить от этого сайта и чего хотят ваши клиенты.
Нам, дизайнерам, очень важно знать вашу целевую аудиторию. Зачастую описать ЦА лучше всего получается не у высшего руководства, а у простых специалистов: менеджеров по продажам и администраторов на ресепшенах. Ведь чаще всего ваши клиенты общаются именно с этими специалистами, стоит прислушаться к их мнению.
Нам надо знать, какие цели и задачи вы ставите перед сайтом. Очень часто вместо этого мы слышим о личных предпочтениях заказчика в плане визуального оформления, которые в итоге не позволяют сделать сайт полноценным инструментом для достижения определенных результатов. Сайты не продают, не приводят новых клиентов, они просто висят в интернете. Ставьте четкие задачи, конкретные цели, делитесь планами о развитии проекта, что бы мы могли учесть все нюансы.
Бриф и техническое задание
Первое, что мы делаем с моими заказчиками — заполняем бриф. У каждого дизайнера свой бриф и это важный документ. В брифе описывается ваши идеи, цели и задачи проекта, планы по развитию проекта, целевая аудитория, ваши вкусы и пожелания (поверьте, мы всегда стараемся их учесть, если они не вредят итоговому результату), идеология вашего предприятия и его миссия и тд. В общем, в этот документ записывается все, что может помочь дизайнеру прийти к поставленной цели. Лучше всего заполнять бриф совместно: одна голова хорошо, а две — лучше. При совместном заполнении могут сразу появиться какие-то идеи или, наоборот, отсечется что-то лишнее. К тому же, это значительно экономит время.
Далее дизайнер анализирует бриф и составляется техническое задание. В идеале, ТЗ составляет дизайнер, которое корректируется заказчиком и, обязательно, утверждается. В техническом задании прописывается, что и как будет реализовано на сайте: какие элементы, инструменты, блоки и информация будут задействованы. ТЗ — это четкая инструкция для дизайнера. Грамотное ТЗ можно передать верстальщику и программисту (если они работают отдельно от дизайнера), что в конечном итоге сэкономит ваше время. Техническое задание — основа вашего будущего проекта, не относитесь к его составлению легкомысленно.
Может показаться, что слишком много формальностей, но на самом деле бриф и ТЗ значительно экономят ваше время, нервы и прочие ресурсы.
Прототип — это важно
После утверждения технического задания дизайнер разрабатывает прототип. Это каркас сайта, на котором показано, какие элементы и где будут располагаться, как пользователь будет работать с ними, и как эти элементы будут взаимодействовать друг с другом. Это основная работа дизайнера, она может занять продолжительное время, именно в прототипе закладываются все основы работы вашего сайта.
Почему не стоит сразу делать «конечный» вариант со всеми элементами дизайна во всей красе:
- Прототип может перерабатываться много раз. И если каркас переделать легко, то уже готовый макет со всеми стилями переделывать сложнее и значительно дольше.
- Прототип, обычно, делается черно-белым, с минимальной детализацией. Это делается еще и для того, что бы при анализе каркаса заказчик оценивал удобство пользованием (юзабилити), а не визуальные эффекты.
Очень хорошо, если прототип интерактивный и на нем наглядно показано, что будет происходить при совершении того или иного действия. Для начала, я разрабатываю прототип главной страницы, потом стилизую его, потом разрабатываю прототипы остальных страниц.
Я приступаю к стилизации какой-либо страницы только после утверждения прототипа и этот прототип уже не меняется. Это делается для того, что бы в самый неподходящий момент не было замечаний вроде: «А давайте вставим сюда баннер».
Стилизация
После того, как каркас сайта готов и утвержден, дизайнер приступает к стилизации прототипа и превращает его в готовый макет. Тут уже мы ориентируемся на пожелания заказчика: цвета, стиль и т.д. и стараемся сделать так, что бы сайт пришелся по душе не только пользователям, но и заказчикам. Что бы этот этап взаимодействия прошел безболезненно и комфортно следует помнить и делать следующее:
- Максимально изложите свои пожелания дизайнеру, предоставьте брендбук (логотип, рекламные и печатные материалы, в общем, все, что помогает идентифицировать вас или вашу компанию), расскажите какого стиля придерживается ваша компания (деловой, неформальный, молодежный и т.д.), покажите оформление каких сайтов вам нравится и т.д.
- В дизайне есть свои правила и законы, и дизайнеры стараются следовать им, прислушивайтесь к мнению профессионала.
Внесение правок
Внесение правок в макет — стандартная процедура, которой редко удается избежать. Не бойтесь высказывать свое мнение, старайтесь четко, коротко, но ясно изложить ваши предложения. Постарайтесь рассказать о всех своих замечаниях «в один заход», что бы не растягивать процесс внесения правок на продолжительное время. Помните, если дизайнер считает и, самое главное, может обосновать, почему не стоит вносить те или иные изменения, пожалуйста, прислушайтесь к его мнению.
Мои заказчики обычно распечатывают макет или прототип, расписывают свои пожелания и передают лист мне (лично или по электронной почте).
Дополнительные страницы и файлы
Я всегда делаю, так называемые, «дополнительные страницы» и советую вам требовать их от дизайнера. Это страница с типографикой (оформление текста, списков, таблиц, цитат, заголовков, изображений) и страница с элементами пользовательского интерфейса (кнопки, ссылки, пункты меню, выпадающие списки, формы, чекбоксы, радио-кнопки, иконки и т.д.). Все элементы пользовательского интерфейса должны быть показаны в нескольких состояниях (обычные, активные, неактивные, при наведении) и оформлены отдельным файлом для верстальщика с четкими пояснениями. Это нужно для того, что бы верстальщик мог полностью «прописать» стиль вашего сайта. Например, если у вас ограничен бюджет и вы не заказываете разработку личного кабинета пользователя, а используете стандартные страницы, они, по крайней мере, стилистически не будут отличаться от всего сайта.
В исходных файлах слои и группы должны быть подписаны и обозначены цветами. Должны быть приложены шрифты и оригиналы изображений (например, изображение заднего фона: у дизайнера в макете обрезано, но верстальщику-то нужен оригинал).
Выводы
- Прислушивайтесь к мнению профессионала
- Уважайте чужой труд и время
- Заранее обговаривайте ключевые моменты: сроки, стоимость, конечный результат, количество разрабатываемых страниц и элементов. Утверждайте их письменно или по электронной почте (не на словах)
- Способствуйте работе дизайнера, отвечайте на вопросы, предоставляйте информацию, идите на контакт
- Относитесь к людям так, как хотите, чтобы относились к вам
Автор: Blaga