Чему мы учимся? Исследование о важности ИТ-компетенций

в 12:52, , рубрики: Без рубрики

Всем доброго дня! В ноябре 2013 года мы провели исследование о важности определенных компетенций в сфере IT. Большое спасибо всем, кто ответил на нашу анкету!
Сегодня мы публикуем результаты нашего исследования в полном объеме:

Наша анкета состояла из трех основных разделов:
1. Информация о текущей занятости и профессиональном опыте
2. Оценка ИТ компетенций
3. Информация о возрасте, поле, стране рождения, стране обучения и стране текущего проживания

Всего мы получили свыше 1600 ответов от респондентов, из которых было отобрано 980 заполненных ответов (в которых были заполнены первая, вторая и третья секции). Среди ответивших было 68 учащихся школ и 38 профессионалов, имеющих международный опыт в области ИТ. На рисунке внизу представлены основные категории наших респондентов.
Чему мы учимся? Исследование о важности ИТ компетенций
Интересная статистика получилась в разрезе возрастной структуры нашего опроса. Приведенный ниже график отражает данные о возрасте участников, пожелавших указать свой возраст – 93 процента. Наиболее активная группа респондентов – молодые ИТ специалисты в возрасте 23-26 лет. С высокой вероятностью этот факт во многом обусловлен и спецификой тех профессиональных сетевых сообществ (включая Хабр), в которых мы активно информировали о проводившемся исследовании.
Чему мы учимся? Исследование о важности ИТ компетенций
Также интересно было узнать, что думают о важности ИТ-компетенций наши самые юные участники опроса. Учащиеся старших классов говорили о навыках, которые потребуются им, чтобы стать успешными профессионалами ИТ индустрии:
…знать языки программирования …
… знать HTML …
… быть опытным …
… иметь опыт в создании сайтов …
… иметь возможность работать с экспертами, чтобы научиться у них новым вещам….

Нас воодушевило, что старшеклассники в целом продемонстрировали схожесть мнений в плане оценки важности с более старшими группами, включая и тех представителей органов власти, глав крупных компаний и ученых, которых мы опросили.

Не менее интересные выводы из проведенного опроса касались представительства прекрасного пола в ИТ индустрии в разрезе различных возрастных групп. Всего, представительство женщин в нашем опросе составило 10%. Рисунок ниже иллюстрирует распределение девушек в IT по разным группам.
Чему мы учимся? Исследование о важности ИТ компетенций

Более 30 процентов школьниц в старших классах интересуются сферой информационных технологий. Под «интересом» мы подразумеваем, что они посещают дополнительные факультативы по информатике и программированию. К тому же, такие занятия(как правило), требуют дополнительных расходов, что предполагает, что родители поддерживают интерес дочерей к IT.

Однако, относительное представительство девушек значительно снижается на вузовском уровне. Только 10% из них учатся по специальностям, связанным с информационным технологиями. Позднее, доля остается неизменной – студентки успешно получают образование и продолжают работать в секторе. Временное снижение представительства в статистике в возрасте 30-35 лет также вполне объяснимо – мы предполагаем, что это связано с рождением и воспитанием детей. Отсутствие представительниц прекрасного пола в старшей возрастной категории может объясняться относительной «молодостью» ИТ-профессий в целом. Но где же остальные две трети девушек, которые хотят поступить в университеты на IT-специальности? Это очень интересный вопрос, который потребует дополнительного исследования.

Многие участники сообщили нам свое место рождения, место получения образования и текущее местоположение работы. На основе этих данных, мы составили карты миграции ИТ-специалистов в мире и внутри России. При этом, все наши респонденты, участвовавшие в опросе, были рождены в пределах бывшего СССР, см. рисунки ниже.
Чему мы учимся? Исследование о важности ИТ компетенций
Чему мы учимся? Исследование о важности ИТ компетенций

При этом, местоположение текущей работы значительно варьируется и мы отметили, что около 3,9% респондентов эмигрировали за пределы бывшего Союза (рисунок ниже). Эти данные близко соответствуют официальной статистике о миграции за рубеж – 3,6% за период с 1991 по 2007 годы (Пальников, 2007). Действительно, российские специалисты всегда востребованы крупнейшими компаниями ИТ-отрасли.

На картах ниже продемонстрировано перемещение респондентов, живущих на территории России. Отмечаем заметную тенденцию здесь по перемещению специалистов ИТ-отрасли со всех регионов России в Северо-Западный и Центральный федеральные округа. Интересно отметить, что концентрация профессионалов сектора в Приволжском округе, включающем Татарстан, значительно не изменяется, а по плотности уступает лишь лидирующему Центральному округу. Значит, этот регион является весьма привлекательным в экономическом и социальном плане для ИТ-профессионалов.
Чему мы учимся? Исследование о важности ИТ компетенций
Чему мы учимся? Исследование о важности ИТ компетенций

Ну и, наконец, далее приводим обобщенные результаты по оценке важности самих компетенций. В целом, все предложенные нами компетенции были оценены участниками исследования как важные. Это является весьма оптимистичным выводом, означающим, что все наши целевые аудитории разделяют схожие профессиональны ценности. Кроме того, это подчеркивает актуальность выбора Университетом Иннополис этих ценностей в качестве ориентиров при составлении собственной учебной программы.
Чему мы учимся? Исследование о важности ИТ компетенций

Говорит Антон, студент 3-го курса МФТИ: «Я считаю, что основными навыками являются наличие структурированного мышления. Это во-первых. Во-вторых, у специалиста должна быть очень большая математическая база, потому что все программирование строится в той или иной степени на математике. Основным качеством программиста являются умение придумывать новые алгоритмы, а не искать уже использованные. Когда речь заходит о программах, которые еще до тебя никто не писал, тогда наступает тот самый момент, когда программирование из сухой деятельности превращается в творчество, и необходимо придумать что-то новое, привнести, грубо говоря, в этот мир что-то свое».

В разрезе отдельных компетенций мы увидели, что важность Предметных знаний (Disciplinary Knowledge) высоко оценивается руководителями компаний, представителями госорганов и научного сообщества, и в некоторой степени недооценены представителями других категорий. Мы отметили, что специалисты склонны недооценивать важность знания фундаментальных дисциплин, в то время как топ-менеджеры отмечают высокую важность этой компетенции. Знание ключевого профессионального инструментария при этом оценивается специалистами несколько выше, чем руководителями.

Автор: timts

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js