В этой статье я хочу рассказать о конкурсе профессионального мастерства WorldSkills Russia, который проходил в Москве 1-4 ноября на ВВЦ. Я принимала участие в компетенции «Веб-дизайн». Повествование будет с точки зрения участника.
О конкурсе
WorldSkills — это соревнование, целью которого является выявление профессионалов в конкретной области. Конкурс берет свои истоки с WorldSkills International (WSI), международной некоммерческой ассоциации.
Открытый чемпионат проходил в Москве уже 2-ой раз. Участие в конкурсе бесплатное. Возраст участников от 18 до 22 лет, учащиеся в коллежах или ВУЗах. В Москве было представлено 14 компетенций, более подробную информацию можно посмотреть на официальном сайте.
Конкурс длится 4 дня: в первой половине дня открытие, затем соревнования, в заключительный день — подведение итогов и закрытие. Главная особенность конкурса в том, что состязание проходит на площадке, открытой для просмотра всем желающим.
О компетенции веб-дизайн
Эта компетенция связана не только с веб-дизайном, но и с веб-разработкой в целом. (Я думаю это из-за перевода, с английского design переводится еще и как разработка). В компетенции принимали участие 24 конкурсанта из разных регионов России. Чтобы попасть в десятку лучших, нужно было знать: основы веб-дизайна, HTML, CSS3, PHP, JavaScript, JQuery, работа с Ajax.
Конкурсное задание было разбито на 3 модуля, каждый из них рассчитан на выполнение в течение дня и сфокусирован на отдельных особенностях и технологиях Web-разработки. Все модули не связаны между собой. Для некоторых из них предусмотрен набор исходных файлов для выполнения заданий. Подробно о модулях ниже. На каждый день соревнования (они длились 2,5 дня) было представлено новое задание, некоторые состояли из двух частей – A и B. Первая часть, по условиям, должна быть завершена до обеденного перерыва, вторая – до конца дня. После завершения выполнения модуля, работа оценивалась экспертами. Для каждого дня был предусмотрен определенный план выполнения.
Интернет был доступен на выделенном компьютере с ограничением по времени: каждый участник мог воспользоваться им не более двух раз по 5 минут за один модуль (неиспользованное время сгорало). Телефонами, тетрадками и учебными пособиями пользоваться запрещалось. Документированной информации на русском языке было мало, а обширная информация была представлена только на английском языке.
О себе
Чтобы рассказывать подробно о конкурсе, для начала немного расскажу о себе. Я студентка 4 курса московского колледжа, учусь по специальности «Прикладная информатика». В учебном плане есть дисциплина «Интернет-технологии», в котором преподают основы HTML, CSS и PHP. Те основы, которые у меня были после изученной дисциплины, мне бы не хватило пробиться даже в десятку. Так что более глубокие знания по этой дисциплине я получала самостоятельно, изучая веб-технологии по видео, руководствам и статьям.
Теперь о конкурсе
Первый день соревнования
Мы (участники) прибыли утром на площадку, прошли инструктаж по ТБ. Между конкурсантами была проведена жеребьевка рабочих мест за компьютерами. Следом, было торжественное открытие. Затем началось все самое интересное, то есть непосредственно соревнования. В этот день нужно было реализовать первый модуль. Нас познакомили с критериями оценки модуля: за каждый выполненный критерий давались баллы. В первом модуле нужно было сделать:
- «Редизайн сайта ВВЦ, не менее 2х страниц, для главной страницы, и для страницы с функционалом;
- Подготовить анализ старого дизайна, указать его недостатки и пути решения в новом исполнении;
Подготовить карту сайта и применяемую палитру цветов;- Предусмотреть дизайн страниц для мобильных устройств с узким экраном 480px».
На весь модуль отводилось 4 часа.
Я выполнила модуль по всем критериям, и у меня осталось время, но, к сожалению, материала для второго модуля не было, так что для меня первый этап был завершен.
Второй день соревнования
Логично предположить, сегодня нужно было реализовать второй модуль. Этот модуль делился на часть «A», которую нужно было сделать до перерыва и часть «B». На каждую часть отводилось 4 часа.
В части «A» нужно было реализовать:
- Верстку 2-х макетов: главной и функциональной страницы;
- Слайдер на чистом JavaScript, где не менее 3х слайдов. Оценивалась сложность перемещения слайдов.
Увы, здесь я успела сверстать только 2 макета.
В части «B» задание звучало так:
«К общему сожалению, предыдущий разработчик потерял файл стилей, поэтому вам необходимо воссоздать главную страницу сайта-каталога музеев столицы. По последним его записям, на сайте должен быть представлен «слайдер», таблица со статистикой посещения и меню с разделами».
Из исходных файлов давался HTML макет, пустой style.css и script.js. Можно было править только style.css и реализовать смену слайдов в script.js.
Здесь я тоже справилась со всем модулем.
Третий день соревнования
Этот день был самым изматывающим, как в эмоциональном плане, так и в физическом. В третьем модуле было 2 части, но части «A» и «B» можно было выполнять одновременно. На выполнение всего модуля отводилось 6 часов. За выполнение этого модуля давали больше всего баллов.
В третьем модуле задание звучало так:
«Вам будут предоставлены HTML и CSS файлы и различные изображения. Вашу работу не будут оценивать по критериям дизайна, HTML и CSS. Обратите внимание, что макет содержит избыточную функциональность. Вы должны оставить только те функции, которые от вас требуется реализовать.
Ваша задача – создать гибкий Фреймворк с заданной функциональностью. К обеду вы должны создать общий Фреймворк на PHP и к концу дня вы должны закончить остальные клиентские интерфейсные функции.
Описание задания:
- Для гостей сайта
- Просмотр статей, комментариев и перечня достопримечательностей на карте города.
- Возможность зарегистрироваться (подтверждение по электронной почте не требуется).
- Для зарегистрированных пользователей
- Возможность авторизации при помощи логина и пароля и завершение сессии.
- Составление списка (маршрута) своей прогулки по Москве, «перетаскивая» достопримечательности с карты в путевой лист и обратно для удаления;
- Ручная сортировка пунктов маршрута должна присутствовать;
- Просмотр выбранных достопримечательностей на карте;
- Возможность публикации комментариев к достопримечательностям;
- Для подтверждения своего комментария посетитель обязан использовать механизм CAPTCHA.
- Для администратора
- Возможность авторизации при помощи логина и пароля и завершение сессии.
- Возможность добавлять достопримечательность путем перетаскивания маркера с формы добавления на карту и удалять путем перетаскивания маркера с карты в корзину.
Обязательно используйте возможности открытых библиотек. Такие технологии как Flash, Silverlight или чистый JavaScript оцениваться не будут».
Здесь я реализовала:
- как говорят организаторы соревнования, фреймворк;
- сделала авторизацию и регистрацию пользователя через Ajax;
- добавление комментарий с каптчей, тоже через Ajax;
- добавление и удаление достопримечательностей из путевого листа перетаскиванием с помощью jQuery, тоже через Ajax.
Не успела сделать «админку» и сортировку достопримечательностей в путевом листе.
Итоги
Я не заняла призовое место, хоть и попала в пятерку. Самое главное, я расширила и систематизировала свои знания, обозначила свои слабые места и наметила дальнейшее направление совершенствования. Из-за ограничения доступа к Интернету, подготовка была тщательной, документация была изучена до такой степени, что в случае проблемы сразу знаешь куда смотреть, хотя во время соревнования интернет мне не пригодился. Я считаю, что такие соревнования нужны, в первую очередь, для студентов, чтобы повысить свои умения, узнать, на что ты способен и что стоит подтянуть, познакомиться с новыми людьми и проявить себя в деле. Может эти соревнования будут так же ценны для работодателей, которые ищут ценные кадры. Мне кажется, мало студентов, профессиональная область интересов которых не ограничена программой преподавания, и умеющих реализовать полученные знания на практике. У меня есть год для восполнения пробелов в своих знаниях. Надеюсь, в следующем году побороться за более высокое место.
Автор: elBroom