Здравствуй!
Компания «Октодон», в лице её основателя, Алексея Лысенко (то есть меня), приветствует тебя.
Наша команда с 2010 года занимается разработкой дикой, но симпатичной физической клавиатуры, которая призвана сделать работу с текстом на карманных устройствах (читай, смартфонах), такой же приятной, как на ноутбуке. За три года мы прошли путь длиной в пять итераций протипа, обросли полезным программным обеспечением, и в этом году собираемся, наконец, вывести наш проект на Kickstarter.
Итак, команда проекта Октодон решила, что первый пост блога нашего стартапа должен написать автор идеи. Сегодня я, наконец, собрался с духом, и готов поведать нашу историю с самого начала, как она есть.
Забегая сильно вперед, а именно в настоящее время, положу тут картинки и видео (1 мин.), по которым можно оценить, где мы сейчас. Ведь читать про возникновение непонятно чего с самого начала – не очень интересно.
А теперь всё по порядку.
История переносит нас назад, в 2005 году, когда мир ещё не знал iPhone…
Я тогда купил свой первый КПК ASUS a600, уже не новую модель под управлением Windows Mobile 2002. Возможность таскать в кармане полноценный компьютер очень вдохновляла. Размышляя о том, зачем теперь нужны ноутбуки, если почти всё, что нужно, уже помещается в карман, я пришел к выводу, что помимо задач, требующих больших диагоналей экрана или больших мощностей процессора, КПК очень плох в решении задач по обработке текста из-за отсутствия вменяемого метода ввода. А ведь экран КПК и его вычислительная мощность уже тогда были вполне достаточны для решения широкого круга офисных задач.
Не сказать, что эта идея овладела мной полностью, но в свободное время я периодически возвращался к ней, и в итоге сформулировал следующую задачу:
Создать карманное устройство, которое позволило бы работать с текстом с максимально возможными для таких размеров скоростью и комфортом. В идеале – сравниться по этим показателям с полноразмерной клавиатурой. Устройство должно быть достаточно простым в овладении – для того, чтобы начать печатать на нём, не должно требоваться чтение инструкций (что называется “start typing right out of the box”).
Эта формулировка очень ясно отражает идею того, что для ослабления монополии QWERTY следует использовать ее самое слабое место, а именно – изначальную неприспособленность к быстрому вводу на карманных устройствах. Иными словами, для того, чтобы у принципиально нового метода ввода, требующего длительного привыкания, были шансы на широкое распространение, он должен обладать уникальными преимуществами, отстуствующими у конкурирующих решений. В нашем случае, это сочетание бескомпромиссной скорости и карманного форм-фактора.
Рассуждение над задачей выглядело примерно следующим образом:
Чтобы достичь максимально возможной скорости, логично вовлечь в процесс печати все пальцы. Поскольку восемь из них при удерживании устройства находятся на задней стороне – там должны присутствовать элементы ввода.
Для задних элементов ввода на экране в соответствующих местах будут располагаться подсказки, чтобы учиться было легко.
Еще будут 2 элемента ввода на лицевой стороне – для больших пальцев.
Элементы ввода на задней поверхности могут быть сенсорными или механическими:
В плюсах сенсорных элементов — универсальность и компактность. В минусах — отсутствие тактильной обратной связи и ощущения пальцем положения. Т.к. изначально приоритетны скорость и удобство, выбор был сделан в пользу механических элементов ввода.
Я предположил, что все буквы алфавита для простоты обучения должны набиваться единообразно, то есть только пальцами, находящимися на задней стороне устройства (что хорошо согласуется с процессом набора на обычной клавиатуре). Это значит, что для русского алфавита потребуется 33 различных действия, производимых пальцами на задней стороне устройства (аккордовый набор я отмел сразу из соображений простоты обучения и максимизации скорости). Большие пальцы тогда будут ответственны за пробел, backspace, частые знаки препинания и переключение режимов ввода.
Далее требовалось определить, каким образом получить необходимое количество действий на задней стороне устройства. Первый вариант – разместить отдельные кнопки для каждой буквы. Каждый палец при этом будет перемещаться между элементами ввода, в зоне своей досягаемости. Второй вариант – разместить многопозиционные элементы по одному под каждым пальцем. Каждый палец в этом случае будет находиться всё время на одном элементе ввода.
Я отдал предпочтение второму варианту по следующим причинам:
- Экономия пространства на задней стороне. Для размещения большого числа удобных кнопок требуется большая площадь, а её нет.
- Уверенное удерживание устройства при наборе. Каждый палец, лежащий на многопозиционном элементе ввода, страхует устройство от падения, отсутствие необходимости убирать его с кнопки придает больше уверенности.
- Более простое обучение. Пользователь не должен учиться перемещать палец вслепую с одной кнопки на другую, а лишь перемещать один элемент управления пальцем в нужном направлении, что делать вслепую гораздо проще.
Следующий шаг был совсем простой. Определить, «скольки-позиционные» должны быть элементы ввода. Количество направлений больше четырёх приводит к сложности выполнения правильного движения пальцем. Количество меньше четырёх – категорически недостаточно. Как результат – устройство должно иметь восемь четырёхпозиционных элементов ввода на задней стороне. Что даёт 32 различных действия (увы, буква Ё скорбно перемещается из доступа в одно нажатие в нажатие с модификатором, зато европейцы и американцы все очень счастливы и полностью удовлетворены).
Тут требуется небольшое замечание к возможному вопросу о центральном нажатии на джойстики на задней стороне: отклонения джойстика в стороны могут производиться размашистыми движениями пальца, которые не требуют большой точности и дозирования усилия. Для того же, чтобы нажать джойстик ровно в центр, требуется гораздо большая точность, дабы не отклонить его случайно ни в одном направлении. А значит, использование центрального нажатия способно замедлить печать на устройстве.
Погоревав о потере буквы Ё, движемся дальше. Добавляем последние штрихи к финальному облику клавиатуры. А именно, пятипозиционные джойстики под большими пальцами (центральное нажатие тут более реально, а лишняя степень свободы не помешает). Основными функциями левого большого пальца станут переключения режимов, меняющих роли всех тридцати двух символов на задней стороне (в частности, переключение регистра), а правого большого пальца – пробел (вправо), backspace (влево) и наиболее частые знаки препинания.
И наконец, для того чтобы карманное устройство было удобно держать руками, а также для того, чтобы было где разместить лицевые джойстики, ширины карманного устройства недостаточно. Значит, устройство должно трансформироваться в состояние для набора текста с увеличением ширины. Например, обладать раздвигающимися створками.
Проиллюстрированная с помощью SketchUp, эта концепция выглядела так:
Придуманное требовало реализации. Я решил начать с простого, и сделал нераскладную клавиатуру без экрана, используя контроллер обычной клавиатуры и джойстики, купленные в магазине запчастей для сотовых телефонов. Увы, самый первый прототип не дожил до наших дней, но зато второй фанерный красавец не только дожил, но и все ещё работоспособен:
Подсказки я нарисовал на бумажке, прикрепленной к клавиатуре, а также написал программу, отображающую нажатия на экране компьютера.
Про раскладку имеет смысл написать отдельно, сейчас скажу только, что она не имела и не имеет ничего общего с QWERTY. Это было осознанным решением, продиктованным условием достижения максимальной скорости печати на устройстве.
Главный вывод, который был сделан по итогу тестирования прототипа – оно работает. Вводить текст было достаточно удобно, однако требовалось привыкать к раскладке. Особенные неудобства доставлял тот факт, что бумажные подсказки на лицевой стороне устройства не позволяли вовремя отловить ошибки, связанные с движением не тем пальцем, а анимированные подсказки на экране компьютера не были привязаны геометрически к положению пальцев на устройстве, и поэтому работали хуже, чем бумажные (дольше требовалось соображать, каким пальцем двинуть). Клавиатура требовала экрана на лицевой стороне. Мне стало понятно, что я пользовался бы таким устройством, если бы оно прикреплялось к КПК и было бы действительно складным, и мог бы достичь неплохих результатов скорости, постоянно используя его. Сидеть с новой клавиатурой, прикрепленной шнуром к компьютеру было совсем не так здорово.
На этой стадии в судьбе новой концепции, которая тогда не ещё называлась гордо Октодоном, и вообще, по факту, проектом не являлась, наступило длительное затишье, связанное с масштабными изменениями в моей жизни. И продолжалось затишье до осени 2010 года, времени рождения проекта и компании Октодон.
Продолжение следует.
В следующих постах я расскажу о том, какие сложности возникли на пути к воплощению идеи в прототип. Как постепенно было сделано то, что на старте проекта выглядело совсем нереальным для воплощения малой командой с ограниченными ресурсами (например, историю про возникновение и эволюцию самодельных микро-джойстиков для Октодона).
Спасибо за внимание.
Автор: AlexLysenko