Всего лишь рассказ о 5-ти, по-моему, интересных книгах.
Привет, {{habrauser}}.
Скоро долгожданные новогодние выходные, и ты, наверное, уже спланировал, как их провести. Игры, горы, поездки, телевизор (серьезно?). Для себя решил, что хочу сделать карьерный рывок и просто научиться делать лучше, то чем сейчас занимаюсь — управление интернет-проектами. Надо сказать, учиться в моем (28) возрасте довольно тяжело. Если в школе или ВУЗе знания еще ровно ложились на пустой лист моего опыта, привычек и понимания, то сейчас все иначе. Учеба — это процесс внутреннего изменения, я должен переписать существующие знания новыми. Начать делать что-то иначе. Но и награда велика — новый результат, новый опыт, расширение сознания, да и просто жить так интереснее.
Что ж, для этой нелегкой цели я отобрал несколько книг и составил план, включающий в себя теорию и практику. Книги по большей части о проектировании новых продуктов и улучшении существующих. Инновации, знаете ли.)
В начале я говорил о плане по прочтению и усвоению материала. Для этого я собираюсь пройти весь путь создания нового продукта, используя знания, полученные в ходе прочтения. Предполагаю, что соотношение теория практика будет 4 к 6. Какие-то выжимки, ход событий я буду вести в своем тви.
Эту тему я взял не просто так. Т.к. прошел курс по дизайн-мышлению на Coursera, и мне посчастливилось участвовать в лаборатории знаний Digital October.
Designing for Growth: A Design Thinking Toolkit for Managers
С первой книгой я познакомился в ходе прохождения онлайн-курса по дизайн-мышлению на Coursera. Это достаточно подробный мануал по инструментам и процессу дизайн-исследований. Так как я студент курса по дизайн-мышлению, который проводится на базе лаборатории знаний Digital October, то книгу эту я, конечно же, прочел, как и многие другие на данную тему. Но теперь первая волна курса завершена и я приобрел, скажем так, целостное понимание, то книгу перечитаю. Важное сообщение: дорогие менеджеры проектов продуктов, маркетологи, дизайнеры, эта книга для вас обязательна к прочтению, она на многое откроет глаза и позволит качественно улучшить вашу работу.
Несколько полезных дополнений на тему дизайн-мышления:
- Статьи и презентации нашего преподавателя и, пожалуй, одной из главных дизайн-мыслителей нашей страны, Екатерина Храмковой.
- Курс на Coursera
- Курс от университета Стэнфорд (d.school)
Итак, на прочтение книг и перепросмотр курса (Coursera) я отвожу себе 1.5 дня и еще 1.5 дня на стадию «Понимание» (подробнее в книге). Другими словами, к 4 января я сформирую тему исследований (продукта); найду, как человек соприкасается с этим продуктов и выявлю наиболее проблемные точки (или, как их еще называют, gap). Результаты этапа: journey map, инсайты, the best problem to solve.
Change by Design
Вторая на очереди книга под авторством Тима Брауна, одного из основоположников дизайн-мышления, CEO известной компании IDEO. В книге повествуется о… дизайн-мышлении.) Так же Тим написал книгу «Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей». Дополнительно можно посмотреть выступление Тима на TED, под темой "Designers — think big!" или почитать его блог Thoughts by Tim Brown.
Прочтя эту книгу, перейду к этапу «Фокус», на котором необходимо подтвердить, что найденная проблема действительно стоит того, чтобы ее решать, и соберу команду, дабы начать строить гипотезы, как ее решить. Для этого я воспользуюсь мозговым штурмом и методикой Co-Creation Tool, если в команде будет человек, знакомый с практикой мирового кафе, то и ее попробуем. Сформируем пул идей, отберем несколько, поговорим о них с пользователями проблемы (стейкхолдерами) и выберем 3 решения из пула. Этот займет еще 3 дня (5 — 7 января).
The Design of Everyday Things: Revised and Expanded Edition
Культовая книга, впервые опубликована в 1988 г., некоторое время назад дополнена и переиздана. С ней я так же познакомился на онлайн-курсах, только в этот раз на Udacity. Автор книги Дон Норман ведет там одноименный книге курс "Design of Everyday Things", к курсу еще не поздно присоединиться. Книга рассказывает о проектировании продуктов в соответствии с человеческой психологией, привычками и традициями. Иначе говоря как сделать продукт простым и удобным в использовании.
К завершению книги я постараюсь сделать предварительные тесты каждого решения. Прототипировать пока рано, потому просто поговорю с людьми, опишу им решения и просто послушаю что они скажут. Почти уверен, изменится решение и его формулировка.
О интерфейсах
Спросите любого юзабилиста что почитать по теме, и в ответ получите название одной из двух книг: «Психбольница в руках пациента» или «О интерфейсах». Обе написаны Аланом Купером, являются самыми базовыми в этой теме. Первую я прочел, а вот о второй узнал только недавно, в одном интернет-магазине она продается по цене «заплати сколько хочешь».
Пришла пора придать решению более осязаемый вид, так чтобы его можно было потрогать, увидеть и попробовать в работе. Я собираюсь собрать бумажный прототип (если решение будет продуктом, а не услугой) и показать его первым пользователям. Они чертяки сделают все наоборот, и это круто. На этот этап я планирую потратить 4 дня (8 — 11 января).
Lean UX
Должно быть полезная книга, раз мне ее посоветовал Алексей Николаев из Intel Russia. Да и на самом Amazon немало лестных отзывов:
Good follow up read after Lean Startup and Lean Analytics. It covers both the philosophical as well…
Тем временем я подхожу к финальной части своего исследования. Cверяю найденные на старте инсайты и верно ли они работают в созданном прототипе. Иначе говоря делаю прототип > тестирую > прототип > тест. Думаю, книга поможет мне в этом процессе.
Но исследование еще не закончено, мало создать продукт. Необходимо продумать его бизнес-модель. И в этом мне поможет 6-ая книга, она пока у меня в большом и скорее отдаленном плане. Но хочу рассказать вам о ней.
Построение бизнес моделей
Дизайн-исследования применяют как на этапе создания продукта (NPD — New Product Development), так и при проектировании бизнес-модели. Эта книга является замечательным подспорьем, а шаблон BMC (Business Model Canvas) приобрел мировую известность. Я уже пользовался этой техникой, позволяет взглянуть на все составляющие процесса как бы с высоты, увидеть общую картину. Если вы уже обладаете рабочим бизнесом попробуйте разложить его согласно шаблону и возможно, увидите новые возможности.
Благодарности
Хочу выразить огромную признательность: Digital October за организацию курса, кураторам курса и нашим друзьям Екатерине Храмковой (Lumiknows) и Алексею Николаеву (Intel Russia) за еще одну «лампочку» в голове. И конечно всем, кто дочитал до этого места и не заснул.)
Автор: RUQ