Производство электроники в Китае — чего ждать?

в 12:17, , рубрики: электроника, я пиарюсь, метки:

Рано или поздно любой «электронный» проект либо умирает (как вариант — впадает в кому «до лучших времен»), либо дозревает до стадии «опытного производства». Т.е. от собранных «на коленке» единиц приходит время переключаться на производство сотни-другой, а может даже и тысячи девайсов. И тут выясняется, что на территории нашей необъятной Родины с этим все ой как непросто.
Из чего состоит современное электронное устройство? Это одна или несколько смонтированных печатных плат, корпус и аксессуары (кабели, антенны и т.п.). Какие же на этом пути нас ждут приключения?
1. Нужно изготовить тираж печатных плат. Проблем тут обычно две: малый тираж и сложность изготовления. С малым тиражом мало кто хочет связываться (собственно, все дороги традиционно ведут в Резонит), и цены на таких тиражах обычно крайне негуманные. Но вот если вдруг ваша плата относится к категории «высокотехнологичных»(тм), т.е. она многослойная (6 и более слоев), да еще и с хитрыми микроотверстиями (например, HDI), то найти исполнителя в России становится как-то совсем уж тяжело.
2.Нужно найти комплектующие в необходимых количествах. Ну, здесь все как обычно — дорого и не всегда доступно в принципе. Вот, например, только что столкнулись с определенным дефицитом белых светодиодов от Cree нужного нам номинала… Собирали в разных конторах буквально по 2-3 штуки.
3. Поверхностный монтаж на тираже в 100-1000 плат. Только стоимость настройки SMD автомата (если уж кто-то вообще возьмется за такую «мелочь») делает этот процесс крайне небюджетным.
4. Изготовление корпуса. Корпус обычно пластиковый — т.е. доступны варианты (в обычном порядке возрастания цены за единицу) печати на 3D принтере, изготовление на станке с ЧПУ, литья в силикон или обычного литья (под давлением). В любом случае — те же проблемы, что и с печатными платами: дорого и тяжело найти исполнителя на небольшой тираж.
Как и многие другие до нас, наша компания в свое время подошла вплотную к решению всех этих проблем. И решать мы их стали с помощью китайских фабрик. Кому этот способ решения одних проблем и приобретения других интересен — добро пожаловать под кат.


Сотрудничество с китайцами помогает решать часть проблем, но при этом добавляет несколько других. Вот и давайте рассмотрим их по порядку.

1. Поиск исполнителей.

Здесь у вас есть три варианта. Поиск в Интернете, посещение выставки или услуги посредника. Первых два демонстрируют очевидные риски, из которых главный — проблемы коммуникации. Вряд ли вы будете общаться с китайцами на китайском, русский язык практически неактуален, а английский не является родным ни для вас, ни для них. Так что вполне возможно недопонимание, которое выливается в технические ошибки. ну а про особенности работы с посредниками и так все знают. Кстати, если на той стороне китаец говорит на английском — скорее всего это и есть посредник, только тщательно это скрывающий. Вот если с вами общается какая-нибудь китайская девушка на русском — велика вероятность, что это крупная фабрика, специально нанимающая русскоговорящий (ну, как они сами думают) персонал. В любом случае за удовольствие общения на понятном языке (неважно — русском или английском) вам придется немножко доплатить, это будет учтено в финальном квотейшене (quotation — это «коммерческое предложение», в котором описаны все условия со стороны исполнителя).

2. Контракт и перевод денег.

Контракт с китайцами заключить, в общем-то, не проблема. Проблемы начинаются, когда противоположная сторона не хочет его соблюдать (ну или вы так считаете, по крайней мере). Просто подумайте — а что, собственно, вы сможете сделать, если деньги переведены, а товар вам не поставлен или (что гораздо хуже в плане судебных перспектив) поставлен, но не тот, бракованный и т.п.? В целом можно сказать, что даже грамотно составленный и правильно оформленный контракт российского предприятия с китайским никаких гарантий не дает, увы.
Если китайская сторона готова принять от вас деньги через Western Union на частное лицо — это звоночек. Это, конечно, не гарантированное кидалово, но шансы велики. К тому же WU специально просит вас в процессе подтвердить, что перевод — некоммерческий, а обманывать нехорошо. Солидные компании предпочитают работать по схеме T/T (электронный перевод денег на счет компании). Счет, понятно, в Китае, и отнюдь не рублевый. Так что для такого перевода вам как минимум нужно иметь юр. лицо, валютный счет и правильно оформленный внешнеэкономический контракт. Зато легальный перевод несет минимальное количество издержек. Ну и, на всякий случай: если сумма поставок по контракту превышает 50000 USD, то надо будет оформить еще и «паспорт сделки» (ничего страшного, если не забыть все сделать вовремя). Вообще все валютные операции надо отслеживать очень тщательно, ибо штрафы там драконовские (до 100% суммы контракта).

3. Контроль качества.

Редко когда с первого раза получается все как надо. Сразу готовьте себя к наглядной демонстрации справедливости народной мудрости «первый блин комом». Первый контракт с этим исполнителем, первая партия товара, проблемы коммуникации, слабая заинтересованность исполнителя в небольшом контракте — все это просто не может не привести к серьезным трудностям. Варианта снизить риски только два: либо вы сами летите в Китай и контролируете процесс, либо нанимаете кого-то еще. В Китае есть целая отрасль специальных «независимых проверяльщиков», на выставках их обычно пара десятков стендов как минимум.

4. Доставка в Россию.

Обычный путь — самолетом. Ибо электроника, да еще и небольшим тиражом — это нечто легкое, компактное и довольно дорогое. Доставка одного кг груза из Шеньженя или Гонконга в Москву — 5-6 USD (если хотя бы килограммов 100 наберется, если меньше — будет дороже, конечно). Если ваши изделия упакованы в картонные коробки, то можете на объемный вес попасть (условно говоря, перевозка ящика объемом в кубический метр, но весом в 1 кг, стоит отнюдь не как перевозка 1 кг). Зато быстро. 3-4 дня — и груз уже в Москве. Альтернатива — землей или морем. Земля тоже бывает разная — автомобилем через Казахстан или железной дорогой через Владивосток, например. Благодаря особенностям российской логистики железная дорога обычно оказывается дороже самолета (хотя и медленнее даже автомобиля). Но есть специальная категория грузов, для которых в большинстве случаев приходится пользоваться каналами по земле — это литиевые аккумуляторы.
Отдельной строкой можно упомянуть службы экспресс-доставки. Из Китая в Россию они работают только с российскими юр. лицами, увы. Для отправки образцов (т.е. до 5 штук одного артикула и общая стоимость, включая доставку, менее 200 евро) лучший вариант — FedEx. Быстро и недорого. Если набирается «товарная партия», т.е. более 5 шт. и/или дороже 200 евро (но крайне желательно — не больше 1000 евро, чтобы действовали льготные тарифы на брокерское обслуживание), то придется груз таможить. И здесь надо ориентироваться на DHL или UPS, у которых есть собственные брокерские службы по относительно вменяемым расценкам.

5. Таможенная очистка.

Если везете сами по своему контракту — скорее всего, понадобятся услуги брокера (если ваша компания сама занимается таможенным оформлением грузов — зачем вы читаете эту статью?). Удовольствие довольно дорогое, особенно если учесть, что таможить придется в аэропорту. В Шереметьево, например, обычная «такса» — от 1000 USD за одну таможенную декларацию, плюс накладные расходы (оплата услуг склада и т.п.) и, естественно, все таможенные платежи. Благо, что в подавляющем большинстве случаев на электронику (в виде собранных печатных плат в корпусе или без) пошлина нулевая, однако есть, увы, и 18% импортный НДС. Чтобы груз растаможить — нужно предъявить кучу документов, не забудьте. Лучше всего согласовать список до того, как груз вылетит из Китая. Ибо если какой-то бумажки не хватит — груз попадет на СВХ (склад временного хранения, весьма дорогостоящее удовольствие), а вы получите немалый заряд бодрости. Особенно забавно, если вдруг выяснится, что не хватает сертификата соответствия ТР ТС или нотификации ФСБ (эти бумажки оформляются минимум две недели). Так что будьте внимательны.
Если груз вам доставляет какая-нибудь служба экспресс-доставки, то для вас меняется только одно: отдельного контракта с брокером не потребуется. Набор документов остается таким же. Стоимость тоже более-менее окажется одинаковой в обоих случаях (если сами — то дешевая доставка плюс дорогой брокер, если DHL или UPS — то дорогая доставка плюс дешевые брокерские услуги).
Ну и, понятно, существуют альтернативные способы доставки, при которых усилий по растаможке от вас не потребуется. Я вам такие способы не рекомендую (что вы, что вы, как можно?!), но на всякий случай: стоимость доставки электроники такими каналами варьируется обычно от 12 до 30 USD/кг, сроки — от недели до месяца. Кому очень хочется — тот найдет.


Ну вот как-то так вкратце. На абсолютную истину не претендую, но опыт у меня вполне реальный. Статейку решил именно сейчас разместить, ибо китайцы (наконец-то!) вышли со своих новогодних каникул и приступили к работе. Ура!

Автор: dzhe

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js