Согласно исследованию The Daily Crowdsource в 2011 году компании и проекты привлекли 102 миллиона долларов с помощью краудфандинга на основе разовых вознаграждений (модель kickstarter — каждый, кто заплатит, получает заранее оговоренное неденежное вознаграждение в случае успеха проекта) и 20.5 миллионов долларов с помощью краудфандинга на инвестиционной основе (традиционная модель — деньги в обмен на долю в бизнесе или будущие прибыли). Цифры получены на основе анализа показателей восьми краудфандинговых платформ, работающих по принципу разового вознаграждения и шести инвестиционных.
В 2011 году 31 тысяча проектов пыталась получить совместное финансирование (в 2010 году — 12 тысяч) При этом важно, что число проектов, которым удалось собрать нужную сумму, тоже значительно выросло — это значит, что модель краудфандинга сохраняет свою эффективность. Из 102 миллионов, собранных путем краудфандинга за вознаграждение, 85.4 достались проектам, профинансированным на 100% или более. Таких проектов в 2011 году было на 263% больше, чем в 2010.
При таких темпах роста крупнейшая краудфандинговая платформа kickstarter в 2012 году поможет арт-проектам привлечь больше денег, чем National Endowment for the Arts — правительственная организация США, занимающаяся поддержкой искусств.
Инвестиционный краудфандинг отстаёт в абсолютных цифрах, но показывает относительный рост в пять раз. Скорее всего, опережающие темпы роста он будет показывать и в будущем, так как 5 апреля Барак Обама подписал JOBS (Jumpstart Our Business Startups) Act — пакет изменений в законодательство, легализующий краудфандинг. До сих пор краудфандинг был в США вне правового поля — именно поэтому наибольшее распространение получила модель финансирования в обмен на “побрякушки”, которая официально не считается инвестицией. Инвестировать в стартап раньше могли только те, кто попадал под определение “аккредитованного инвестора”, то есть имел свободный капитал не меньше 1 миллиона долларов и годовой доход не меньше 200 тысяч за последние два года. Теперь каждый американец может инвестировать в молодые быстрорастущие компании от 2% до 10% своего годового дохода (но не больше 10 тысяч долларов в год). Стартап может привлекать таким образом до 1 миллиона долларов в год.
К сожалению мы пока чужие на этом празднике жизни. Пожалуй, единственным примером успешного краудфандинга в СНГ остаётся политический проект «РосПил» Алексея Навального. Среди немногочисленных отечественных клонов kickstarter более-менее живым выглядит только «С миру по нитке». Кроме него мне удалось найти только «Time to start» и IT-rockout. Оба на нуле. Грустно…
Автор: ilya42