Пишем плагин для CKEditor 4

в 14:58, , рубрики: ckeditor, javascript, wysiwyg-редактор, Веб-разработка, метки: , ,

CKEditor — это WYSIWYG редактор HTML-кода для браузеров. Всякий раз, сталкиваясь с его документацией или же с его исходным кодом, с исходным кодом его плагинов я терялся. И это не мудрено, ведь CKEditor это очень большой продукт, имеющий довольно сложную инфраструктуру. Но, зачастую, стандартных возможностей не хватает и требуется добавить свою. В этой статье я хотел бы остановиться на плагине, который позволяет встраивать и оперировать в редакторе Yandex-картами.

Вот так это будет выглядеть по окончанию редактирования:
Пишем плагин для CKEditor 4

А вот так в режиме редактирования:
Пишем плагин для CKEditor 4

Принцип работы

Итак. Давайте определим каким мы хотим видеть будущий инструмент в работе. Нужно чтобы карту можно было встроить в документ, удалить из него и была возможность изменить какие-либо её параметры. Т.к. оперирование <script />-ми в режиме редактирования HTML — задача, как минимум, не тривиальная, то мы воспользуемся стандартным плагином «fakeobjects», который позволяет на время редактирования заменить наш HTML на что-нибудь более сподручное, точнее на &ltimg /> (именно их использует fakeobjects). Помимо прочего нам потребуется плагин «dialog» для редактирования настроек карты. Сразу отмечу, что плагин получится довольно примитивным, т.к. у меня не стояло задачи делать что-либо сложное. Плагин позволит разместить карту, используя значения 2-ух координат (широта и долгота), масштаба (1-17), сможет разместить на карте метку, а также текст с описанием под картой.

Т.к. Yandex-карты — объект динамически подключаемый, а встраивание лишних <script />-ов, по поводу и без, занятие неблагодарное, на выходе я буду получать следующий HTML-код: <em data-plugin="-json_data-">MAP</em>. И при помощи несложной javascript-функции превращать карету<em /> в карту, используя YandexMap API.

Хочу отметить, что во многом я опирался на работу стандартного плагина «Flash», поэтому часть используемых мною вещей мною до конца не понята. Во многом из-за не совершенства документации, частично из-за моей непонятливости. Большую часть выводов я сделал, опираясь именно на исходный код, и часть на базу ответов в StackOverflow.

Создание плагина

Для удобства разместим весь код плагина внутри самовыполняющейся анонимной функции:

function()
{
	/* code */
} )();

Чтобы добавить плагин в систему воспользуемся:

CKEDITOR.plugins.add( 'ymap' /* наименование плагина */,
// объект с настройками и функциями
{
	// зависимости
	requires: [ 'dialog', 'fakeobjects' ],

	// функция вызываемая при инициалзации плагина
	init: function( editor /* этот объект - экземпляр редактора */ )
	{
	},

	// эта функция вызывается чуть позднее, и почему то отсутствует в API
	afterInit: function( editor )
	{
	}
} );

Подробнее о init:

this._initTranslations( editor ); // локализация, об этом ниже

var req = 'em' /* tag */ + '[!data-plugin,!width,!height]' /* attrs */ +
	'(' + ymap_class_name + ')' /* classes */ +
	'{width,height}' /* styles */;
// добавляем команду для вызова диалога
editor.addCommand( 'ymap', new CKEDITOR.dialogCommand( 'ymap',
{
	allowedContent: req
} ) );

// добавляем в систему новую кнопку
editor.ui.addButton( 'YMap',
{
	label: lang.button_label,
	command: 'ymap'
} );
// регистрируем сам диалог
CKEDITOR.dialog.add( 'ymap', add_dialog /* функция, о ней ниже */ );

// вешаем свой обработчик на событие двойного-клика
// если объектом является наш fakeobject - указываем диалог настройки
editor.on( 'doubleclick', function( evt )
{
	var element = evt.data.element;

	if( element.is('img') && element.data('cke-real-element-type') == 'ymap' )
	{
		evt.data.dialog = 'ymap';
	}
} );	

Наиболее важным пунктом является определение allowedContent при создании новой команды. Дело в том, что в CKEditor 4 добавили новую систему — «Allowed Content Rules». Эта система сражается с некорректным HTML кодом (например, при вставке извне). Она удаляет лишние теги, атрибуты, стили и классы из HTML-кода. А для того, чтобы системе дать понять, что лишнее, а что нет, при регистрации команд мы указываем объект, который может содержать поля allowedContent и requiredContent. Задача первого запросить возможности, задача второго отключить команду, если возможностей не хватает. Мне хватило использования только allowedContent-а. Принципы его работы можно посмотреть здесь. Я остановлюсь на самых основных:

  • Значением является строка, которая может состять из 4 частей: теги, атрибуты, стили и классы. Пример: «p[data-role]{text-align}(tip)»
  • Аттрибуты, которые являются обязательными для поддержки нужно указывать через «!». Пример: «[!width]»
  • Принцип работы несколько не очевиден, мне так и не удалось в нём разобраться. Периодически у меня отваливалась поддержка атрибутов и классов. Лечение было нетривиальным. Да прибудет с вами сила!

Отдельный момент с локализацией. Её вы вольны организовать как вам удобнее, я остановился на следующем подходе:

var translations =
{
	ru:
	{
		fake_object_label: 'Yandex Карта',
		title: 'Yandex Карта',
		// ...
	},
	en:
	{
		fake_object_label: 'Yandex Map',
		title: 'Yandex Map',
		// ...
	},
	def: 'ru'
};
var lang; // shotrcut

// ...

CKEDITOR.plugins.add( 'ymap',
{
	// ...

	_initTranslations: function( editor )
	{
		var current_lang = CKEDITOR.lang.detect();
		CKEDITOR.lang[ current_lang ]['ymap'] = translations[ current_lang ]
			? translations[ current_lang ]
			: translations[ translations.def_lang ];
		lang = editor.lang.ymap;
		// подсказка при наведении мыши на fakeobject
		editor.lang.fakeobjects.ymap = lang.fake_object_label;
	},

	// ...
} );

afterInit

В коде этой функции мы добавим в фильтры редактора свой собственный, который при переключении из режима исходного кода (или просто при инициализации редактора) в режим редактирования позволит заменить нам реальный код на fakeobject:

afterInit: function( editor )
{
	// получаем фильтр текущего редактора
	var dataProcessor = editor.dataProcessor,
		dataFilter = dataProcessor && dataProcessor.dataFilter;

	if( dataFilter )
	{
		// и создаём своё правило
		dataFilter.addRules
		(
			{
				// для тегов
				elements:
				{
					// в качестве конечного тега я выбрал em. Причина такого выбора
					// заключется в том, что мне потребовался inline-тег, чтобы 
					// усмирить повадки CKEditor-а по любому поводу плодить
					// пустые P-ки
					'em': function( el )
					{
						// если эта em - не Ymap, значит ищем глубже
						if( ! is_plugin_node( el ) )
						{
							for( var i = 0 ; i < el.children.length; ++ i )
							{
								if( el.children[ i ].name === 'cke:ymap' )
								{
									if( ! is_plugin_node( el.children[ i ] ) )
									{
										return null; // не наш случай
									}

									// создаём новый fakeobject
									return create_fake_element( editor, el );
								}
							}

							return null; // не наш случай
						}

						// иначе - создаём новый fakeobject
						return create_fake_element( editor, el );
					}
				}
			}, 1 /* приоритет фильтрации */
		)
	} // if dataFilter
}

Функция для проверки — является ли элемент «картой»

var is_plugin_node = function( el )
{
	return el.attributes['class'] === ymap_class_name;
};

Фукнция для превращения em в fakeobject:

var create_fake_element = function( editor, real_el )
{
	// заменяемый элемент, класс для IMG, тип объекта, растягиваемость
	return editor.createFakeParserElement( real_el, 'cke_ymap', 'ymap', true );
};

Под растягиваемостью следует понимать возможность наличия у объекта ширины и высоты. Если указать false, то fakeobject не унаследует width и height у исходного элемента.

Диалог

Вот мы и подошли к самому главному — к диалогу. В нём заключается почти всё. Описывается он следующим образом:

var add_dialog = function( editor )
{
	var dialog =
	{
		title: lang.title, // заголовок диалога
		// и его размеры
		width: 300, 
		height: 100,
		// в этом массиве — все кнопки, табы, поля ввода…
		contents:
		[
		],

		// методы
		onShow: function(){},
		onOk: function(){}
	};
	return dialog;
};

Ну а теперь по порядку. Начнём с компонентов:

{ // таб, обязателен, если он 1, то отображается только содержимое
	id: 'tab_info',
	expand: true,
	padding: 0,
	elements:
	[
		{ // название
			id: 'name',
			type: 'text',
			label: lang.f_name,
			commit: commit,
			setup: load
		},
		{ // метка
			id: 'label',
			type: 'text',
			label: lang.f_label,
			commit: commit,
			setup: load
		},
		{ // гор.панелька
			type: 'hbox',
			align: 'left',
			children:
			[
				{ // latitude
					id: 'lon',
					type: 'text',
					label: lang.f_lat,
					commit: commit,
					validate: CKEDITOR.dialog.validate
						.regex( /^[d,.]+$/, lang.inc_coord ),
					setup: load,
					'default': '43.2503'
				},
				// …

Компонентам можно задать следующие обработчики:

  • «commit» — вызывается при сборе значений
  • «setup» — вызывается при установке значений
  • «validate» — используется для проверки значения

Поле id используется в качестве идентификатора компонента, а не в качестве атрибута. Все типы готовых валидаторов вы можете посмотреть в объекте CKEDITOR.dialog.validate.

onShow

Как нетрудно догадаться, этот метод будет вызван при отображении диалога. Наша задача в нём выполнить все приготовления и заполнить значения полей, если перед вызовом был выделен наш fakeobject.

// забываем параметры предыдущих вызовов
this.fake_image = this.ymap_node = null;

// проверяем был ли выбран какой-нибудь элемент перед вызовом диалога
var fake_image = this.getSelectedElement();
// если этот объект наш...
if( fake_image && fake_image.data( 'cke-real-element-type' ) === 'ymap' )
{
	this.fake_image = fake_image;
	// этот метод возвращает нашу EM-ку (не отображает в редакторе, а просто
	// возвращает объект)
	this.ymap_node = editor.restoreRealElement( fake_image );
	// т.к. все настройки мы будем хранить как JSON в атрибуте "data-plugin",
	// то получаем их назад в переменную cfg
	var cfg = JSON.parse( this.ymap_node.getAttribute('data-plugin') )
	// эта функция инициирует setup у каждого из компонентов.
	// в setup-функцию будут переданы все аргументы, которые мы здесь
	// зададим. В данном случае хватает cfg
	this.setupContent( cfg );
}

Функция setup (для компонентов):

var load = function( cfg )
{
	// просто задаём в качестве значения - данные из cfg
	// которые в свою очередь взяты из data-plugin атрибута
	// куда мы поместили их ранее (об этом позднее :) )
	this.setValue( cfg[ '_' + this.id ] );
};

onOk

Эта функция вызывается тогда, когда пользователь нажал в диалоге кнопку «Ок», и при этом все поля не содержали ошибок. Наиболее важная из всех наших функций :) В ней мы создаём и манипулируем fakeobject-ом, а также создаём итоговую EM-ку.

// this.fake_image мы задаём в onShow, если
// был выбран ранее созданный fakeobject
// если его нет, то пользователь нажал на кнопку вызова диалога как раз 
// с намерением создать НОВУЮ карту
if( ! this.fake_image )
{
	// создаём новый EM-элемент
	var node = CKEDITOR.dom.element
		.createFromHtml( '<cke:em>MAP</cke:em>', editor.document );
	// и задаём ему нужный класс
	node.addClass( ymap_class_name );
}
else
{
	// если такой объект уже есть
	// то в качестве EM-ки воспользуемся старой,
	// которую мы восстановили в onShow
	// методом restoreRealElement
	var node = this.ymap_node;
}

// определим все стили и атрибуты
var extra_styles = {}, extra_attributes = {};
// эта функция вызывает commit у каждого из компонентов и
// работает точно так же как и load.
// мы передаём в неё объекты для того, чтобы собрать все
// нужные стили и атрибуты
this.commitContent( node, extra_styles, extra_attributes );

// чтобы задать их EM-ке
node.setStyles( extra_styles );
// важный момент - сохраняем все настройки в атрибут
node.$.setAttribute( 'data-plugin', JSON.stringify( extra_attributes ) );

// и новому fakeobject-у
// первый аргумент - тег, который мы хотим спрятать
// второй аргумент - класс, который будет у тега IMG 
// третий аргумент - тип нашего объекта
// четвёртый - есть ли у нашего объекта такое понятие как размер
var new_fake_image = editor.createFakeElement( node, 'cke_ymap', 'ymap', true );
new_fake_image.setAttributes( extra_attributes );
new_fake_image.setStyles( extra_styles );

// если у нас уже был fakeobject
if( this.fake_image )
{
	// то заменим его
	new_fake_image.replace( this.fake_image );
	// и выделим
	editor.getSelection().selectElement( new_fake_image );
}
else
{
	// иначе вставим в документ новый объект
	// если пользователь перед этим что-либо выделил
	// наш объект это уничтожит
	editor.insertElement( new_fake_image );
}

Функция commit у компонентов (вызывается нами в принудительном порядке при помощи commitContent):

var commit = function( ymap, styles, attrs )
{
	var value = this.getValue();

	if( this.id === 'width' || this.id === 'height' )
	{
		// чтобы объекты действительно изменили свой размер
		// им нужно его задать в стилях
		styles[ this.id ] = value;
	}
	else if( this.id === 'lat' || this.id === 'lon' )
	{
		// если в координатах указаны запятые - заменим их на точки
		value = value.replace( ',', '.' );
	}

	// сохраняем все поля в атрибутах,
	// которые мы в onOk запишем ещё и в data-plugin
	attrs[ '_' + this.id ] = value;
};

Отмечу, что если предполагается наличие у объекта полей width и height, то их необходимо использовать, в противном случае может отвалиться allowedContents :(

CSS

В CSS нам нужно задать внешний вид для EM-ки и для IMG-fakeobject-а. Внешний вид для EM-ки задаётся в стилях вашего сайта, а внешний вид IMG в стилях, которые подключатся к редактору. Их можно задать и через JS, при помощи:

CKEDITOR.addCss( 'img.cke_ymap { /* css */ }' );

Итог

Плагин в целом оказался не сложным. Причиной тому наличие плагина fakeobject и то, что мы работаем с одним блочным объектом. Я полагаю, что работа со строчными тегами намного сложнее, из-за того, что пользователь может выделить текст так, что в него попадут разные части содержимого разных тегов. Впрочем, я не пробовал :)

При желании мы можем подключить к нашему плагину контекстное меню, добавить поля (к примеру, позволить задавать множество меток, а не только одну), панель предпросмотра и многое другое.

Я подготовил тестовую страничку, в которой можно посмотреть на плагин в деле. Скачать архив (~ 900 KiB, zip).
Пишем плагин для CKEditor 4

Ссылки

/li

Автор: faiwer

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js