Многие компании создают собственные дата-центры, еще большее количество компаний (да и частных лиц) арендуют либо сторонние дата-центры, либо оборудование в таких дата-центрах. Надежная IT-инфраструктура сейчас играет одну из наиболее важных ролей в успешной деятельности большинства компаний.
Большое количество внешних и внутренних факторов вынуждает компании развивать и расширять такую инфраструктуру. Некоторые факторы, к примеру, расширение бизнеса компании, приводят к необходимости расширения дата-центра, другие факторы — к необходимости увеличить надежность сохранности своих данных.
Хороший проект дата-центра с его последующей реализацией — залог успешной работы десятков и сотен тысяч современных компаний, как отечественных, так и зарубежных. Каковы же критерии оценки эффективного дата-центра?
Их не так много, и все они, по большей частью, находятся в четкой зависимости друг от друга.
Надежность
В данном случае надежность означает способность всех систем выполнять свои функции так, как это было запланировано, в течении определенного времени. Вычислить степень надежности дата-центра можно по таким показателям, как среднее время безопасной работы (MTBF, Mean Time Between Failures) и среднее время восстановления работоспособности (MTTR, Mean Time To Repair).
Само собой разумеется, что для создания действительно эффективного дата-центра нужно соответствующее оборудование, включая надежные источники питания, элементы системы охлаждения, серверы, системы хранения данных и прочее, и прочее.
Доступность = аптайм системы / общее время работы (работа + простой)
Как уже писали на Хабре, доступность дата-центра классифицируется следующим образом (одна из наиболее популярных систем классификаций):
- Tier 1: Гарантия 99.671% доступности
- Tier 2: Гарантия 99.741% доступности
- Tier 3: Гарантия 99.982% доступности
- Tier 4: Гарантия 99.995% доступности
В проекте дата-центра должна быть учтена доступность наиболее важных элементов системы, включая названные выше сервера, системы хранения, приложения, системы охлаждения и прочее.
Критичность
Другой важный параметр, который обязательно нужно учитывать при планировании дата-центров является критичность приложений и сервисов, поставляемых конечному пользователю. Если сервис очень критичен, и его простой будет стоить порядочную сумму компании, дата-центр и вся инфраструктура должна быть построена соответствующим образом, гарантирующим высокую степень доступности системы. Если сервис/приложение не очень критичны, и компания мало что потеряет от более-менее длительного простоя, то доступность дата-центра может быть более низкой, чем в предыдущем случае.
Критичность желательно оценивать по 5-бальной шкале, где 5-максимальная критичность, и 1-минимальная. Финансовые и банковские приложения/сервисы стоит оценивать, например, как 5. Соответственно, все элементы дата-центра должны быть в этом случае не просто надежны, а максимально надежны.
Вместимость
Объем дата-центра, его вместимость — важный параметр, поскольку от него будет зависеть количество оборудование, которое можно поместить в определенном объеме. Это — важный параметр при планировании достаточно производительных систем охлаждения и энергообеспечения.
Планы развития
Еще один важный фактор, который иногда не учитывают при проектировании дата-центра. К примеру, если компания планирует развиваться, стоит запланировать бОльший объем помещения дата-центра, чем нужен в настоящий момент.
Иначе руководство через время может получить головную боль в виде проблемы невозможности расширения текущих мощностей, несмотря на жизненную необходимость в таком расширении.
Масштабируемость
Этот фактор «завязан» на предыдуших двух. Все системы дата-центра: системы хранения информации, сетевая инфраструктура, энергоснабжение, охлаждение, все должно планироваться, исходя из необходимости масштабируемости.
Масштабируемость разделяют на вертикальную и горизонтальную. Горизонтальная масштабируемость — наращивание мощности системы добавлением узлов в кластер. вертикальная масштабируемость — наращивание вычислительной мощности системы путем заменой всей системы целиком или отдельных модулей системы на более производительные.
КПД
Благодаря появлению все новых «зеленых» технологий, типа энергоэффективного оборудования, КПД дата-центра можно постепенно повышать. Однако, на процессе планирования этот показатель желательно зафиксировать.
Плотность оборудования
Для каждого типа оборудования этот показатель имеет собственную величину. Обычно плотность оборудования остается более-менее неизменной. Этот параметр «завязан» на доступности, КПД и масштабирумости.
Обслуживаемость; эксплуатационная пригодность
Здесь все зависит от начального проекта, насколько все возможные проблемы были учтены. В идеале любая возникающая проблема не должна вызывать проблемы с доступом к оборудованию у ремонтной бригады, например. В хорошем дата-центре практически все возникающие проблемы должны решаться «на ходу», без остановки всей системы.
Дизайн, аппаратное обеспечение, сервисные системы, вся архитектура дата-центра должны планироваться из расчета на эксплуатационную пригодность, легкость в обслуживании.
Управляемость
И, наконец, еще один важный фактор, который показывает, насколько дата-центром и отдельными системами легко управлять. Этот фактор влияет на легкость проведения операционных задач, мониторнинга и анализа работы.
Что еще?
В общем-то, можно выделить и еще несколько факторов, однако те, что названы выше, являются важнейшими.
Само собой, под одну гребенку все проекты не могут создаваться, поскольку любой дата-центр уникален. Но критерии оценки эффективности и надежности проекта дата-центра должны быть едиными.
Кстати, кто-то может назвать идеальный, по его мнению, дата-центр — своей собственной, или чужой компании? Было бы интересно, и не только нам :)
Автор: itNews