Программа Appcampus
Больше полутора лет назад на Хабре был пост о программе Appcampus, которая сулила грант в размере 20, 50 или 70 тысяч евро на реализацию своей инновационной идеи (приложения для Windows Phone Store). Заявочное приложение должно было быть «эксклюзивным»: ранее нигде не публиковалось и будет доступно исключительно для Windows Phone Store еще в течение 3 месяцев после выпуска.
Так как программа еще действует (не убегайте! Вы еще успеете подать заявку), я расскажу поподробнее о нашем опыте участия в ней.
Инновационная идея
В качестве «инновационного приложения» я решил отправить в Аппкампус, ни много ни мало, идею «казуальных шахмат» с возможностью 2-х режимов игры:
- Аркадный (реал-тайм управление одним юнитом для любителей не заморачиваться).
- Стратегический (каждый оппонент раздает приказы группе своих воинов, после чего проигрывается игровая ситуация до следующей контрольной фазы).
По моему замыслу рыцари средневековья должны были сражаться в турнирах на гексагональном поле битвы.
Основная механика игры заключалась в следующих моментах:
- Каждый юнит в каждую ключевую фазу игры может находиться либо на гексе (в одном из шести направлений) либо посередине между гексами (на дорожке).
- На гексе/дорожке в любой момент времени может находиться только 1 юнит (при встрече на гексе/дорожке нескольких юнитов – побеждает тот, кто зашел сзади или сбоку или же сильнейший – в случае встречи лицом к лицу).
Поле битвы и вырезка из правил итоговой версии игры:
Подача документов (требования к заявке читайте на сайте программы)
Будучи менеджером проектов в софтверной компании, я уделил особое внимание документированию проекта.
В итоговый комплект документов вошло:
- Презентация в 20 слайдов (раскрывающих правила взаимодействия юнитов на поле битвы).
- Карта переходов (демонстрирующая всевозможные интерфейсы в игре и переходы между ними).
- Трейлер на английском (представление нашей команды как опытных специалистов с десятком сложных проектов за спиной и игровой идеи).
Карта переходов нашей игры:
Прим.1: Для прототипа я постарался найти наиболее схожую графику и анимацию среди уже существующих игр (спасибо прекрасной немецкой стратегии Knight and Merchants). Это значительно упростило разработку и составление ТЗ для художника в дальнейшем.
Прим.2: Даже если идея проекта и ее реализация — исключительно в ваших персональных руках, я бы настойчиво порекомендовал подавать заявку от какой-то компании (юр.лица), желательно имеющей успешный опыт реализации программных продуктов с начала и до конца.
Получение первой части гранта
Итак, наша игра выиграла грант в размере… 000 евро (сумму гранта оглашать нельзя по условиям договора)!
Первый транш (30% от всей суммы) денег мы получили после подписания нескольких страниц договора, который, по сути, не обязывал никакую из сторону к чему-либо (позволял обеим сторонам выйти из соглашения в любой момент времени), и заполнения пары необходимых форм. Оставшиеся 70%, согласно договору, мы должны были получить после публикации приложения в Windows Phone Store (с соответствующего одобрения Аппкампуса).
Технологии
Игру решили делать в 2D с использованием покадрово отрендеренной 3D-анимации. В качестве платформы выбрали XNA по ряду причин:
- Удобное и быстрое API, знакомая среда разработки – Visual Studio.
- Проверенное временем, изначально заточенная под игры, библиотека: много документации и готовых примеров.
- Было желание выпустить игру под уходящую WP7 и новую WP8 с наименьшими затратами.
- Планировали порт на MonoGame для издания игры под Windows 8 (RT), Android, iOs и даже OYUA с помощью Xamarin. Также закладывались и на реализацию под Silverlight.
Обучение в Финляндии
Помимо денег, избранным иждивенцам лауреатам Аппкампус предоставлял возможность обучения в академии на базе университета Аальто. Мы решили воспользоваться и этой возможностью (подали заявку на участие).
В итоге нас приняли, и уже через месяц — совершенно неожиданно для самих себя — я и мой коллега-программист оказались в Финляндии. Аппкампус рекомендовал приезжать в составе 2-х человек от команды: руководитель проекта и директор по технологиям (ожидаемо у большинства команд на этой должности оказался главный и единственный программист в проекте).
«Гостиница для гиков»: автоматизированное оформление (забронировав номер через Интернет, вы получаете смс с кодом от двери) и «встроенная» в первый этаж пиццерия:
Прим.3: Все затраты на перелет (но не более 1000 евро на команду) берет на себя Аппкампус. Так же он предоставляет бесплатное проживание в гостинице в течение всего срока обучения и много других плюшек, описать которые в рамках одной статьи невозможно.
Что же, если вкратце, представляет из себя обучение:
Это 3-х недельные лекции и мастер-классы с 8.30 до 19.00 вместе с другими командами (более 30 человек практически со всего света) на совершенно различные темы, связанные, главным образом, с управлением проектом, его реализацией и выходом на рынок.
Различные бизнес-тренеры, основатели стартапов, инноваторы, инвесторы, инженеры по качеству, дизайнеры, маркетологи и т.д. каждый день рассказывали нам про лучшие практики создания и вывода на рынок лучшего приложения.
Прим.4: Занятия полностью на английском языке, что, с учетом очень плотного графика практически не оставит вам время на программирование проекта (сетовали по этому поводу большинство команд). Да простят меня боги, но программиста лучше оставить дома, так как 90% преподаваемых знаний совершенно не касаются технической части реализации проекта.
Конечно же, были и развлекательные мероприятия (финская сауна, посещение «Дома Нокии» и офисов других успешных ИТ-компаний) различные бизнес-встречи и посиделки:
Один из наиболее приятных мастер-классов по пиару и качеству продукта: приглашенная группа французских поваров и сомелье около часа только рассказывали нам, как и в каких уголках планеты были получены редкие ингредиенты для наших изысканнейших блюд:
Рабочий завтрак с представителями компании Rovio:
По завершении обучения нас ждал своеобразный выпускной экзамен: в этот день Аппкампус распахнул свои двери для различных топ-менеджеров Нокии и Майкрософт (главные спонсоры программы), инвесторов, прессы, и обычных людей. Мы должны были показать, продать свои приложения/имеющиеся наработки пришедшим гостям:
По итогам обучения в Аппкампусе лично я узнал действительно много важных вещей и сделал серьезные выводы (работать над своим английским). Множество хороших контактов: от друзей до инвесторов.
Прим.5: По признаниям множества инвесторов в личной беседе, они практически не вкладывают деньги в игры на стадии проекта, так как «игровой фан» — параметр, по сути, определяющий успех игры – не поддается их анализу и пониманию на этой стадии.
Реализация проекта
Как это нередко бывает, планируемые 4 месяца в итоге превратились в год работы по будням и выходным. Вышедшая версия игры серьезно отличалась от первоначального прототипа. В угоду сохранения времени пришлось отказаться практически от всей системы экономики и глобального мира (слава богу, Апккампус позволил произвести такие изменения геймплея).
Вместе с экономикой пришлось отказаться от системы внутриигровых покупок. Теперь, игроки могут пройти всю игру в демо режиме, но только с 3 типами солдат. Чтобы получить заветную «коняшку» и «мага», а также в 2 раза больше медалей за победу в каждом турнире, — придется немного заплатить нам.
В итоге общий бюджет игры составил 1,2 млн. рублей, но мы вполне могли бы уложиться в рамки полученного гранта, если бы обладали большим опытом в разработке игр.
Что теперь
Буквально две недели назад мы выпустили игру на маркет и успешно выполнили свои обязательства перед Аппкампусом. Честно говоря, все необходимые маркетинговые мероприятия и пиар-компании мы провалили опустили ввиду:
- нехватки времени (основная работа) и рабочих ресурсов (были заняты активной стадией бета-тестирования второй нашей игры, созданной уже на собственные средства);
- нехотение и неумение работать на зарубежный рынок (проводить рекламные компании исключительно на России не считали столь важным так как доля устройств на базе Windows Phone у нас мала).
Несмотря на это, видимо, качество нашей игры и ее концепция, понравились кому-то из отдела продвижения Нокии, и они предложили нам промоушен игры на территории Китая после проходящих там новогодних праздников. Очень надеемся на эту возможность.
Конечно же, потенциал у проекта есть однозначно, и мы планируем развивать его и дальше: доработка игровой концепции и правил, выпуск игры на другие платформы.
Прим.6: Перевод игры на традиционный китайский мы осуществляли посредством одного из онлайн сервисов, после чего попросили знакомых по Appcademy представителей КНР проверить полученный перевод. У нас есть специальные группы в различных соц.сетях, куда входят все выпускники Аппкампуса (более 200 человек). Там всегда можно найти помощь и советы.
Автор: fincher0007