Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

в 7:19, , рубрики: diy или сделай сам, путешествие, тест-драйв, тестирование, электровелосипед, Электроника для начинающих, метки: , ,

Не обладая значительными знаниями по электротехнике, а так же какими-либо знаниями о велосипедах и о вело-походах, я спросил своего друга:
— А что если нам собрать велосипеды с электрическим двигателем и прокатимся по Украине?

И уже через несколько дней я брал ближайший билет в поезд до Киева, где меня ждал человек, разбирающийся в этом виде техники и способный помочь мне собрать подходящий велосипед для поездки. Мы хотели собрать специальный электровелосипед для путешествий и доказать что такие путешествия возможны. Вот что из этого вышло )

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог
Осторожно, многобукв )

Из Киева мы собрались поехать именно до Мелитополя по нескольким причинам:
— Километраж и маршрут показался нам достаточно внушительным для 1-ого раза ( >650 км)
— Кроме того в тот момент мы занимались разработкой стартапа Human Links, а большая часть его команды живёт именно там, так что я тоже решил перебраться в этот славный город, приехав туда на электровелосипеде.

Я собирался ехать с другом, однако в последнюю неделю он безнадёжно пропал со связи и я решил ехать один. Когда билет уже был куплен, гостиница забронирована, а встреча в Киеве назначена — вышел на связь друг. К тому времени у меня оказался забронирован номер с двумя кроватями (так как по акции он стоил, как одноместный) и конечно я поделился информацией, что у меня на неделю оплачен двухместный номер, так что он может хотя бы просто приехать в Киев и составить мне компанию, пока я готовлюсь к поездке.

Он согласился развеяться, но я думаю, что мы оба знали, что на поезде из Киева никто не уедет…

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

Глава 1.

Сборы:
Всё оказалось не так просто. Сначала мы хотели купить качественные дорожники и повесить на них оборудование, облазили все магазины и цены на достойные аппараты превышали наши финансовые желания, а с оборудованием стоимость одного велосипеда выходила порядка 2000$ (60 000р) и это без необходимого снаряжения, которое в итоге тоже вышло в «копеечку».
(забегая вперёд скажу, что в итоге на всё оборудование мы потратили ~140 т.р., правда это включая GoPro и новый ноутбук)

Через неделю мы сдались и решили взять самые простые велосипеды и выехать как можно скорее. Наш новый друг, специалист по электровелосипедам, сказал, что у него есть подходящий вариант и через день он сможет достать ещё один такой же. С оборудованием получилось накладка и пришлось заказать немного разные движки, один на 500W 48v, другой на 1000W 48v. По скорости и расходу батареи они почти не отличались в теории, однако 1000W по заявлению должен был быть более тяговитым в горку.

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

Ожидания наши были нарушены, когда нам позвонили и сказали, что второго велосипеда нет, точнее их совсем нет и вероятно их вовсе сняли с производства. После долгих поисков мы купили другой велик в Харькове и он на следующий день был уже в Киеве (почта Украины приятно удивляет), однако далее начались проблемы, сначала мы ждали 2 дня, так как выходные, а в понедельник нам сказали, что вел не влез в машину, так что доставят на следующий день. Мы с этим не согласились и настояли на том, чтобы забрать велик со склада. Далее узнали адрес склада и поехали искать наш велик. Надо сказать, что на складе нам не особо обрадовались, предупредили, что могут не найти наш вел, но всё-таки нашли и вынесли нам прямоугольную коробку, где лежали запчасти велосипеда.

Разорвав упаковку руками, зубами и шестигранниками мы принялись собирать велосипед. Конструктор оказался посильным даже нам, так что уже через 10 минут велик поехал, без задних тормозов, но поехал. Пашка (тот что из Минска) вызвался запомнить карту Киева и по памяти приехать туда, где наш товарищ поможет с установкой электрооборудования, однако по-пути заблудился и в итоге через полтора часа вернулся туда же, где и начинал свой путь. Ещё немного поплутав, он всё-таки добрался до места поздно вечером и отдал велосипед. Оставалось только ждать установки.

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

Путешествие начиналось. Наступил день X:
Забрать велосипеды и перегнать в гостиницу на выезде из города.
Задача была предельно простой. Забрать и перегнать. Перегон должен был быть порядка 10-15км, но у нас была только бумажная карта, а темнело очень быстро. Мы сели на наши «байки» и радостно погнали домой. Только вот с радости забыли зарядки от аккумуляторов взять, так что пришлось вернуться и выдвинуться по новой. Возвращаться плохая примета? Да ерунда это всё… ага...

То, что было дальше можно назвать по разному, но в целом это была эйфория, которая поглотила нас и заставила поверить в себя и свой «байк» на все 100% и казалось, что на нём можно что угодно и как угодно.
Начался дождь. Стемнело.
Мы неслись по незнакомым проспектам, обгоняя всех, пешеходов — по пешеходным переходам, велосипедистов — по велосипедным полосам, машины — по дорогам. Дождь усилился, дорога промокла. Несмотря на погоду — это было непередаваемо, пока не случилось то, что можно назвать проделками ангела хранителя…

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

Крутой спуск, огромная скорость, крутой поворот, постоянный поток машин и тут я понимаю, что моя шоссейная резина и этот мокрый асфальт никогда не смогут поймать достойное сцепление, а впереди крутой поворот… я нажимаю на тормоз и… ничего не происходит… велосипед летит не сбавляя скорости… мгновенье спустя я вижу впереди себя огромную яму (или люк?) и само-собой попадаю прямо в неё.

Переднее колесо чудом пролетает её и выпрыгивает, но заднее попадает так, что этот удар выкидывает меня на обочину.

Каким-то чудом я всё ещё на велосипеде, однако он полностью отказался ехать… словно ручник что-то блокировало прокрутку колеса и погасило всю оставшуюся после удара скорость.

Вероятно, что всё это спасло мне жизнь, но я тогда об этом не думал и посему расстраивался тому, что у меня колесо было с такой восьмёркой, что некоторые спицы отвалились и закрутились вокруг других спиц.

Отойдя от шока я подумал, что мой друг Пашка уже укатил совсем далеко и мне его не догнать. Сняв задние тормоза и устроив починку ногами я добился того, чтобы колесо как-то крутилось — я заехал за поворот и с удивлением увидел, что Пашка в 100 метрах от меня ковыряется со своим велосипедом, который находится тоже в неестественном состоянии.

Чуть позже я узнал, что во второй поворот всё-таки вписаться было совершенно не реально, так что Пашка поймал отбойник и при этом каким-то чудом отделался парой царапин и рулём завязанным в узел.

Надо отметить, что мы смогли привести наших коней в рабочее состояние (настолько насколько это было возможно) и всё-таки добрались до гостиницы.

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

Но и в гостиницу зашли не без проблем. Пашкин электровел неожиданно завёлся и разбил огромный горшок в холле, чем очень расстроил администратора гостиницы, которая только-только уговорилась пустить нас с велосипедами в номер.

Расплатившись за ущерб, мы ушли спать и обдумывать уроки сегодняшнего дня.

Выводы первого дня:
Что тут сказать, всё это стало нам хорошим уроком на всё путешествие, ручку газа на полную мы выжимали теперь только по прямой и на сухом асфальте, хотя на тот момент появились мыли о том, что мы совершенно не готовы к путешествию такого уровня и уровень опасности мы явно недооценили. Мы остались ещё на один день в Киеве, заменили руль и колесо на наших велосипедах, а впереди было ещё 10 дней приключений и 700 км пути по неизведанным дорогам.

Наш маршрут:
Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог
Киев — Борисполь — Переяслав-Хмельницкий — Софиевка — Золотоноша — Черкассы — Чигирин — Светловодск — Кременчуг — Верхнеднепровск — Аулы — Днепропетровск — Верхняя Хортица — Запорожье — Васильевка — Мелитополь

Наши велосипеды:
Пашин:
Рама: алюминиевая Optima
Колёса: Дорожные 28 дюймов
Привод на колесо: 48в 1000вт
Аккумулятор: 48в 20ач

Мой:
Рама: алюминиевая Ardis
Колёса: Гибридные 28 дюймов
Привод на колесо: 48в 500вт
Аккумулятор: 48в 20ач

Технические особенности:
— Зарядка аккумулятора на 20mAH длится порядка 8-10 часов.
— Вес велосипедов с вещами получился порядка 30-35 кг
— Запас хода на 1 зарядке 70-80 км

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог
*всё оборудование китайское

Глава 2.

Мы выехали, велосипеды готовы, телефон-навигатор показывает направление, аккумуляторы показывают полный заряд. Оно свершилось, мы едем, мы действительно едем, на электрических велосипедах и впереди сотни километров дорог. Эйфории уже нет, но есть уже самый нужный опыт и мы аккуратненько крадёмся первые 80 км для первой ночёвки и до первой зарядки наших аккумуляторов…

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

Подробности путешествия:
Для экономии вашего времении буду цитировать посты, которые мы писали во время путешествия на форум. А в комментариях расскажу подробности, если это будет интересно.

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

День 1: Киев — Переяславль-Хмельницкий

Наконец добрались до первой точки нашего маршрута — в город-музей Переяслав-Хмельницкий.
Проехали порядка 70-80 км. Средняя скорость — 20км/ч.

За время пути на одном велосипеде меняли/клеили камеру раз 5, а может быть 10. Завтра нужно будет найти новую покрышку и закупиться новыми камерами.

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

Погода тестировала нас то ливнем, то приятным солнцем. В очередной раз пожалели, что не уделили должного внимания поискам дождевиков.

Дорога в один момент превратилась в достаточно узкое пространство, так что ехать всё-время по асфальту не получалось, а жаль. По асфальту ехать одно удовольствие.

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

В центре города нашли недорогую приятную гостиницу, а рядом кафешку с более чем доступными ценами. За 50 гривен (200р) мы скушали первое, второй и квас И всё было очень вкусно

День 2: Переяславль-Хмельницкий — Черкассы

Сегодня проехали 90 км из 100 без проблем. А потом началось самое интересное. Для начала у меня лопнула камера, благо чудом купили в прошлом городе ту, что нужно для другого вела, хотя до этого думали, что у нас всё есть

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

Далее, при длительном переезде через Днепр, в один момент случилось то, чего я совсем не ожидал — отвалился багажник, естественно вместе с рюкзаком и естественно провода от аккумулятора к контроллеру, который висел на раме — развалились. Соответственно двигателя я пока лишился и пока проблема точно не выявлена.

Когда я уже видел город Черкассы и собирался переехать последний мост — неожиданно был остановлен человеком с форме и с АК47 на плече. Оказалось, что на велосипеде и пешком перебраться на ту сторону нельзя, ибо тут у них «стратегически важный объект» и мне надо ждать 22.00, пока поедет какая-то электричка или что-то в этом роде.
Сталкиваться ранее с пограничниками случалось, так что без особого труда я договорился о нарушении границ и конвое за 40 гривен до конца моста. Мужичок в моём конвое попался общительный и мы с ним мило побеседовали о жизни

Паша, при этом, успел чудом проскочить через все конвои и проехать по автомобильной дороге. Полагаю, что люди с автоматами на вышках были слегка в шоке

Далее добрались до отеля «Украина», где заселились в уютный двухэтажный номер.

Фотографии и видео будут, но пока совершенно нет сил этим заниматься. Завтра очередной ремонт с неизвестным исходом. Мне надо разобраться с электро-оборудованием и прикрутить нормально багажник, а у Паши не хватает несколько спиц на колесе с приводом.

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

День 3:

… блюющий смайл…

День 4: Черкассы — Кременчуг

Вчера чем-то отравился и поэтому ночка была не из самых приятных, однако вроде как более-менее уже оклемался, так что выезжаем дальше.
Сегодня надо осилить 130 км до славного города Кременчуг.

...12 часов спустя…

Добрались до Кременчуга, на 85-90 км у меня окончательно сел аккумулятор (проблема пока не выявлена), так что 40-45км пришлось пилить своим ходом. Как получилось осилить сам пока не понимаю, кажется это личный рекорд, а если учитывать, что ночью я с трудом передвигался по номеру из за отравления, тем более чудо.

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

Хорошо, что в Кременчуге нас уже встречали ребята с форума, так что не пришлось жильё искать поздно вечером. Спасибо им за это отдельное. А ещё огромное спасибо за помощь в решении проблемы с наличкой, очень выручили.

Лирика:
А вот такое милое создание перебегало дорогу по пути в Кременчуг
Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

День 5: Кременчуг — Днепропетровск

Сегодня осиливаем 160км до Днепропетровска, более 100 уже позади. Сейчас подкрепляемся и дальше в путь.

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

… ночью мы добрались…

Самый длинный переход в нашей поездке пройден, порядка 160 км, а значит мы добрались до Днепропетровска.

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

На старте растянулись на 4 км и тогда у меня случился первый прокол, так как инструмент был раскидан, то Пашке нужно было вернуться ко мне, но он не доехал 2 км и тоже поймал гвоздь, так что пришлось пешком идти друг к другу. Тому мораль — ехать лучше рядом.

Далее всё было отлично, проехали 155 километров, уже пробирались через Днепропетровск, когда началось самое интересное. У меня пробило колесо, а перед этим мы потеряли насос и не осталось ни одной живой камеры. Было решено дойти пешком до гостиницы. Паша решил поехать вперёд, оставив меня пешеходничать, однако по пути заблудился, тоже пробил колесо и в итоге ещё и позже меня добрался в гостиницу. Сегодня днюем в Днепропетровске, изучаем полученный ущерб и чинимся.

День 6:

Днёвка в Днепропетровске. Отдыхаем после самого большого перехода в маршруте. Заодно спасаем насекомое.

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

День 7: Днепропетровск — Запорожье

Добрались до Запорожья. Приятный городок наполненный жизнью.

Сегодня проехали 80 км, по пути был только один прокол, у меня, на выезде из Днепропетровска. Так что в целом добрались без проблем. Последние 50 км ехали в полный газ и со всем весом выдавали велы порядка 30-32км/час.

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог
Впереди Мелитополь. Силы на исходе.

День 8: Запорожье — Мелитополь

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

Итак, последние 130 километров позади, последний день прошёл относительно спокойно, всего один прокол, один взрыв и одна новая камера, а вот последние километры были самыми сложными, вероятно — психологический момент, так что табличку «Мелитополь» встречали с улыбками на лицах.

Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог

Стоит отметить, что багажник мой, не выдержав сильной боковой нагрузки от кофров, всё-таки сломался, точнее боковая ось сломалась и болталась в свободном режиме, но благодаря тому, что мотор-колесо стоял позади и не давал отвалившейся железяке попасть в спицы — с этой поломкой получилось доехать до конца.

Глава 3. Выводы:

Пашин:
Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог
Рама: алюминиевая Optima
Колёса: Дорожные 28 дюймов
Привод на колесо: 48в 1000вт
Аккумулятор: Li Ion 48V20Ah

Мой:
Как мы собрали и протестировали электровелосипеды на 700 км Украинских дорог
Рама: алюминиевая Ardis
Колёса: Гибридные 28 дюймов
Привод на колесо: 48в 500вт
Аккумулятор: Li Ion 48V20Ah

Заявленные технические особенности:
— Зарядка аккумулятора на 20mAH длится порядка 8-10 часов.
— Запас хода на 1 зарядке 70-80 км

Далее по порядку:
Алюминиевая рама — грамотный выбор с точки зрения веса, однако алюминий частично стёрся диском электродвигателя (или звездой), чем усложнил всё новые ремонтные работы учитывая, что задние колёса были на болтах и нам часто приходилось их вынимать и вставлять. Однако на более дорогих рамах такой проблемы возникать не должно. Но, в любом случае, снижение веса — это хорошо.

28 дюймовые колёса и привод
В нашем путешествии мы явно не учли нагрузку на заднее колесо, так что научились менять (и клеить) камеру, как команда формулы 1. В первый день мы хорошо по-практиковали на Пашином велосипеде, а потом поставили камеру, как у меня и стало всё гораздо приятнее. Полагаю, что можно поставить ещё более «злую» камеру и она выдержит любую нагрузку.

Электро-привод
Разницу в расходе батареи между 500вт и 1000вт мы не заметили. При полном заряде и постоянном педалировании на скорости 20км/час с помощью тяги батарейки хватало на 130 км. Если не педалировать — 70-80 км (в теории., так как на практике мы не попробовали ехать только на приводе)

Стало очевидно, что из соображений нагрузки на велосипед грамотно поставить привод на переднее колесо. Но поговаривают, что есть риск того, что колесо вырвет вилку. Это мы не смогли проверить.

В горку 1000вт тащит действительно быстрее, но и энергию расходует быстрее. Но можно ехать так же медленно как 500-ка и тогда расход будет равным. Очевидно, что запас мощности — это хорошо.

Аккумулятор
20ач дорогой, мы заплатили за каждый 18000р, но он честно отработал возложенные на него обязательства, а уж сделать переход в 160 км без него мы бы точно не смогли. Правда очевидно, что мы переплатили, так как брали уже доставленный, в Китае взять можно гораздо дешевле.

Зарядка, как и ожидалось, требовала 8-10 часов времени. Может чуть меньше, так как когда мы просыпались они уже были заряжены. В нашем случае осложнялось всё тем, что ещё в Киеве Паша умудрился ночью задеть провод и сломать штепсель, так что в каждой гостинице он раскручивать штепсель какого-нибудь прибора (лампа, фен, хородильник...) и приделывал его в своей зарядке, а утром прикручивал штепсель обратно. И так мы ехали всю дорогу :)

Скорость:
Мы проехали все 700 км (как показали бортовые компьютеры) со скоростью около 20 км/час. Наши контроллеры были запрограммированы так, чтобы велосипед не ехал быстрее 30 км/час. То есть если ты на педалях едешь 30км/час (или с горки спускаешься), то ручка газа никак на скорость не влияет.
Но если крутить надоело, а осталось немного — мы отпускали педали, выжимали ручку (она, кстати, как на мотоцикле) и ехали 30км/час без лишних усилий :)

На этом всё, спасибо всем за внимание. Буду рад ответить на вопросы по технической и не технической части нашего тест-драйва.

p.s. Ещё я сделал ужасный фильм, жуткого качества и с огромной трясучкой, но мне простительно, ибо я вообще не понимал что у меня в руках, когда снимал эти кадры. Кому любопытно:
www.youtube.com/watch?v=AGDoCtEVEt4

Автор: mottoman

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js