Итак, если Вы следовали чек-листу на получение первых инвестиций или выполнили требуемые шаги по наитию, то в какой-то момент вопрос привлечения инвестиций перестанет быть самым насущным. По крайней мере, на какое-то время. Будем считать, что Вы успешно привлекли свои первые инвестиции и выглядите примерно, как Джимми Уэйлс на этой фотографии.
Что делать дальше и на что не забыть обратить внимание.
Check-list на первые полгода после получения инвестиций
1. Наладить процесс найма
Найм — это Ваша ключевая проблема сейчас. Он всегда занимает дольше, чем изначально планируете. Поэтому начать подготовку стоит еще в процессе закрытия сделки. Подключите к этой задаче маркетолога, так как найм — это в первую очередь коммуникация. Сделайте пост в блог, добавьтесь на Хантим (благо, у Хабра есть отличная программа для стартапов), Dou.ua, Djinni.co и Angel.co. В описании вакансии лучше всего указать ссылку на статью о Вас на TechCrunch.
2. Наладить процесс разработки
Выберите максимально эффективные подходы. Нужно, чтобы Вашей команде было удобно работать. Подберите соответствующие инструменты под ключевые активности: анализ, разработка, тестирование, внедрение и исправление ошибок. Не настолько важно, что вы будете использовать — git или svn, ruby или node, Trac или Jira — продумайте процессы и работайте по наиболее подходящей вам схеме, периодически подстраивая её. Если не можете определиться, то бросьте монетку ;)
3. Revenue vs Userbase
К следующему раунду Вам нужно одно из двух: финансовая самостоятельность, или огромная и растущая пользовательская база. Приоритет зависит от сложности продукта и стадии его разработки. Без product-market fit’а (PMF) ни то, ни другое не случится. О том, как выявлять PMF читайте здесь.
4. Приведите в порядок метрики и аналитику
Очень полезно смотреть на дерево событий (event flow) в Google Analytics. Настройте события так, чтобы видеть очередность шагов пользователя. Вы будете видеть шаги, на которых заканчивают использование продукта и сможете скорректировать эти места.
5. Обеспечьте поток фидбека
У Вас уже есть количественные показатели, собираемые Google Analytics. Теперь нужно добавить к ним качественные.
Мы заметили, что хорошо работают небольшие одностраничные опросники после того, как пользователь сделал с помощью продукта что-то полезное. 30 ответов будет более чем достаточно для того, чтобы отделить сигнал от шума.
6. Договоритесь о приоритетности разработки с командой
Если у Вас уже есть публично доступный продукт, то очередность выглядит приблизительно так: критические баги → аналитика → потом всё остальное. Добавление новых фич можно предварять тестами с фейковой функциональностью (это когда кнопка есть, но фичи такой еще нет).
7. Minimum Salable Product
В литературе присутствует понятие MVP, на этой стадии полезно подумать об MSP, иногда это не одно и то же. MSP — это тот набор функциональности, который вы можете продавать какой-то части вашей целевой аудитории. У Вас не будет возможности вернуться к этому, когда вы закопаетесь в разработку продукта. Это нужно, если Ваш продукт большой и до выхода к MVP впереди еще много часов R&D.
8. Упростите продукт для ранних пользователей
Пример. Первым шагом пользователя в нашем приложении изначально было подключение Google Drive. Этот шаг нельзя было пропустить и он требовал дополнительных усилий от пользователя, который еще не осознал полезности сервиса. Мы добавили семпловые изображения, которые можно обработать редактором “не отходя от кассы”. Также мы сделали шаг подключения Drive не обязательным, а рекомендуемым. Показатели использования увеличились.
9. Решите проблему утечки пользователей
Если в процессе использования продукта пользователи “отваливаются”, возможно Вам подойдёт стратегия разделения сложного продукта на составные части.
Это то, что в итоге сделали мы. Лучше делать 1-2 вещи хорошо, чем 5-10 плохо. Помимо упрощения user experience ранних последователей получите в несколько раз больше поводов для публикаций и, соответственно, траффика. Однако, это тонкий момент. Если даёте что-то бесплатно, потом не сможете это забрать, конвертировать прийдётся какими-то другими фичами. Продумайте это сразу.
10. Займитесь блогом и СММ, как если бы у Вас не было никакого продукта
Это очень полезное упражнение для интернет-маркетолога. Важно понять, что людям постоянно нужны какие-то интересные и полезные материалы, просто придумайте форму их подачи, которая сделает Вас полезным источником информации. Почти весь СММ построен на курировании контента.
11. Используйте любую возможность получить деньги
Грантовая программа Global Technology Foundation (GTF), насчет которого на DOU разгорелась нешуточная дискуссия, пожалуй лучшая подобная возможность в Украине. Дополнительные $30k и менторская поддержка от крупных фондов — это более чем солидное вознаграждение за 2 дня дополнительной работы (один день на подачу заявки и один день на презентацию).
12. Подумайте о формировании advisory board
Вы привлекли первые деньги, это очень хороший сигнал для кого-то опытного из индустрии. По некоторым вопросам лучше обращаться к людям внешним по отношению к команде. Здесь кстати тоже организации подобные GTF будут кстати. Главное, не стесняться и просить дать какой-нибудь полезный контакт.
И по традиции развенчаем несколько мифов. В этот раз по поводу GTF
GTF — не организация для поддержки “молодых и перспективных”, а организация по выявлению и поддержке команд с шансом на большой успех. И это единственный правильный критерий в нашем венчурном мире. Для того, чтобы из молодых и перспективных стать командой с шансом на успех, деньги большей части не нужны.
GTF — не даёт деньги стартапам предпосевной стадии, он даёт деньги командам с шансом на большой успех. Разницы между стартапом, объявившим о привлечении первых денег, и стартапом, не объявившим об этом особо нет. На момент подачи заявки в фонд у нас еще не было ангельских инвестиций. В процессе оценки нашей заявки они появились. Я не считаю, что это справедливо снимать по такому критерию команды. Нужно понимать, что давая $30k и менторскую поддержку, GTF “платит” за прямой и плотный контакт с лучшими командами Украины. Не с командами, которые по какой-то причине еще не нашли инвестиции.
Автор: yetithefoot