Зарубежные патентные ведомства давно уже ведут переписку с заявителями с использованием Интернета. Роспатент же до недавнего времени из электронных каналов связи признавал лишь факс, да и то с последующим подтверждением на бумажном носителе. Однако даже в Роспатенте на горизонте забрезжил XXI век и электронное взаимодействие медленно, но верно входит в жизнь российского патентного ведомства.
Что уже есть и чего еще нет
С конца 2010 г. функционирует электронная система подачи заявок на регистрацию товарных знаков и ведения переписки по ним (система КПС РТЗ).
В середине 2011 г. запущена в работу первая очередь системы АС БДЭИ – системы аналогичного назначения для заявок на получение патента на изобретение. Запущена первая очередь – это означает, что подать заявку через сервер электронной подачи и получить подтверждение принятия заявки возможно, а вот дальнейшую переписку приходится вести на бумаге или использовать для переписки альтернативный личный кабинет на сайте ФИПС (с февраля этого года). Как и следовало ожидать от Роспатента, для того, чтобы подключиться к этому личному кабинету для электронной переписки, необходимо подать бумажное заявление за пяти листах, причем требуется отдельное заявление для каждой заявки. Поскольку переписка через альтернативный личный кабинет ведется без использования квалифицированной ЭЦП, соединение с ним устанавливается по протоколу http без шифрования, а авторизация выполняется по логину и паролю, все сколько-нибудь важные документы (заявления, ходатайства и т.п.) требуется дублировать в бумажном виде. Оригиналы иных документов, размещенных пользователем в альтернативном личном кабинете, также могут быть запрошены должностным лицом ФИПС в установленном порядке. Видимо, альтернативный личный кабинет – это временная, так сказать, лайт-версия сервиса, которая со временем будет заменена второй очередью системы АС БДЭИ.
Систем подачи заявок по полезным моделям и по промышленным образцам еще нет. По слухам, электронная система регистрации лицензионных договоров (АС ББДД «Договоры») планируется к запуску в 2014 г.
Далее более подробно освещена система АС БДЭИ.
Как устроена система АС БДЭИ
АС БДЭИ (автоматизированная система безбумажного делопроизводства экспертизы изобретений) предназначена для приема и регистрации патентных заявок на изобретение и ведения переписки между патентным ведомством и заявителем через личный кабинет заявителя с использованием ЭЦП (электронной цифровой подписи).
Система состоит из сервера электронной подачи заявок, клиентской программы PatDoc, программного комплекса КриптоПро и аппаратного ключа ЭЦП с соответствующими сертификатами ЭЦП. Во время тестовой эксплуатации системы для обеспечения информационной безопасности использовалось также программное обеспечение Check Point (Endpoint Security on Demand), сейчас система уже не требует его применения.
Для подключения к системе используется двухуровневая авторизация: сначала пользователь входит на портал системы информационной безопасности (https://195.210.148.141/) с использованием личного сертификата ЭЦП, затем система устанавливает VPN-туннель от компьютера пользователя до сервера электронной подачи заявок, что также выполняется на основе личного сертификата ЭЦП.
Личный кабинет на сервере электронной подачи заявок на изобретение позволяет загрузить на компьютер пользователя клиентскую программу PatDoc, используемую для заполнения заявления на выдачу патента, формирования контейнера заявки и его подписания с помощью ЭЦП, а также получить наиболее свежую версию формы этого контейнера.
Кроме того, в личном кабинете можно видеть поданные заявки и получить автоматически сформированную форму 940, содержащую номер заявки и дату ее подачи. После запуска второй очереди АС БДЭИ в личном кабинете будет доступна вся дальнейшая переписка – входящие и исходящие документы, а также статус заявки.
Программа PatDoc позволяет заполнить заявление на выдачу патента, загрузить материалы заявки (описание и формулу изобретения, чертежи и иные графические иллюстрации, доверенности, документы, подтверждающие уплату пошлин, ходатайства и прочие заявления, приоритетные заявки при переводе международной заявки на национальную фазу в России и т.п., выполнить автоматическое форматирование текстовых документов, произвести логический контроль материалов заявки (незаполненные поля формы, отсутствующие документы и т.д.), подписать контейнер ЭЦП и отправить заявку на сервер электронной подачи заявок.
Сертификаты ЭЦП (личный и один или несколько корневых) физически располагаются на носителе RuToken или eToken. В первое время ФИПС единолично выдавал ЭЦП для работы с системой. Сейчас система признает усиленную ЭЦП, выданную любым удостоверяющим центром, аккредитованным для выдачи сертификатов ЭЦП для Единого портала госуслуг [1]. Личный сертификат ЭЦП должен соответствовать требованиям Минкомсвязи [2]. Кроме того, сертификат должен содержать адрес электронной почты его владельца.
Плюсы и минусы электронного взаимодействия
Плюсы и минусы электронного взаимодействия с Роспатентом складываются из плюсов и минусов самого принципа электронного взаимодействия и минусов системы АС БДЭИ.
Плюсы электронного взаимодействия:
— позволяет сократить время, требуемое для подачи, и ускоряет делопроизводство за счет отсутствия почтовой доставки (особенно актуально для заявителей за пределами Москвы);
— ускоряет переход на стадию формальной экспертизы за счет отсутствия оцифровки бумажных материалов заявки;
— обеспечивает больше времени на подготовку ответов на запросы и уведомления, поскольку исходящая корреспонденция ФИПС видна в личном кабинете почти сразу после ее подписания еще до отправки почтой России (пока еще отправка бумажных запросов и уведомлений обязательна), а срок ответа одинаков при бумажном и электронном взаимодействии и по сложившейся практике составляет три месяца с даты, указанной в запросе или уведомлении;
— снижает на 15% пошлину за регистрацию заявки и принятие решения по результатам формальной экспертизы;
— система работает круглосуточно, семь дней в неделю.
Минусы электронного взаимодействия:
— если подходить формально, необходимо оплачивать пошлину за подачу до подачи заявки (при бумажной подаче можно подать заявку и ждать уведомления формальной экспертизы с требованием уплаты пошлины). Впрочем, можно подгрузить в систему пустой документ вместо платежного поручения и точно так же отложить уплату пошлины до получения уведомления;
— неясен юридический статус документа, подписанного электронной цифровой подписью, если его автор отличается от заявителя или его представителя. В настоящее время требуется дублировать такие электронные документы их бумажными оригиналами.
Минусы системы АС БДЭИ:
— система ориентирована на использование только форматов .doc и .docx для описания и формулы изобретения, графических материалов и прочих документов. При этом система с помощью скрипта производит автоматическое и не всегда корректное форматирование документа MS Word, в частности:
-> требует удалить из документа объекты типа «автофигура»; удаляет пробелы в математических формулах, набранных текстом (не Microsoft Equation), причем выборочно, например, вокруг знаков =, < и > удаляет, а вокруг ≥ оставляет;
-> предупреждает о неподдерживаемом объекте, хотя и позволяет присоединить документ при наличии в нем объекта типа «надпись», принудительно выставляет в таблицах такие же абзацы, что и в тексте, а там они совершенно не нужны – таблицу при этом перекашивает;
-> автоматическое форматирование документа MS Word, содержащего чертежи, сводится к сообщениям о выходе объекта за допустимую область, причем экспериментально установлено, что страницу, гарантированно соответствующую требованиям п. 10.11(6) Регламента [3], система не пропускает, руководствуясь своими непонятными соображениями, поэтому форматирование документа из штук эдак 20-30 чертежей оказывается настолько утомительным, что заслуживает отдельной поэмы в камне. Почему разработчики предпочли этот, мягко говоря, не самый лучший формат, остается загадкой;
— сужает возможности MS Word – не позволяет встраивать и связывать объекты с помощью OLE. Графику в документе система пропускает только в виде рисунка;
— если MS Word, открытый из PatDoc для форматирования документа, завис (что не редкость), форма PatDoc также зависает;
— техподдержка доступна лишь в рабочее время ФИПС. Впрочем, справедливости ради следует отметить, что сама по себе техподдержка достаточно адекватна;
— система стоит денег (хотя и небольших – при оформлении через ФИПС примерно 6500 руб. за установочный комплект и затем примерно 4000 руб. в год за обновление сертификата ЭЦП) и времени (процедура получения ЭЦП через ФИПС занимает более полутора месяцев с учетом ее многоступенчатого характера и скорости работы почты).
В целом, трудоемкость подготовки документов для электронной подачи на сегодняшний день оказывается гораздо выше трудоемкости подготовки для традиционной бумажной подачи. О перспективах в этом аспекте – см. далее.
Статистика использования
Так или иначе, использование АС БДЭИ постепенно расширяется, что видно из статистики, любезно предоставленной сектором проектирования технологических процессов ФИПС.
С 12.04.2012 г. (когда началась тестовая эксплуатация) по 06.11.2013 подано 935 электронных заявок на изобретения. Из них больше всего заявок поступило из Москвы, на втором месте – Воронеж, количество заявок из Владивостока, Саратова, Томска, Казани, Санкт-Петербурга и Ростова сравнимо между собой, из остальных городов – заметно меньше.
По странам происхождения больше всего заявок приходится на Россию, далее плотно идут США, Китай и Германия, заявок из остальных стран заметно меньше.
Из распределения по дням недели видно, что часть заявителей пользуется возможностью подавать заявки в выходные дни, хотя их не так много.
Доля электронной подачи от года к году растет, но все еще остается незначительной – в среднем менее 2%. Для сравнения: в патентном ведомстве США доля электронных патентных заявок уже в 2011 г. превышала 90% [4].
Перспективы развития
Полное электронное взаимодействие посредством АС БДЭИ планировалась реализовать в 2013 г. [5]. Однако вследствие секвестра бюджета этот срок сдвинут на конец 2014 г. Тогда же планируется распространить систему и на полезные модели.
Представляется весьма важным, что разработчики системы обнародовали для обсуждения XSD-схему [6], которую предполагается использовать для реализации импорта в PatDoc данных из XML-файла, в который можно выгружать контекст заявок из внешних докет-систем (Anaqua, Patricia и т.п.). Это создает хорошую предпосылку для автоматизации подготовки заявок, что в перспективе может заметно снизить трудоемкость формирования заявочного контейнера и сделать систему более популярной, особенно среди достаточно крупных патентных бюро.
Автор публикации выражает признательность Быкову Даниилу Викторовичу (ФИПС) за предоставленные материалы.
Источники
1. Список аккредитованных удостоверяющих центров:
e-trust.gosuslugi.ru/CA.
2. Требования Минкомсвязи к сертификатам ЭЦП:
www.reestr-pki.ru/DOCS/Recomend_v1_9.zip.
3. Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2008 г. N 327.
4. Быков Д.В. Электронное взаимодействие с заявителем. Опыт и перспективы. Доклад на XV научно-практической конференции «Национальная инновационная система и значение правовой охраны интеллектуальной собственности в ее развитии», Москва, 26–27 октября 2011 г.
5. Федоров С.В. Электронная подача заявок на изобретения в Роспатент. Доклад на семинаре АСПАТ, Санкт-Петербург, 20 марта 2012 г.:
vk.com/doc29381951_66677467?hash=a69a355bf1838e3677&dl=12e4bee8faefc58cf3.
6. XSD-схема для импорта данных из XML-файла:
www1.fips.ru/file_site/XSD_import_schem.zip.
Автор: Stanislav_F