Меня искренне радует то, что развитие регистраторов не останавливается на улучшении качества съемки, а движется вперед в направлении более комплексного охвата систем автомобильной безопасности. Яркий пример тому – попавший в мои наманикюренные пальчики гаджет под названием Akenori 1080 X. Ранее мой коллега обозревал его младшую версию Akenori 1080 PRO, которая обладает более скромным функционалом.
Если вы желаете последовать под кат, следуя интересу к девайсу (а не КДПВ), прилагаю краткое перечисление главных «плюшек»: регистратор с 6-линзовой оптикой, навигация с картами Navteq, предупреждение о камерах контроля скорости, системы FCWS (контроль дистанции до едущего впереди авто) и LDWS (контроль положения авто относительно разделительных полос). Последние два пункта раньше вообще не предлагались в отдельных гаджетах, только в виде опции машин премиум-класса (как мне рассказали). В общем, будем разбираться, что да как.
Комплект поставки
Упаковка модели дефицитом информации не страдает и без кричащих цветом или аляповатых шрифтов внятно поясняет ключевые особенности Akenori 1080 X. Да и описание комплектации присутствует, что встречается далеко не всегда. Что касается «родителей», видим указание на разработку в Японии и производство (кто бы мог подумать) в Китае.
Набор следующий: непосредственно устройство, блок зарядки от прикуривателя, руководство пользователя, карта памяти SD, два стикера 3М, гарантия и диск с ПО. Точнее, на диске присутствует резервная картографическая база и фирменный видеоплеер. За карточку памяти на 16 Гб – «респект». Оказалось, что это точно такой же Transcend 10 класса, что я сама использую в своем фотоаппарате.
Для рядового пользователя Akenori 1080 X может показаться сложным прибором, но инструкция составлена грамотно и человеческим языком систематизировано описывает все аспекты работы регистратора. Да, для упрощения все же буду называть Akenori 1080 X в обзоре именно так.
Установка
По большому счету, ничего сложного – все как и в обычном регистраторе. Фиксируем на лобовом стекле, запитываем от прикуривателя.
Кабель длинный, около 3 метров, провести по контуру стекла и вывести около бардачка не составляет труда. С другой стороны, как и у Akenori 1080 PRO, здесь предусмотрен упрощенный вариант питания от плафона. Блок питания в «теле» штекера для прикуривателя отсутствует, необходимые «мозги» ютятся в коробочке по ходу провода. В инструкции прямо «дают добро» на то, чтобы водитель обрезал кабели, поясняется, к какой клемме аккумулятора какого цвета провод подсоединять.
Кронштейн у Akenori 1080 X как бы встроен в корпус – это качелька на двух зажимах, регулировка регистратора возможна только «вверх-вниз». Если что – отдельно продается более привычный держатель на вакуумной присоске. Корпус «одевается» на пластиковую площадку, на последнюю крепится двухсторонний стикер. Поначалу я огорчалась тому, что каждый раз полностью снимать конструкцию не получится. А с другой стороны – регистратор извлекается из держателя почти мгновенно, на стекле остается лишь та самая плоска площадка. Вот бы еще питание велось через кронштейн, тогда бы установка на место производилась еще быстрее.
Внешность
Прежде, чем переходить к описанию настроек, остановлюсь на «экстерьере». Akenori 1080 X – штука совсем не маленькая, габариты составляют 9,5 x 6,3 x 6,05 мм. Размеры модели к недостаткам отнести не могу, так как для скрытой установки она вообще не предназначена – подразумевается, что пользоваться 2,4-дюймовым экраном водитель будет постоянно.
По части материалов – 50/50 корпус выполнен из глянцевого и матового пластика. С большего глянец встречается там, где пользователь будет браться за корпус с наименьшей вероятностью.
Элементами корпус не перегружен. Слева от экрана находится переключатель питания. В состоянии «ON» рычажок перекрывает слот для карты памяти и не дает изъять карточку.
Справа – разъемы miniHDMI и miniUSB. Сразу скажу, что по непонятной причине посредством кардридера мне так и не удалось заставить компьютер увидеть файлы на карточке. Зато когда я подключила регистратор к ПК посредством кабеля, Akenori 1080 X преспокойно автоматически включил режим накопителя. Это все хорошо, но почему в таком случае в комплекте нет кабеля miniUSB?
С фронта наблюдаем очень даже дизайнерское исполнение глазка камеры и элементов вокруг него. Я могу ошибаться, но вроде бы «линз Full HD» (или «объектива») не бывает, верно?
Внизу виднеется микрофон и прорези-точки динамика.
Управление и настройки
От внешности плавно переходим к рабочим моментам. Кнопок всего четыре. Внизу экрана всегда выдаются контекстные подсказки функций, поэтому из инструкции я узнала только о двух незамеченных возможностях.
Кнопка «REC» помечает файл как аварийный и создает его копию, исключенную из процесса циклической записи. Клавиша «вверх» — список отснятого материала (в режиме записи), изменение режима карты (в режиме навигации) или получение фото (удерживание в течение пары секунд). «Вниз» — меню настроек (в режиме записи), уменьшение масштаба карты или включение/выключение записи звука. Наконец, «ОК» — смена режимов дисплея: отображение карты, времени, скорости или полное выключение экрана. Заодно длительное нажатие кнопки ведет к отключению изображения. Самые внимательные уже поняли, принудительно оставить запись решительно невозможно.
Под экраном находится светодиодный индикатор, который может гореть зеленым (съемка не ведется) или красным (идет запись) цветом.
Меню настроек мне понравилось, все опции вместились в два экрана по четыре пункта. Понятно, более подробные настройки скрыты глубже – и это правильно.
Грамотно поступили с датой/временем, эти данные регистратор автоматически устанавливает в соответствии со спутниковой информацией. Вкладка настроек видео меня поначалу озадачила, потому что менять разрешение нельзя вообще никак – только Full HD. Зато зачем-то разрешают вручную включить или выключить DWDR (тот же WDR, только «Digital»). Плюс разрешают указать, какие штампы будут в кадре: время, местность, курс и скорость, координаты и карта. Последнее – это интерактивная карта, которая прямо на видео «проштамповывается» в левом верхнем углу. Получается гораздо информативнее, чем динамические координаты по GPS в кадре. И, как мне подсказали, пока такого не умеет делать ни один регистратор.
GPS, карты, камеры и Ko
Отталкиваясь от GPS-модуля, расскажу о связанных с ним опциях. Я уже говорила о том, что Akenori 1080 X выступает, пусть и ограниченно. средством навигации. Регистратор способен отображать на дисплее текущее местоположение, что должно быть полезно в незнакомой местности. Заодно на карте отображаются POI, всего – 20 видов, от парковок до театров. Поставщик карт — Navteq, известная нам как подконтрольная Nokia структура. Включена Украина, Прибалтика и Россия. Беларусь почему-то проигнорировали, что совершенно зря, так как на момент тестирования я как раз находилась в Минске.
Переходим к камерам контроля скорости. Понятно, что радар-детектора тут нет, регистратор ориентируется по встроенной базе координат. Зато срабатывает это надежнее, чем склонных к ложным тревогам в городских условиях стандартных «охотников» за радарами. При обнаружении камеры запускается экран с указанием текущего ограничения скорости, непосредственно скорости машины и расстояния до объекта.
Дополнительно можно указать, при превышении какого скоростного порога водитель будет получать предупреждение. Доступен выбор в пределах 40-120 км/ч или полное отключение.
Сам по себе модуль GPS отличный, связь со спутниками устанавливалась до 20-30 секунд. В меню даже есть отдельный пункт для просмотра статуса приема сигнала.
FCWS и LDWS
Напомню, FCWS (Front Collision Warning Systems) означает средство контроля дистанции до едущего впереди автомобиля. Навскидку это крайне полезное средство предотвращения аварии, когда водитель не предполагает остановку едущего впереди автомобиля. Ситуация номер один – растянувшаяся пробка. Ситуация номер два – остановившийся на желтый (сменяющийся на красный) сигнал светофора автомобиль. Примеры ДТП в обоих случаях есть в немалом количестве на YouTube, да и самая я видела такие столкновения вживую. Перво-наперво следует помнить, что корректная работа FCWS обеспечивается на скорости от 60 км/ч и выше. Мои недельные «покатушки» показали, что FCWS в 9 из 10 случаев предупреждает по делу, зато движение со скоростью ниже пороговых 60 км/ч ведут к постоянным извещениям «мимо кассы». Плюс производитель честно предупреждает, что на правильность работы влияет освещенность и погодные условия. Не знаю как со снегом, но дождь снизил эффективность системы до примерно семи правильных срабатываний из десяти.
LDWS, он же Lane departure warning system, следит за положение автомобиля относительно разметки дороги. Начинаете заезжать на полосу и смещаться в соседний ряд, на обочину или и вовсе на полосу встречного движение – приготовьтесь к звуковому оповещению. Я не вижу особой пользы от такой системы в городе. Но если представить себе длительную автомобильную поездку в соседний город или тем более государство – без LDWS не обойтись. Заснуть за рулем и по пробуждению найти себя в кювете, а то и не проснуться вовсе – более чем реальная угроза для уставшего водителя. И вновь на YouTube есть достаточно тому подтверждений. На междугородних трассах LDWS вел себя корректно и исправно реагировал на провокации. Причем ночью света фар также хватало для того, чтобы система не «барахлила».
Для калибровки LDWS есть соответствующий пункт в настройках, который требует отрегулировать положение камеры и непосредственно «квадратика» на экране.
Видео
Оптика регистратора состоит из 3,5 Мп и 1,3” матрицы Aptina, шести просветленных линз Pentax и процессора Ambarella A5S. Согласитесь, набор желанный в любом регистраторе и предвещающий хорошее качество записи вне зависимости от погодных условий и времени суток. Угол обзора по диагонали – 130 градусов, что чуть больше более распространенных 120-ти.
В настройках записи никакой демократии нет: циклическая съемка, длительность только по 5 минут, о невозможности сменить разрешение я уже говорила. Но самое неприятное ждало меня, когда потребовалось отредактировать видео. Как оказалось, ролики сохраняются в формат TS. Мой любимый RegistratorViewer файлы проигрывал, но экспортировать отказался наотрез. Ок, подумала я – ведь есть фирменный плеер Akenori. Вот именно – плеер. Не редактор. То есть, в AKENORI Player нет вообще никаких опций редактирования – только воспроизведение. Думаете, вам так просто удастся найти подходящий редактор? Как бы не так. VideoReDo TVSuite, Fast File Splitter, даже Xilisoft Video Editor и еще с полдесятка программ оказались бессильны. В общем, мое почтение EasiestSoft Movie Editor. И даже он хоть и «покацал» файлы, экспортировал их без звука.
Качество дневного видео хорошее. Обращаю особое внимание – съемка велась в дождь, при высокой облачности. Дистанция читаемости номеров в 10 метров выдерживалась стабильно. Каких-то артефактов съемки я не заметила, что мне понравилось особенно – нет какого эффекта цифрового изображения, виденного мною в последних регистраторах с Ambarella A7.
Ночные записи на первый взгляд производят не самое приятное впечатление. Хотя как начнешь присматриваться – «шумов» не слишком много, читаемость номеров и вовсе на крепкую «четверку», нет повсеместных «звезд» от фонарей и фар. Насколько я поняла, «ложкой дегтя» стали ошибки в балансе белого (картинка «желтит») и мерцание изображения.
Напоследок отмечу, что в регистраторе присутствует акселерометр. Как и полагается, при похожих на аварию перегрузках файл помечается в качестве аварийного и не может быть стерт в процессе циклической записи. Есть настройки чувствительности, но менять их мне не пришлось.
Вывод
Думаю, в перспективе ближайшего года подобные Akenori 1080 X регистраторы станут одним из лейтмотивов рынка «видеосвидетелей». Официально модель называется как портативная комплексная автомобильная система безопасности с функциями видео регистратора, GPS-мониторинга, спутниковой навигации и слежения за безопасностью движения. В принципе, это более-менее точно раскрывает возможности устройства. На качество видео у меня нареканий нет, за исключением мелких ошибок автоматики при ночной съемке.
Системы FCWS и LDWS, которые в отдельных устройствах вообще раньше не встречались, реально работают. Понятно, что в плохую погоду или ночью чудес ждать не стоит, но тем не менее. GPS-функции вроде (ограниченной, но все же) навигации с картами Navteq, поиска камер контроля скорости также видятся гармоничным дополнением в череде функций Akenori 1080 X. Только я так и не поняла, можно ли как-то вручную править базы камер для добавления информации с сайтов вроде SpeedCam.info. К недостаткам модели я бы отнесла отсутствие поворотного крепления, хорошо хоть, что в продаже есть шарнирный держатель. Также огорчает отсутствие встроенного аккумулятора.
Цена Akenori 1080 X – 11 990 рублей (~$374). Откровенно говоря, мне сложно приводить какие-то сопоставления, потому что иных устройств с поддержкой FCWS и LDWS попросту нет в продаже. Могу сказать так – на мой взгляд, разница в цене с Akenori DriveCam 1080 PRO в 3 000 рублей (~$94) компенсируется с лихвой. Более качественной оптикой, расширенным функционалом, даже заметно лучшим экраном.
P.S. Где камера правильно установила фокус – на первом фото или здесь, решать вам:)
Автор: Evsenechka, Обзор Akenori 1080 X: как превратить регистратор в систему комплексной безопасности